Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Использование интерактивной доски на разных этапах уроков русского языка

Использование интерактивной доски на разных этапах уроков русского языка

Деятельность учителя при организации современного обучения школьников направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием современных педагогических технологий, включая информационно-коммуникационные технологии и создание благоприятной среды взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Но, какие бы средства ни применялись, главной задачей на уроке остается формирование у учащихся глубоких и прочных знаний, умений и навыков. Ее решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать разные приемы обучения русскому языку. Если мы научим ребенка учиться, получать знания из различного рода источников, по-разному их преобразовывать и представлять, то можно считать, что половина нашего дела уже сделана. Ученик сам начнет проявлять познавательную активность и желание не останавливаться на достигнутом.

Очень интересным, на наш взгляд, может быть применение интерактивной доски на уроках русского языка. Современные ученики плохо ориентируются в таком разделе языкознания, как орфоэпия. Как известно, задания по этому разделу включены в экзамен и в 9 и в 11 классах. Поэтому работа с наиболее трудными случаями произношения слов необходима на уроке. Можно предложить учащимся следующее упражнение по этому разделу:

– Поставить ударение в словах, данных на интерактивной доске (электронным маркером)

Досуг, договоры, газопровод, баловать, принудить, позвонить, облегчить, каталог, новорожденный, коклюш, свекла, агент, алфавит, апостроф, диспансер, жалюзи, иконопись, камбала, квартал, некролог, обеспечение, оптовый, предвосхитить, принудить, сосредоточение, средства, сторицей, таможня, тефтели, украинский, упрочение, факсимиле, феномен, хвоя, ходатайство, эксперт.

(Примеры даны из КИМов ЕГЭ по русскому языку. Слова подбираются с учетом класса обучающихся, например, из «Словарика» учебника в конце книги)

Можно усложнить задание (с записью на интерактивной доске электронным маркером):

– Подчеркнутые слова поставьте в творительный падеж. Проследите, изменилось ли место ударения в словах?

– Выделенные слова поставьте во 2-е лицо единственного числа. Изменилось ли место ударения? Что пишется на конце глаголов этой формы? Какую орфограмму повторили?

Помимо предложенных заданий, можно провести и лексическую работу: либо сделать гиперссылки в Интернет (на сайт, например, www. gramota. ru), где надо найти лексическое значение новых или непонятных слов, либо отправить индивидуально учащихся (1-2) к словарю, либо предложить дома самостоятельно узнать значение слов.

Можно для контроля знаний по этому разделу в 10 классе использовать такое упражнение на смыслоразличительную роль ударения:

– Обозначьте ударение. Укажите значения приведенных слов.

Кроить атлас – открыть атлас, броня на билет – непробиваемая броня, бронированные места – бронированная – техника, положить продукты в ледник – подниматься на ледник, развитая страна – развитая веревка, раскрыть заговор – заговор от боли, есть ирис – расцвел ирис, злая острота – острота лезвия, характерный поступок – характерный человек, языковая политика – языковая колбаса.

Также интересным представляется задание при работе с деформированным текстом, в котором необходимо не только восстановить орфографию и пунктуацию, но и орфоэпически правильно прочитать текст.

Бр. . нирован. . ые двери, закупорен. . ые окна и закрытые ж. . люзи созда. . вали мрач(?)новатую атм. . сферу однако опытн(ый,ая) менеджер Ирина Ильинич(?)на избалован. . (ый, ая) судьбой (не)унывала. Насл. . ждаясь ар. . матом душ. . стых ирисов она нач. . ла листать украинский к. . талог кухон. . ой мебели за прошлый квартал думая о (не)обходимости заключить новые договор(а,ы) на оптовые поставки г. . товой продукц. . и. Мельком взглянув на заиндевевш. . е окно она на. . кусила бутерброд с языковой к. . лбасой и пр. . ступила к погл. . щению с. лата из варен. . ой свеклы.

Иногда учащимся представляются трудными задания на соответствие. В таких случаях предлагаю следующее упражнение (например, по теме «Правописание и-ы после ц» на этапе отработки написания буквы и в словах на -ция)

– Подберите к словам из первого столбика синонимы из второго. Запишите слова парами, подчеркивая орфограмму «Правописание и-ы после ц»

(Для интерактивной доски каждое слово необходимо печать отдельно, чтобы была возможность передвигать их с места на место, т. е. искать соответствие)

Также это задание увеличивает лексический запас школьников, т. к. многие из предложенных слов стали часто встречаться в СМИ, а лексическое значение их не все знают. А работа на соответствие хотя бы методом исключения или подбора предполагает самостоятельную лексическую работу)

1.

Апелляц. . я, дегенерац. . я, номинац. . я, инспирац. . я, модернизац. . я, презентац. . я

Внушение, обжалование, усовершенствование, представление, вырождение, называние

2.

Нотац. . я, пенитенц. . арий, презумпц. . я, организац. . я, бифуркац. . я, аудиенц. . я

Разветвление, прием, наставление, учреждение, тюрьма, предположение

3.

Позиц. . я, аргументац. . я, конфронтац. . я, прокламац. . я, радиац. . я, практиц. . зм

Противоборство, листовка, деловитость, излучение, положение, доказательство

4.

Провокац. . я, реанимац. . я, диспропорц. . я, рекламац. . я, сатисфакц. . я, регенерац. . я

Несоразмерность, восстановление, претензия, удовлетворение, оживление, подстрекательство

(Объём работы можно либо уменьшить, либо разделить на варианты)

На уроке в 9-11 классах, работая над темой «Изобразительно-выразительные средства языка», можно учащимся предложить работу с текстом на закрепление полученных знаний, в котором подобраны примеры с разными видами переноса. Для усложнения работы можно текст деформировать.

– Определить вид переноса, указать выразительно-изобразительные средства в подчеркнутых словах и словосочетаниях. Восстановить правописание.

1. Г. . рит восток з. . рею новой. 2. Бывало, он еще в постел. . : к нему записочки несут. Что? Пр. . глашенья? В самом деле, три дома на вечер з. . вут. 3. Бр. . нил Гомера, Феокрита; за(то) читал Адама Смита, и был глубокий эконом. 4. Края Москвы, края родные, где на з. . ре цветущих лет часы беспечности я тратил золотые, (не)зная горестей и бед. 5. Пылай, камин, в моей пустынной келье. 6. Вся деревня бежит к нему навстречу, все его поз. . равляют. 7. Он выигр. . вал беспр. . станно, и загребал себе золото, и клал ассигнац. . и в карман. 8. Но торжеством победы полны еще кипели злобно волны. 9. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара.

Изучая тему «Омонимы» в 5 классе или повторяя ее в 10 классе, можно предложить анализ следующих предложений (попутно повторить правописание приставок пре– и при-). Текст на доске должен быть интерактивным, т. е. слова можно перемещать при проверке выполненного задания.

– Перепишите, вставляя вместо знака вопроса слова, данные в скобках.

1) Транзисторный (?) работал хорошо. Молодой инженер ока­зался достойным (?) погибшего конструктора (преемник, приём­ник). 2) Бригада могла немедленно (?) к работе. Никто не хотел (?) данную клятву (преступить, приступить). 3) Для (?) нужной фор­мы металл раскалили. Собравшиеся требовали увольнения злостных нарушителей порядка и (?) их товарищескому суду (предания, придания). 4) Группа альпинистов осуществила (?) восхождение на недоступную горную вершину. Систематические тренировки яв­ляются (?) условием любого спортивного успеха (непременный, беспримерный). 5) Это (?) явление. Всех (?) больных встречал де­журный врач (преходящий, приходящий).

Теоретический материал при объяснении новой темы можно представить в виде схем, таблиц. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти.

Особенно такие схемы удобны в 5-7 классах по разделам «Орфограии», например, в 6 классе при изучении темы: «Чередующиеся гласные»:

– Выделите корень слова и суффикс. Какую особенность заметили? В каком случае пишется гласная И в корне?

соберёшь

запереть

заблестеть

натереть

собираю

запирать

заблистать

натирать

нет суффикса -а-

есть суффикс -а-

Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти сейчас великое множество и использовать их многократно. Нужно только подойти к этому творчески и подключить к поискам своих учеников. Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителя, потому что он не может оставаться информационно малограмотным, а начинает активно повышать свое педагогической мастерство и уровень работы с техникой. Ведь эффективность работы с интерактивной доской зависит от самого учителя, от его таланта, творчества и опыта.

Метки: Русский язык