6 класс. Всероссийская олимпиада. Школьный этап
6 класс. Всероссийская олимпиада. Школьный этап
1 вопрос. Проверка знаний по орфоэпии.
Распределите слова на две группы в зависимости от фонетических процессов, которые происходят в этих словах с некоторыми согласными звуками: отдалиться, вдруг, просьба, укладка, ферзь, сгибать. Напишите, что это за процессы.
2 вопрос. Задание на историю орфографии (графики).
Проанализируйте приведённые ниже примеры и напишите, какая есть закономерность в выборе окончания в словах: дедушка, батюшка, парнишка; матушка, долюшка, мелочишка; хлебушко, домишко; полюшко, зернышко, пальтишко;
3 вопрос. Поиск этимологических связей слов.
Два десяте, три десяте, четыре десяте, пять десяте – так в давние времена записывали логическую цепь исчисления. Запишите эти слова как современные числительные. Какое слово выпадает из этого ряда? Как по-древнерусски выглядело слово, обозначающее число 60?
4 вопрос. Определение устаревшего значения слова с помощью анализа контекста.
Сформулируйте и прокомментируйте значение выделенного слова:
Полковник наш рождён был хватом;
Слуга царю, отец солдатам,
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
5 вопрос. Решение речевой проблемы на стыке грамматики и культуры речи.
В нормативной речи разграничивается употребление слов оба и обе: оба брата, обоих братьев, обоим братьям и т. д. (т. к. слово брат – м. р. ) – обе сестры, обеих сестёр, обеим сёстрам и т. д. (т. к. слово сестра ж. р. ). Какое из этих слов – оба или обе – надо употребить со словом ворота? Ответ объясните.
6 вопрос. Морфемная структура слова.
Выделите суффиксы, с помощью которых образованы слова лентяйничать, плотничать, умствовать, чувствовать. Графически поясните свой ответ (т. е. напишите, от каких слов образованы данные слова).
7 вопрос. Фразеология.
По какому принципу с точки зрениях их значения объединены фразеологизмы: смотреть во все глаза; превратить в слух, глядеть в рот, навострить уши, не упустить из виду? Приведи пример фразеологизма с противоположным значением.
8 вопрос. Задание на морфологию.
Если бы в русском языке было слово рочь, то какой частью речи / частями речи и в какой форме оно могло быть? Ответ обоснуйте.
9 вопрос. Задание на синтаксис.
Выделите грамматические основы в предложениях:
1. Сегодня прекрасный день.
2. День сегодня прекрасный.
3. Чтобы – это подчинительный союз.
Объясните постановку тире в третьем предложении.
10 вопрос. Задание на решение теоретико-лингвистической проблемы, по истории языкознания.
Напишите, из какого словаря приведена данная статья.
МАЗАТЬ 1. намазывать, смазывать, натирать; 2. см. красить; 3. см. загрязнять; 4. см. рисовать; 5. см. промахиваться.
Почему в этой статье пять пунктов?
Метки: Русский язык