Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Филологическая олимпиада школьников «История России в литературе и языке», 5-6 кл

Филологическая олимпиада школьников «История России в литературе и языке», 5-6 кл

Часть I. Литературоведение

Задание 1. Как называются предложенные вам высказывания? В чем заключаются их жанровые особенности? О чьей доле рассказывают они и какова эта доля? Напишите 8-10 предложений

Умирать ладишься, а хлеб сей.

Не печь кормит, а поле.

Пашню пашут – руками не машут.

Черная земля золотую рожь плодит.

Земля не уродит – никто не наградит.

А как вы объясните следующее выражение:

Орать – не в дуду играть?

Напишите 7-8 предложений.

Задание 2. О каких двух исторических личностях рассказывает Лермонтов в стихотворении «Два великана»? Объясните смысл последней строфы стихотворения:

Но упал он в дальнем море

На неведомый гранит,

Там, где буря на просторе

Над пучиною шумит.

Напишите 8-10 предложений

Задание 3. В басне И. А. Крылова волк произносит: «И волчьей клятвой утверждаю…». Что такое «волчья клятва» и почему ловчий прервал ответ? О какой басне и о каких событиях идет в ней речь? Напишите 5-6 предложений.

Часть II. Языкознание

Задание 4. Какие два полка выросли из «потешных полков» Петра I? Как они назывались? Объясните, почему они были так названы. Укажите названия цвета / цветов их обмундирования.

Задание 5. Прочитайте стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина» и «Бородино», найдите и сформируйте лексико-семантические (тематические) группы слов по следующим семантическим признакам: 'вид оружия', 'род войск', 'составляющие артиллерийского орудия', 'диспозиция военных действий'.

Укажите лексическое значение каждого слова, входящего в эти группы.

Задание 6. Прочитайте стихотворение:

А. С. Пушкин.

Пир Петра Первого

Над Невою резво вьются

Флаги пёстрые судов;

Звучно с лодок раздаются

Песни дружные гребцов;

В царском доме пир весёлый ;

Речь гостей хмельна, шумна;

И Нева пальбой тяжёлой

Далеко потрясена.

Что пирует царь великий

В Питербурге-городке?

Отчего пальба и клики

И эскадра на реке?

Озарен ли честью новой

Русский штык иль русский флаг?

Побеждён ли швед суровый?

Мира ль просит грозный враг?

Иль в отъятый край у шведа

Прибыл Брантов утлый бот,

и пошёл навстречу деда

Всей семьей наш юный флот,

И воинственные внуки

Стали в строй пред стариком,

И раздался в честь науки

песен хор и пушек гром?

Годовщину ли Полтавы

Торжествует государь,

День, как жизнь своей державы

Спас от Карла русский царь?

Родила ль Екатерина?

Именинница ль она,

Чудотворца-исполина

Чернобровая жена?

Нет! Он с подданным мирится;

Виноватому вину

Отпуская, веселится;

Кружку пенит с ним одну;

И в чело его целует,

Светел сердцем и лицом;

И прощенье торжествует,

Как победу над врагом.

Оттого-то шум и клики

В Питербурге-городке,

И пальба и гром музыки

И эскадра на реке;

Оттого-то в час веселый

Чаша царская полна

И Нева пальбой тяжёлой

Далеко потрясена.

Вы обратили внимание на то, что в этом стихотворении А. С. Пушкина некоторые слова и сочетания слов употреблены не в тех значениях, в которых они используются в современном русском языке?

Задание к выделенным словам:

1) определите и напишите, чем отличаются значения слов в тексте от современных значений этих же слов;

2) попробуйте заменить слова, употреблённые в устаревших значениях, словами из современного русского языка, объясните свой выбор.

Метки: Русский язык