Филологическая олимпиада школьников «История России в литературе и языке», 7-8 кл
Филологическая олимпиада школьников «История России в литературе и языке», 7-8 кл
Часть I. Литературоведение
Задание 1. С каким ранним стихотворением Лермонтова соотносится стихотворение «Бородино» и что нового вносит поэт в разработку темы «Бородинской битвы» в стихотворении «Бородино» (1837 г. )? Напишите 10-12 предложений.
Задание 2. Кого из героев войны прославляет В. Жуковский в стихотворении «Певец во стане русских воинов»? Напишите 8-10 предложений.
Задание 3. Перед вами заглавия басен И. А. Крылова: «Волк на псарне», «Обоз», «Щука и кот», «Ворона и курица». Эти басни написаны на разные сюжеты, в них разные персонажи, у каждой – своя мораль. И, тем не менее, есть нечто объединяющее их. Что? Дайте лаконичный, но аргументированный ответ в 8 – 10 предложениях.
Задание 4. В каких стихотворениях М. Ю. Лермонтова возникает образ Наполеона? (5-6 произведений). Как поэт относится к «титану европейской культуры»? Приведите цитаты из стихотворений Лермонтова. Напишите 10-12 предложений.
Часть II. Языкознание
Задание 5. Прочитайте отрывок из былины «Чурила и Катерина»:
Бьётся-то он [Чурила Плёнкович] тут колотится
сквозь тую блезну да сквозь хрустальную.
Отворяет тут окошечко косевчатое,
Выскакивает оттуль девушка поваренная
и сама-то говорит да таково слово:
«Ещё нет у нас в доме-то хозяина,
Он уехал во божью церковь,
Богу он там молитися,
Чудным образам да он поклонитися».
Кто такая девушка «поваренная», чем она занималась в доме хозяина? Установите, от какого слова и каким способом образовано слово «поваренный». Какие слова в современном русском языке образованы таким же способом? Укажите их, установите исходное (производное) слово и способ словообразования.
Задание 6.
1. «Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!» (М. Ю. Лермонтов. Избранные произведения. М. , 1946)
2. . «Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!» (Путешествие в страну Поэзия. Л. , 1972. С. 168-169)
Сравните разные публикации начала стихотворения «Бородино». А как, на ваш взгляд, следует правильно писать выделенный курсивом фрагмент текста? Свой ответ аргументируйте.
Задание 7. Какие военные лексемы были заимствованы в XVIII веке: баталия, виктория, корнет, реляция, юнкер? Укажите их исконное лексическое значение, а также историю бытования (изменение, семантические сдвиги, переход в пассивный запас слов и т. д. ). Приведите примеры их употребления в художественных произведениях.
Задание 8. Образуйте военные термины, характерные для начала ХVIII в. :
а) от следующей единицы: команда
б) с помощью суффиксов – ер, – ант
в) с помощью морфемы под –
Метки: Русский язык