Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Филологическая олимпиада «История России в литературе и языке», 9 кл

Филологическая олимпиада «История России в литературе и языке», 9 кл

Часть I. Литературоведение

Задание 1. Чем не похож Наполеон в стихотворениях Лермонтова на Наполеона в стихотворении Байрона «Прощание Наполеона»? Попытайтесь объяснить эту разницу в оценках исторической личности. Напишите 10-15 предложений

Задание 2. А. С. Пушкин начинает повесть «Капитанская дочка» с упоминания одного исторического лица. Кто это? И почему, на ваш взгляд, именно так начинается повесть? Дайте емкий и лаконичный ответ (в 8 -10 предложениях)

Задание 3. Какие реальные события описаны в стихотворении В. А. Жуковского «Бородинская годовщина», 1839? Напишите 7-8 предложений.

Задание 4. Какая профессиональная лексика используется в «гусарских стихах» Д. Давыдова? Напишите 6-7 терминов и объясните их значения

Часть II. Языкознание

Задание 5. Определите грамматические основы во всех предложениях (подлежащее и сказуемое в двусоставных предложениях, главный член в односоставных предложениях), подчеркните их.

Возвратясь в столовую, Гаврила Афанасьевич казался очень озабочен. Сердито приказал он слугам скорее сбирать со стола, отослал Наташу в её светлицу и, объявив сестре и тестю, что ему нужно с ними поговорить, повёл их в опочивальню, где обыкновенно отдыхал он после обеда. Старый князь лёг на дубовую кровать, Татьяна Афанасьевна села на старинные штофные кресла, придвинув под ноги скамеечку; Гаврила Афанасьевич запер все двери, сел на кровать в ногах князя Лыкова и начал вполголоса следующий разговор:

– Недаром государь ко мне пожаловал; угадайте, о чем он изволил со мною беседовать?

– Как нам знать, батюшка-братец, – сказала Татьяна Афанасьевна.

– Не приказал ли тебе царь ведать какое-либо воеводство? – сказал тесть. – Давно пора. Али предложил быть в посольстве? что же? ведь и знатных людей, не одних дьяков посылают к чужим государям.

– Нет, – отвечал зять, нахмурясь. – Я человек старого покроя, нынче служба наша не нужна, хоть, может быть, православный русский дворянин стоит нынешних новичков, блинников да басурманов, – но это статья особая.

– Так о чём же, братец, – сказала Татьяна Афанасьевна, – изволил он так долго с тобою толковать? Уж не беда ли какая с тобою приключилась? Господь упаси и помилуй!

– Беда не беда, а признаюсь, я было призадумался.

– Что же такое, братец? о чём дело?

– Дело о Наташе: царь приезжал её сватать.

– Слава Богу, – сказала Татьяна Афанасьевна, перекрестясь. – Девушка на выданье, а каков сват, таков и жених, – дай бог любовь да совет, а чести много. За кого же царь её сватает?. . .

(А. С. Пушкин. Арап Петра Великого)

Задание 6. Прочитайте фрагмент произведения Л. Н. Толстого:

Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвова¬нья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни.

(Л. Н. Толстой. Война и мир. Собрание соч. в 12 т. М. , 1987. Т. 6. С. 34)

1. Найдите однокоренные слова, которые Толстой преднамеренно концентрирует в этом отрывке. 2. Определив словообразовательные связи этих однокоренных слов, постройте из них фрагмент словообразовательного гнезда, при необходимости восстановив недостающие звенья.

Задание 7. Сопоставив следующие описания из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого, укажите синонимическую пару слов, обозначающих план военных действий русскими и французскими войсками:

1) «Первоначальная линия расположения русских войск по Колоче была переломлена, и часть линии, именно левый фланг русских, вследствие взятия Шевардинского редута 24-го числа, была отнесена назад. Эта часть линии была не укреплена, не защищена более рекою, и перед нею одною было более открытое и ровное место. Очевидно было для всякого военного и невоенного, что эту часть линии и дόлжно было атаковать французами…»;

2) «Осмотрев местность против Шевардинского редута, Наполеон подумал несколько времени молча и указал на места, на которых должны были быть устроены к завтрему две батареи для действия против русских укреплений, и места, где рядом с ними должна была выстроиться полевая артиллерия. Отдав эти и другие приказания, он вернулся в свою ставку, и под его диктовку была написана диспозиция сражения».

Укажите этимологически родственные лексемы к слову диспозиция в современном русском языке. Восстановите исторический корень и язык-источник, с которым это слово связано по происхождению.

Задание 8. Найдите в этимологических словарях значение и язык-источник у следующих военных терминов и укажите их:

Аврал –

Адмирал –

Армия –

Баталия –

Батальон –

Батарея –

Бердышники –

Боцман –

Вермахт –

Гаубица –

Гауптвахта –

Гвардия –

Генерал –

Граната –

Десант –

Диверсия –

Дрейф –

Егерь –

Забрало –

Зауряд-офицер –

Метки: Русский язык