Филологическая олимпиада школьников «История России в литературе и языке», 10 кл
Филологическая олимпиада школьников «История России в литературе и языке», 10 кл
Часть I. Литературоведение
Задание 1. Объясните философский смысл высказывания Л. Н. Толстого в романе «Война и мир»: «Пока Россия была здорова, ей мог служить и чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек». О ком идет речь в этом рассуждении? Напишите 10-15 предложений.
Задание 2. Прочитайте «гусарские стихи» Д. Давыдова и составьте свод правил, кодекс житейского поведения героев военной лирики Д. Давыдова (5-6 позиций)
Задание 3. Перед вами поэтическое послание одного русского поэта к другому. Кто автор и адресат? Какие реальные события отражены в этом стихотворении? Напишите 7-8 предложений.
Уедешь ты на теплый юг!
И где лазурью блещет море -
Покинет тело злой недуг,
Покинет сердце злое горе.
Там отдохнет в семье друзей
Душа, изведавшая муки,
И песен, выстраданных ей,
К нам долетят святые звуки. . .
И всё, что рок во дни невзгод
Давил железною рукою,
Вдруг встрепенется, оживет,
Как цвет под влагой дождевою.
Господь тебя благослови
За годы долгие несчастья
И тихой радостью любви,
И дружбы ласковым участьем.
И если радостные дни
Придут, послушные желанью,
Меня, собрата по изгнанью,
Ты добрым словом помяни!
Задание 4. «Певцы передадут потомству наш подвиг, славу, торжество, – писал В. Раевский. Перечислите этих «певцов», их произведения, какие именно подвиги каждый из них мог воспевать? Напишите 10-15 предложений.
Часть II. Языкознание
Задание 5. Найдите в романе А. С. Пушкина «Арап Петра Великого» примеры всех разновидностей второстепенных членов предложения – обстоятельств, впишите их в таблицу: подчеркните обстоятельство, укажите логический вопрос и способы выражения.
Разновидность Пример предложения (обязательно укажите номер главы!) Логический вопрос к обстоятельству, способ выражения,
Обстоятельство места Образец:
Величавые знамёна развевались над Москвой (глава 1) Где?
Предлог над + сущ. в Тв. пад.
Обстоятельство времени
Обстоятельство причины
Обстоятельство образа действия
Обстоятельство степени
Обстоятельство сравнения
Обстоятельство цели
Обстоятельство условия
Обстоятельство уступки
Обстоятельство следствия
Задание 6.
А. С. Пушкин. Наполеон.
И Франция, добыча славы,
Плененный устремила взор,
Забыв надежды величавы,
На свой блистательный позор.
Ты вел мечи на пир обильный;
Все пало с шумом пред тобой:
Европа гибла – сон могильный
Носился над ее главой.
Какие изобразительно-выразительные средства языка использовал Пушкин в этой строфе? Используя аргументы, дайте объяснительный комментарий.
Примечание: изобразительно-выразительные средства – это различные виды тропов, стилистических фигур, а также экспрессивно-стилистический потенциал языка.
Задание 7. В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой описывает состояние Пьера Безухова, который решил участвовать в народной защите Москвы:
«В первый раз Пьер испытал это странное и обаятельное чувство в Слободском дворце, когда он вдруг почувствовал, что богатство, и власть, и жизнь … – все это ежели и стόит чего-нибудь, то только по тому наслаждению, с которым все это можно бросить. Это было то чувство, вследствие которого охотник-рекрут пропивает последнюю копейку, запивший человек перебивает зеркала и стекла без всякой видимой причины и зная, что будет стόить ему его последних денег; то чувство, вследствие которого человек, совершая (в пошлом смысле) безумные дела, как бы пробует свою личную власть и силу, заявляя присутствие высшего, стоящего вне человеческих условий, суда над жизнью».
Как следует интерпретировать понятие охотник-рекрут? Какие семантические сдвиги актуализированы в содержательной структуре этого слова?
Задание 8. Найдите в этимологических словарях значение и язык-источник у следующих военных терминов и укажите их:
Казарма –
Калибр –
Камуфляж –
Канонада –
Караул-
Картечь –
Каска –
Конвой –
Корнет –
Лагерь –
Лафет –
Лейб-гвардия –
Лейтенант –
Мушкет –
Обойма –
Ополчение –
Орден –
Офицер –
Паек –
Палаш –
Метки: Русский язык