Филологическая олимпиада школьников «История России в литературе и языке», 5-6 кл
Филологическая олимпиада школьников «История России в литературе и языке», 5-6 кл
Часть I. Литературоведение
Задание 1. Как называются предложенные вам высказывания? В чем заключаются их жанровые особенности? О чьей доле рассказывают они и какова эта доля? Напишите 8-10 предложений
Умирать ладишься, а хлеб сей.
Не печь кормит, а поле.
Пашню пашут – руками не машут.
Черная земля золотую рожь плодит.
Земля не уродит – никто не наградит.
А как вы объясните следующее выражение:
Орать – не в дуду играть?
Напишите 7-8 предложений.
Задание 2. О каких двух исторических личностях рассказывает Лермонтов в стихотворении «Два великана»? Объясните смысл последней строфы стихотворения:
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
Напишите 8-10 предложений
Задание 3. В басне И. А. Крылова волк произносит: «И волчьей клятвой утверждаю…». Что такое «волчья клятва» и почему ловчий прервал ответ? О какой басне и о каких событиях идет в ней речь? Напишите 5-6 предложений.
Часть II. Языкознание
Задание 4. Какие два полка выросли из «потешных полков» Петра I? Как они назывались? Объясните, почему они были так названы. Укажите названия цвета / цветов их обмундирования.
Задание 5. Прочитайте стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина» и «Бородино», найдите и сформируйте лексико-семантические (тематические) группы слов по следующим семантическим признакам: 'вид оружия', 'род войск', 'составляющие артиллерийского орудия', 'диспозиция военных действий'.
Укажите лексическое значение каждого слова, входящего в эти группы.
Задание 6. Прочитайте стихотворение:
А. С. Пушкин.
Пир Петра Первого
Над Невою резво вьются
Флаги пёстрые судов;
Звучно с лодок раздаются
Песни дружные гребцов;
В царском доме пир весёлый ;
Речь гостей хмельна, шумна;
И Нева пальбой тяжёлой
Далеко потрясена.
Что пирует царь великий
В Питербурге-городке?
Отчего пальба и клики
И эскадра на реке?
Озарен ли честью новой
Русский штык иль русский флаг?
Побеждён ли швед суровый?
Мира ль просит грозный враг?
Иль в отъятый край у шведа
Прибыл Брантов утлый бот,
и пошёл навстречу деда
Всей семьей наш юный флот,
И воинственные внуки
Стали в строй пред стариком,
И раздался в честь науки
песен хор и пушек гром?
Годовщину ли Полтавы
Торжествует государь,
День, как жизнь своей державы
Спас от Карла русский царь?
Родила ль Екатерина?
Именинница ль она,
Чудотворца-исполина
Чернобровая жена?
Нет! Он с подданным мирится;
Виноватому вину
Отпуская, веселится;
Кружку пенит с ним одну;
И в чело его целует,
Светел сердцем и лицом;
И прощенье торжествует,
Как победу над врагом.
Оттого-то шум и клики
В Питербурге-городке,
И пальба и гром музыки
И эскадра на реке;
Оттого-то в час веселый
Чаша царская полна
И Нева пальбой тяжёлой
Далеко потрясена.
Вы обратили внимание на то, что в этом стихотворении А. С. Пушкина некоторые слова и сочетания слов употреблены не в тех значениях, в которых они используются в современном русском языке?
Задание к выделенным словам:
1) определите и напишите, чем отличаются значения слов в тексте от современных значений этих же слов;
2) попробуйте заменить слова, употреблённые в устаревших значениях, словами из современного русского языка, объясните свой выбор.
Метки: Русский язык