Филологическая олимпиада «История России в литературе и языке», 9 кл
Филологическая олимпиада «История России в литературе и языке», 9 кл
Часть I. Литературоведение
Задание 1. Чем не похож Наполеон в стихотворениях Лермонтова на Наполеона в стихотворении Байрона «Прощание Наполеона»? Попытайтесь объяснить эту разницу в оценках исторической личности. Напишите 10-15 предложений
Задание 2. А. С. Пушкин начинает повесть «Капитанская дочка» с упоминания одного исторического лица. Кто это? И почему, на ваш взгляд, именно так начинается повесть? Дайте емкий и лаконичный ответ (в 8 -10 предложениях)
Задание 3. Какие реальные события описаны в стихотворении В. А. Жуковского «Бородинская годовщина», 1839? Напишите 7-8 предложений.
Задание 4. Какая профессиональная лексика используется в «гусарских стихах» Д. Давыдова? Напишите 6-7 терминов и объясните их значения
Часть II. Языкознание
Задание 5. Определите грамматические основы во всех предложениях (подлежащее и сказуемое в двусоставных предложениях, главный член в односоставных предложениях), подчеркните их.
Возвратясь в столовую, Гаврила Афанасьевич казался очень озабочен. Сердито приказал он слугам скорее сбирать со стола, отослал Наташу в её светлицу и, объявив сестре и тестю, что ему нужно с ними поговорить, повёл их в опочивальню, где обыкновенно отдыхал он после обеда. Старый князь лёг на дубовую кровать, Татьяна Афанасьевна села на старинные штофные кресла, придвинув под ноги скамеечку; Гаврила Афанасьевич запер все двери, сел на кровать в ногах князя Лыкова и начал вполголоса следующий разговор:
– Недаром государь ко мне пожаловал; угадайте, о чем он изволил со мною беседовать?
– Как нам знать, батюшка-братец, – сказала Татьяна Афанасьевна.
– Не приказал ли тебе царь ведать какое-либо воеводство? – сказал тесть. – Давно пора. Али предложил быть в посольстве? что же? ведь и знатных людей, не одних дьяков посылают к чужим государям.
– Нет, – отвечал зять, нахмурясь. – Я человек старого покроя, нынче служба наша не нужна, хоть, может быть, православный русский дворянин стоит нынешних новичков, блинников да басурманов, – но это статья особая.
– Так о чём же, братец, – сказала Татьяна Афанасьевна, – изволил он так долго с тобою толковать? Уж не беда ли какая с тобою приключилась? Господь упаси и помилуй!
– Беда не беда, а признаюсь, я было призадумался.
– Что же такое, братец? о чём дело?
– Дело о Наташе: царь приезжал её сватать.
– Слава Богу, – сказала Татьяна Афанасьевна, перекрестясь. – Девушка на выданье, а каков сват, таков и жених, – дай бог любовь да совет, а чести много. За кого же царь её сватает?. . .
(А. С. Пушкин. Арап Петра Великого)
Задание 6. Прочитайте фрагмент произведения Л. Н. Толстого:
Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвова¬нья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни.
(Л. Н. Толстой. Война и мир. Собрание соч. в 12 т. М. , 1987. Т. 6. С. 34)
1. Найдите однокоренные слова, которые Толстой преднамеренно концентрирует в этом отрывке. 2. Определив словообразовательные связи этих однокоренных слов, постройте из них фрагмент словообразовательного гнезда, при необходимости восстановив недостающие звенья.
Задание 7. Сопоставив следующие описания из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого, укажите синонимическую пару слов, обозначающих план военных действий русскими и французскими войсками:
1) «Первоначальная линия расположения русских войск по Колоче была переломлена, и часть линии, именно левый фланг русских, вследствие взятия Шевардинского редута 24-го числа, была отнесена назад. Эта часть линии была не укреплена, не защищена более рекою, и перед нею одною было более открытое и ровное место. Очевидно было для всякого военного и невоенного, что эту часть линии и дόлжно было атаковать французами…»;
2) «Осмотрев местность против Шевардинского редута, Наполеон подумал несколько времени молча и указал на места, на которых должны были быть устроены к завтрему две батареи для действия против русских укреплений, и места, где рядом с ними должна была выстроиться полевая артиллерия. Отдав эти и другие приказания, он вернулся в свою ставку, и под его диктовку была написана диспозиция сражения».
Укажите этимологически родственные лексемы к слову диспозиция в современном русском языке. Восстановите исторический корень и язык-источник, с которым это слово связано по происхождению.
Задание 8. Найдите в этимологических словарях значение и язык-источник у следующих военных терминов и укажите их:
Аврал –
Адмирал –
Армия –
Баталия –
Батальон –
Батарея –
Бердышники –
Боцман –
Вермахт –
Гаубица –
Гауптвахта –
Гвардия –
Генерал –
Граната –
Десант –
Диверсия –
Дрейф –
Егерь –
Забрало –
Зауряд-офицер –
Метки: Русский язык