Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Всероссийская олимпиада по русскому языку, 8 кл

Всероссийская олимпиада по русскому языку, 8 кл

Максимальное количество баллов – 78 (за оба тура)

I ТУР

Задание 1. Орфоэпия

Прочитайте диалог и объясните, чья речь кажется Вам более правильной и

почему.

Анна: Я иду в кулинАрию, хочу купить тесто. ТвОрог и несколько яИц у меня

есть. Приходи вечером: изЫсков не обещаю, но будет горячее кофе и

домашний пирог.

Татьяна: Спасибо за приглашение, я люблю пироги и тОрты. Я принесу

сливОвое варенье. Кстати, дам тебе рецепт салата с варЁной свеклОй и

расскажу, как готовить тЕфтели.

Ответ:

Речь Анны полностью соответствует современным произносительным нормам:

она выбирает или единственно правильный вариант (яИц, изЫсков), или один

из равноправных (кулинАрия, твОрог), и только в одном случае допустимый

разговорный грамматический вариант горячее кофе – ср. р. Татьяна произнесла

единственно правильные варианты тОрты, варЁной, один из равноправных

тЕфтели и неправильно свеклОй, сливОвое.

Оценка:

За правильный комментарий к каждому подчёркнутому слову – по 1 б.

Итого: 10 б.

Задание 2. Орфография

Ученик написал в диктанте следующую фразу: «Летом я ездил к Маши».

Увидев исправление окончания последнего слова, он удивился и сказал

учителю, что писал это слово по правилу.

Вопрос: какое правило использовал ученик и почему его нельзя применять в

данном случае?

Ответ. Ученик использовал правило о правописании ЖИ, ШИ с буквой И.

Однако это правило в данном случае использовать нельзя, т. к. сначала нужно

проверить букву в безударном окончании имени существительного, а для этого

используется другое правило – правописание окончаний Р. , Д. , и П. п. сущ. .

Оценка:

2 балла за указание ложного правила, 2 балла за указание нужного правила.

Точная формулировка нужного правила при этом необязательна.

Итого: 4 балла.

Задание 3. Диалектная система русского языка

В приведённом отрывке из повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» есть

диалектные слова и формы. Найдите их, дайте соответствие из литературного

языка и распределите по двум пунктам: 1. Диалектные слова. 2. Диалектные

формы. 3. Диалектные фонетические варианты.

О возрасте своём старухи говорили так:

– Я, девка, уж Ваську, брата, на загорбке таскала, когда ты на свет

родилась. . .

– Ты, однако, и будешь-то года на три меня постаре.

– Но, на три! Я замуж-то выходила, ты кто была – оглянись-ка! Ты ишшо

без рубашонки бегала.

Ответ.

1. Диалектные слова: загорбок – спина.

2. Диалектные формы: постаре – постарше,

3. Диалектные фонетические варианты: ишшо – ещё.

Оценка:

По 1 баллу за каждое найденное и истолкованное слово, 2 балла за правильное

распределение.

Итого: 5 баллов.

Задание 4. Лексика

Дайте комментарий к каждой словесной «пропорции». Какая из этих

«пропорций» составлена неправильно? Объясните.

1) перст : палец = бортник : пчеловод

2) донжуан : волокита = обломов : лентяй

3) военные : воинский = факт : фактор

4) алфавит : азбука = бестселлер : шедевр

5) ковбой : пастух = голкипер : вратарь

Ответы:

В каждой «пропорции» пары слов связывают одинаковые лексические

отношения:

1) синонимия «архаизм – современное слово»

2) синонимия «имя собственное, ставшее нарицательным – имя

нарицательное»

3) паронимия

4) неправильная пропорция, т. к. алфавит и азбука – полные синонимы, а

бестселлер «лидер продаж» и шедевр «выдающееся произведение» имеют

разные значения,

5) синонимия «заимствованное из западных языков слово – славянское

слово»

Оценка:

За каждую правильно прокомментированную пару – по 2 б.

За указание неправильной пропорции (4 ряд) – 1 б.

Итого: 11 б.

Задание 5. История русского языка

Укажите лексическое значение словоформы áðàòî÷àäq в следующем

фрагменте из древнерусского памятника «Русская правда» (1280 г. ):

Àæ• qáü~ò• ìqæ• ìqæà • òî ìüñòèòè áðàòq áðàòà • ëþáî wòüöþ ëþáî •

ëþáî áðàòî÷àäq.

Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

словоформа áðàòî÷àäq от др. -русск. áðàòî÷àäú////áðàòó÷àäú 'племянник' (сын

брата), а также áðàòî÷àäà 'племянница' (дочь брата) (см. : Фасмер М.

Этимологический словарь русского языка. – М. : Издательство «Прогресс»,

1987. – Т. 1. С. 208). Лексическое значение словоформы áðàòî÷àäq объясняет

и словообразовательная структура этого слова: 'чадо брата'.

Оценка:

за указание адекватного лексического значения – 1 балл.

за аргументацию – 2 балла.

Итого: 3 балла.

Задание 6. Морфемика. Словообразование

Происхождение названий многих ягод достаточно прозрачно: «земляника»,

«костяника», «черника». От каких слов они образованы и по каким признакам

названы? А как могли быть образованы названия «ежевика» и «клубника»?

Ответ:

Земляника – находится на земле (от земляной) – место; костяника – содержит в

себе косточки (от костяной, ср. : костянка) – составная часть, элемент; черника

– черная ягода – цвет.

Ежевика – колючий кустарник с шипами, как у ежа (ежевой) – метафора;

клубника – ягода, похожая на клубни – тоже метафора. Для справок: Н. М.

Шанский и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М. , 1961.

Оценка:

За указание каждого производящего слова по 1 баллу (всего 5).

Дополнительные баллы за определение мотивировочных признаков (цвет,

место и пр. ) – по 1 б. (всего 3балла).

Указание на метафору – 2 балла.

Итого: 10 баллов.

Задание 7. Морфология

Попытайтесь ответить на такие вопросы: 1) Почему не употребляются в 1-м

лице ед. ч. глаголы «толпиться», «сбежаться», «съехаться» и под. ? 2) Почему

нельзя образовать 1 лицо ед. ч. от глаголов «дерзить», «тузить», «бузить»?

Ответ:

Глаголы первой группы обозначают действия нескольких (многих) людей, а 1

лицо – действие только говорящего, т. е. одного человека.

Глаголы второй группы в 1 лице ед. ч. могли бы образовать омонимичные

формы «держу» (держать), «тужу»(тужить), «бужу» (будить).

Оценка:

Ответ на первый вопрос – 2 балла.

За каждую правильно образованную форму (второй вопрос) – 1 балл.

За указание причины (омонимия, совпадение) – 1 балл.

Итого: 6 баллов.

Задание 8. Синтаксис

Известно, что слова (словоформы) связаны друг с другом в предложении или

сочинительной, или подчинительной связью. При подчинении одно слово

грамматически и по смыслу зависит от другого, но бывает и так, что одно слово

зависит от двух других слов. В данных предложениях подчеркните такие слова

и укажите, от каких слов они зависят:

1) Миссис Гаген в самый последний момент помешала прийти ужасная

мигрень (В. Набоков).

2) Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой (А. Твардовский).

3) Мать моя вставала рано, до солнца (М. Пришвин).

Ответ:

1) прийти: зависит от глагола помешала (что сделать?) и от миссис (Гаген) (кто

должен был прийти?)

2) оглушённый: зависит от Тёркин (какой?) и от никнет (почему никнет?

Потому что он оглушён)

3) до солнца: зависит от рано (конкретно когда?) и от вставала (когда?)

Оценка:

по 1 б. за верно найденную словоформу; по 1 б. за указание каждого слова, от

которого зависит найденная словоформа.

Итого: 9 б.

Задание 9. Нормы русского языка (культура речи).

В русском языке существует сочетаемость слов, основанная на традиции: по

значению слова сочетаются, но соединять их нельзя – возникает речевая

ошибка.

Даны примеры с нарушениями традиционной лексической сочетаемости,

восстановите правильный вариант с выделенными словами:

Карие костюмы, скоропостижная свадьба, расквасить голову,

потусторонний отдел (в магазине), выполнить подвиг, пристальный слух,

обнаружить врасплох, достигнутые недостатки.

Ответ:

карие глаза, скоропостижная смерть (кончина), расквасить нос, потусторонний

мир, совершить подвиг, пристальное внимание (пристальный взгляд), застать

врасплох, обнаруженные недостатки.

Оценка:

по 1 б. за каждое верное словосочетание.

Итого: 8 б.

II тур. Перевод текста на древнерусском языке

Выполните перевод древнерусского текста. Обратите внимание на особенности

чтения следующих букв: h читается как е, ``#, " читаются как я, q читается как

у.

ñ# ñòðàíû è ãðàäè è ëþä³å ÷ò@ò• è ñëà@ò• êîåãîæäî èõú îó÷èòåë# . . /.

Ïîõàëèìú æå è ìû ïî ñèëh íàøåè ìàëûèìè ïîõàëàìè åëèêàà è äèíàà

ñúòîðüøààãî íàøåãî îó÷èòåë# è íàñòàíèêà îëîäèìåðà úí@êà ñòàðààãî

èãîð# ñûíà æå ñëàíààãî ñ#òîñëàà («Слово о законе и благодати»

Митрополита Илариона (XII в. )).

Вопросы к тексту:

1. Какие соответствующие пары слов в современном русском языке имеют слова

ñòðàíû/, ãðàä(è), îëîäèìåð(à)? Как объяснить наличие этих пар слов с точки

зрения истории русского языка? Тождественны ли лексические значения в

каждой паре слов?

2. В чём особенность употребления форм åëèêàà bи äèíàà?

Ответ:

Перевод: Все страны и города чтут и славят каждый своего учителя …

похвалим же и мы, что в наших силах, малыми похвалами великое и дивное

сотворившего нашего учителя и наставника Владимира, внука старого Игоря,

сына же славного Святослава («Слово о законе и благодати» Митрополита

Илариона (XII в. )).

Ответы на вопросы:

1. В современном русском языке словам ñòðàíû/, ãðàä(è), îëîäèìåð(à)

соответствуют лексемы стороны, город, Владимир. Исторически каждая пара

слов является примером сосуществования старослав. и дренерус. слов с

неполногласными (ñòðàíà/, ãðàä, Владимир) / полногласными сочетаниями

(сторона, город, îëîäèìåð). Тождественные лексические значения имеют

слова ãðàä/ãîðîä, ëàäèìåð (Владимир)/ îëîäèìåð. Лексикализация

(изменение лексического значения) произошла в словах страна и сторона.

2. Формы åëèêàà bи äèíàà употребляются в роли субстантированных

прилагательных (переход в существительное) великое и дивное.

Оценивание перевода текста:

учитывается общее понимание смысла текста – до 2-х баллов, точность

передачи лексико-грамматических особенностей – до 3-х баллов.

Итого: до 5 баллов.

Оценивание ответов на вопросы:

за правильное указание соответствующих лексем (в 1 вопросе) – по 1 баллу,

при наличии историко-лингвистического комментария (в 1 вопросе) – до 3-х

баллов; обозначение особенности словоупотребления (во 2 вопросе) – 1 балл.

Итого: до 7 баллов.

Метки: Русский язык