Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку, 7 кл

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку, 7 кл

Максимальное количество баллов – 55 (за оба тура)

I ТУР

Задание 1. Фонетика

В отрывке из стихотворения Н. Заболоцкого «На реке» найдите все слова, в

которых есть звук [й]. Выпишите их, подчеркните букву, обозначающую [й].

Есть ли среди них слово / слова с двумя звуками [й]?

Вот, посмотрите-ка, какое представленье!

Каждый удивляется, кто близко подойдёт!

Двадцать три разбойника в это воскресенье

Сделали на речку разбойничий налёт.

Ответы:

Какое, представленье, каждый, удивляется, подойдёт, разбойника, воскресенье,

разбойничий. В слове разбойничий два звука [й].

Оценка:

За каждое правильное слово с указанием буквы – по 0,5 б. (всего 4 б. )

За правильно найденное слово разбойничий – 1 б.

Итого: 5 б.

Задание 2. Орфография

Почему после русской приставки ВЗ– в слове взимать (ср. : иметь) пишется

буква И, а в слове взыскать (ср. : искать) – буква Ы?

Ответ.

Это написание полностью соответствует правилу о написании после русской

приставки буквы в соответствии с произношением (фонетический принцип

русского письма).

Оценка:

2 балла – за одно слово; 4 балла за полностью правильный ответ;

дополнительный 1 балл – за указание принципа письма.

Итого: 5 баллов.

Задание 3. Диалектная система русского языка

В какой строке верно указано диалектное членение русского языка?

1. Северное наречие, среднее наречие, южнорусские говоры.

2. Северное наречие, южное наречие, среднерусские говоры.

3. Северное наречие, южное наречие, среднее наречие.

4. Северное наречие, южное наречие, среднерусское наречие.

Ответ. 2

Оценка: 2 балла.

Задание 4. Лексика. Фразеология

О каких журавлях идёт речь в стихотворении С. Орлова? Какое лексическое

явление позволило создать поэтический образ? Объясните.

За околицей, у колодца

Долговязый журавль стоит,

Воду пьёт – и никак не напьётся,

Хочет в небо и не взлетит…

Ответы:

Явление – полисемия. Слово журавль – многозначное:

1) большая перелётная птица с длинными ногами и шеей,

2) шест у колодца для подъёма воды (похож на журавля-птицу).

Второе значение появляется как метафора. В стихотворении поэтический образ

создаётся столкновением двух значений.

Оценка:

За указание значений многозначного слова – 2 б.

За термины полисемия (многозначность), метафора (перенос по сходству) – по

2 б. (всего 4 б. )

За пояснение того, каким образом создан поэтический образ, – 2 б.

Итого: 8 б.

Задание 5. История русского языка

Подберите соответствующие современные номинации к выделенным

древнерусским словам. Какими фактами из истории русского языка Вы

руководствовались?

На нем два мужа изнуренны,

Как тени, в аде заключены,

Сидят, склоняясь на дланьглавой;

Единый млад, другий с брадой

Седой и до чреселвисящей …

(И. И. Дмитриев. Ермак)

Ответ:

длань – ладонь, глава – голова, брада – борода, чресел → ст-сл. чресла/ др. -р.

чересла – поясница, крестец. Это примеры лексем с полногласными

(древнерус. ) / неполногласными (старослав. ) сочетаниями.

Оценка:

за каждую современную номинацию – по 1 баллу (всего 5 номинаций).

За аргументацию: полногласие /неполногласие – 1 б. , указание на язык:

старослав. – 1 б. , древнерус. – 1 б.

Итого: 8 баллов.

Задание 6. Морфемика. Словообразование

Снегурочку назвали Снегурочкой, потому что она сделана из снега. А Золушку?

Потому что она сделана из золы? Объясните, как появилось это имя.

А знаете ли вы точное значение слова колобок? Какие слова являются его

историческими родственниками?

Ответ:

Золушку назвали Золушкой, потому что она выгребала золу из печей и обычно

была запачкана ею.

Колобок – это небольшой круглый хлеб. Слово образовано с помощью

суффикса –ок от колоб «круглый хлеб». Форма колобка подскажет, что

родственными словами были колесо, кольцо, около и др. со значением корня

«круг, круглый».

Оценка:

1 балл за пояснение к Золушке.

1 балл за пояснение к колобку.

1 балл за каждое родственное слово.

Итого: в зависимости от кол-ва верно указанных родственных слов.

Задание 7. Морфология

Сравните два предложения: Даже эту задачу решил Петров. Эту задачу решил

даже Петров. Что утверждает первое предложение? Что утверждает второе

предложение? Чем обусловлено различие смысла этих предложений?

Ответ:

Петров – сильный ученик: он решил очень трудную задачу.

Задача такая легкая, что ее решил слабый Петров.

Частица даже выделяет и усиливает разные слова.

Оценка:

1 балл за каждый правильный ответ.

Итого: 3 балла.

Задание 8. Синтаксис

Определите, о какой синтаксической конструкции идёт речь, приведите

пример:

Её основная функция – побудить собеседника слушать, привлечь внимание к

сообщению, поэтому она часто выражена именами, фамилиями, названиями

лиц по родству, но возможно также использование имён нарицательных

неодушевлённых.

Каковы синтаксические признаки (форма выражения, связь с составом

предложения) этой синтаксической конструкции?

Ответ:

Речь идёт об обращении; обращение имеет форму Им. п. сущ. , личного

местоимения, не связано с другими словами в предложении ни

подчинительной, ни сочинительной связью и не входит в состав предикативной

(грамматической) основы.

Оценка:

За верное определение конструкции – 1 балл, за верный пример – 1 балл, за

точное указание синтаксических признаков – 3 балла (если назван только один

признак – по 1 баллу).

Итого: 5 баллов.

Задание 9. Нормы русского языка

Ваня спросил у своего друга Паши:

– Когда ты пришёл сошколы?

Паша ответил:

– У нас было 6 уроков, поэтому изшколы я пришёл в 2 часа.

Кто из мальчиков верно использовал предлог (выделен шрифтом)? Каким

способом можно проверить правильность такого выбора?

Ответ:

Прав Ваня, который использовал предлог из; правильность выбранной модели

управления (или выбранного предлога) можно проверить сопоставлением с

антонимичной конструкцией: из школы – в школу, а не со школы – на школу.

Оценка:

1 балл за верно выбранный предлог, 2 балла за правильное определение

способа проверки.

Итого: 3 балла.

II ТУР. Перевод текста на древнерусском языке

Выполните перевод древнерусского текста. Обратите внимание на особенности

чтения следующих букв: h читается как е, ``#, " читаются как я, q читается как

у.

Mîë#øå àíäðhè ê ñîåìîó áðàòîó äìèòðåþ: «……. . /. Ñ#äåìú áðàòå íà ñîè

áîðçè êîìîíè/, èñïèåìú áðàòå øåëîìîìú ñîèìú îäû áûñòðîãî äîíîó,

èñïûòàåìú ìå÷è ñîè áîóëàòíû# …………. . /. nnòî òè áðàòå íå ñòîóêú bè íè ãðîìú

ãðåìèòú, ñòîó÷èòú ñèëíà" ðàò• åëèêàãî êúí#ç# èàíà äìèòðiåè÷à».

(Задонщина).

Вопросы к тексту:

1. Определите падеж формы äîíîó. Укажите соответствующую форму в

современном русском языке. О чём свидетельствует возможное вариативное

употребление таких форм в современном русском языке?

2. Укажите синонимы к древнерусскому слову ðàòü.

Ответ:

Перевод: Сказал Андрей своему брату Дмитрию: « …Сядем, братья, на своих

борзых коней, выпьем, братья, шлемами своими воды из быстрого Дона,

испытаем мечи свои булатные … это, братья, не стук стучит и не гром гремит,

то стучит (идёт) сильная рать великого князя Ивана Дмитриевича»

(Задонщина).

Ответы на вопросы:

1. Существительное äîíîó употребляется в форме род. п. ед. ч. В современном

русском языке ему соответствует форма с окончанием -а: Дона . В истории

русского языка произошло усложнение падежной функции, и устаревшая

флексия -у получила значение 'часть от целого': цена гороха – мешок гороху;

вкус мёда – стакан мёду. Возможное вариативное употребление подобных

форм (народа – народу) также свидетельствует о стилистической

дифференциации, где окончание -а соответствует нормам современного

русского языка, а окончание -у указывает на разговорный, просторечный

характер словоформы: И рылом подрывать у Дуба корни стала, / Ей с Дубу

ворон говорит…(И. А. Крылов).

2. Синонимы к древнерусскому слову ðàòü: войско, воинство, полк, пехота,

вооружённые силы.

Оценивание перевода текста: учитывается общее понимание смысла текста –

до 2-х баллов, точность передачи лексико-грамматических особенностей – до 3–

х баллов.

Итого: до 5 баллов.

Оценивание ответов на вопросы:

1 вопрос: за правильное указание соответствующей формы – 1 балл, при

наличии историко-лингвистического комментария (в зависимости от его

полноты) – до 3-х баллов.

2 вопрос: по 1 баллу – за указание каждого синонима.

Итого: в зависимости от кол-ва синонимов.

Метки: Русский язык