5класс. Всероссийская олимпиада. Школьный этап
5класс. Всероссийская олимпиада. Школьный этап
1 вопрос. Проверка знаний по орфоэпии.
Напишите, какой гласный звук есть в слове жизнь и сколько раз он встречается в предложении «В сундуке жили белые мыши». Объясните свой ответ.
2 вопрос. Задание на историю орфографии (графики).
В современном русском языке очень много слов, содержащих приставки по– (например: полить, подорожник и т. п. ) и про-. Приведите по одному примеру слов, в одном из которых есть приставка па-, а в другом – приставка пра-.
3 вопрос. Поиск этимологических связей слов.
Есть ли что-то общее в происхождении имён: Ян, Ованес, Джон, Вано, Жан, Хуан? Объясните свой ответ. Есть ли в русском языке соответствие этим именам? Какое это имя?
4 вопрос. Определение устаревшего значения слова с помощью анализа контекста.
Сформулируйте и прокомментируйте значение выделенного слова: Говорит старик старухе: «Поди-ка, старуха, замети по сусекам: не наскребёшь ли на колобок!» (Сказка «Колобок»).
5 вопрос. Решение речевой проблемы на стыке грамматики и культуры речи.
Объясните иностранцу, как правильно сказать по-русски потрясающий городище или потрясающее городище, большой пожарище или большое пожарище, новый топорище или новое топорище. Ответ обоснуйте.
6 вопрос. Морфемная структура слова.
Выделите суффикс в следующих именах существительных: сибиряк, бедняк, кривляка, железяка, червяк. Напишите, одинаковый ли он. Докажите.
7 вопрос. Фразеология.
Чем удивил и рассмешил своих русских друзей герой шуточного сти-хотворения А. Кушнера «Мы и иностранец Билл»?
«Был бы он наш, – говорю для потехи, -
Дал бы, пожалуй, ему на орехи».
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил:
«Мистер, – сказал он, – вы очень любезны,
Так как орехи вкусны и полезны».
8 вопрос. Задание на морфологию.
Посмотрите, как образована форма множественного числа имён существительных кусты, цветы, столы, слоны. В каком слове при образовании этой формы помимо смены окончания происходит ещё одно явление? В чём оно заключается?
9 вопрос. Задание на синтаксис.
Известно, что словосочетание – это сочетание двух самостоятельных слов, одно из которых главное, а другое зависимое, то есть от одного слова к другому можно задать вопрос. Какие из данных сочетаний слов являются словосочетаниями, а какие – нет? Объясните свой выбор.
Красный цвет, красный и жёлтый, гулять по аллее, гулять или спать, около школы, быстро бежать, из-за угла, выбежал из-за угла.
10 вопрос. Задание на решение теоретико-лингвистической про-блемы, по истории языкознания.
По словарю какого типа можно проверить: а) употребление слова в том или ином значении; б) произношение слова; в) написание слова; г) происхождение слова?
Метки: Русский язык