План открытого урока
План открытого урока
- ПРИВЕТСТВИЕ. ТРЕНИНГ НАСТРОЯ
I ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ
- Работа с лексическими понятиями
Задание. Найдите неверное утверждение:
1) ТЕКСТ – группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью
2) ТЕМА – предложения, сгруппированные вокруг микротемы и составляющие часть текста
3) ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ – предложения, которые передают отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого
(ОТВЕТ: 2)
– Вспомните определение ТЕМЫ.
– Какое же слово обозначает «предложения, сгруппированные вокруг микротемы и составляющие часть текста»?
(ОТВЕТ: АБЗАЦ )
– Что же мы будем называть МИКРОТЕМОЙ?
(ОТВЕТ: часть одной общей темы) Учитель:– КТО из вас попытается сформулировать тему урока?
– Цель урока? Что будем изучать и какие навыки отрабатывать?
( Ребята высказывают предложения. Определяется тема урока и ставятся цели. )
АБЗАЦ. МИКРОТЕМА ТЕКСТА
II ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
- – К какому словарю необходимо обратиться, чтобы установить этимологическое происхождение слова АБЗАЦ?
(Индивидуальная работа ученика с этимологическим словарём. Остальные учащиеся работают со словарём иностранных слов. Чтение. Запись воспроизводится в словарики)
– Что обозначает в слове МИКРОТЕМА элемент МИКРО…? (Обращаемся к словарю иностранных слов)
- Актуализация знаний и умений на первичном этапе изучения нового материала.
Учитель: Подумайте, что произойдёт, если одну из частей этого текста перенести в другое место?
(Заслушиваются гипотезы. Предполагаемые ответы: 1) Текст может быть лишён смысловой связности
2) Трудно установить основную мысль текста
Чтение текста В. Пакулова (сб. « Русский язык для промежуточного контроля» под ред. Н. А. Сениной)
Задание. Мысленно поменяйте 3 абзац с 1
– Какой вывод мы можем сделать?
( Заслушиваем ответы. Каждый абзац отвечает за какую – то микротему в композиции текста, логически оформляет текст)
- Закрепление знаний и совершенствование навыков
1) Проецируется текст, где отсутствуют абзацы.
ЗАДАНИЕ
Прочитайте текст. Определите 2 абзаца. Какие микротемы можно выделить?
Приглашается ученик, который с помощью ПК объяснит свою позицию.
2) Дифференцированная работа с учётом учебных способностей учеников.
Задание в маршрутном листе с последующим озвучиванием.
Учащимся с высокими учебными способностями предложено реанимировать текст «Фонтаны»
из сб. «Омск и история Сибири», выбрав один из вариантов ответа:
1) 1 2 4 3 5 6 7
2) 3 4 2 1 6 7 5
3) 3 1 2 4 6 7 5
4) 4 1 3 2 5 6 7
Требуется объяснить выбор (Ответ: 3)
– Задайте риторические вопросы к абзацам.
– Выразите основные мысли текста в 2—3 предложениях.
Учащимся со средними учебными способностями предложено реанимировать текст) № 165 из
сб. «Омск и история Сибири», выбрав вариант ответа: 1) 3 2 1 4 2) 1 2 3 4 3) 4 3 1 2 4) 1 3 4 2
Требуется объяснить выбор (Ответ: 2)
Предложен текст меньший по объёму.
Учащимся с низкими учебными способностями предложен текст № 27 из сб. «Омск и история Сибири»
– Соберите текст, выбрав один из предлагаемых ответов:
1) 3 2 1
2) 1 3 2
3) 1 2 3
4) 2 1 3 (Ответ: 3)
Обоснуйте свою позицию.
– Из текста выпишите 2 слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением
– Из 2 предложения 1абзаца выпишите грамматическую основу
Домашнее задание №
III Итог урока.
- Что отличает абзац от такой языковой единицы как текст?
- Для чего необходимы навыки, которые мы обрели?
РЕФЛЕКСИЯ
- Оцените свою работу на уроке в баллах от 1 до 5
- Я не понял (а)
- Что мне необходимо повторить?
- С каким настроением ухожу с урока?
Метки: Русский язык