Всероссийская олимпиада по русскому языку, 8 кл
Всероссийская олимпиада по русскому языку, 8 кл
Максимальное количество баллов – 78 (за оба тура)
I ТУР
Задание 1. Орфоэпия
Прочитайте диалог и объясните, чья речь кажется Вам более правильной и
почему.
Анна: Я иду в кулинАрию, хочу купить тесто. ТвОрог и несколько яИц у меня
есть. Приходи вечером: изЫсков не обещаю, но будет горячее кофе и
домашний пирог.
Татьяна: Спасибо за приглашение, я люблю пироги и тОрты. Я принесу
сливОвое варенье. Кстати, дам тебе рецепт салата с варЁной свеклОй и
расскажу, как готовить тЕфтели.
Ответ:
Речь Анны полностью соответствует современным произносительным нормам:
она выбирает или единственно правильный вариант (яИц, изЫсков), или один
из равноправных (кулинАрия, твОрог), и только в одном случае допустимый
разговорный грамматический вариант горячее кофе – ср. р. Татьяна произнесла
единственно правильные варианты тОрты, варЁной, один из равноправных
тЕфтели и неправильно свеклОй, сливОвое.
Оценка:
За правильный комментарий к каждому подчёркнутому слову – по 1 б.
Итого: 10 б.
Задание 2. Орфография
Ученик написал в диктанте следующую фразу: «Летом я ездил к Маши».
Увидев исправление окончания последнего слова, он удивился и сказал
учителю, что писал это слово по правилу.
Вопрос: какое правило использовал ученик и почему его нельзя применять в
данном случае?
Ответ. Ученик использовал правило о правописании ЖИ, ШИ с буквой И.
Однако это правило в данном случае использовать нельзя, т. к. сначала нужно
проверить букву в безударном окончании имени существительного, а для этого
используется другое правило – правописание окончаний Р. , Д. , и П. п. сущ. .
Оценка:
2 балла за указание ложного правила, 2 балла за указание нужного правила.
Точная формулировка нужного правила при этом необязательна.
Итого: 4 балла.
Задание 3. Диалектная система русского языка
В приведённом отрывке из повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» есть
диалектные слова и формы. Найдите их, дайте соответствие из литературного
языка и распределите по двум пунктам: 1. Диалектные слова. 2. Диалектные
формы. 3. Диалектные фонетические варианты.
О возрасте своём старухи говорили так:
– Я, девка, уж Ваську, брата, на загорбке таскала, когда ты на свет
родилась. . .
– Ты, однако, и будешь-то года на три меня постаре.
– Но, на три! Я замуж-то выходила, ты кто была – оглянись-ка! Ты ишшо
без рубашонки бегала.
Ответ.
1. Диалектные слова: загорбок – спина.
2. Диалектные формы: постаре – постарше,
3. Диалектные фонетические варианты: ишшо – ещё.
Оценка:
По 1 баллу за каждое найденное и истолкованное слово, 2 балла за правильное
распределение.
Итого: 5 баллов.
Задание 4. Лексика
Дайте комментарий к каждой словесной «пропорции». Какая из этих
«пропорций» составлена неправильно? Объясните.
1) перст : палец = бортник : пчеловод
2) донжуан : волокита = обломов : лентяй
3) военные : воинский = факт : фактор
4) алфавит : азбука = бестселлер : шедевр
5) ковбой : пастух = голкипер : вратарь
Ответы:
В каждой «пропорции» пары слов связывают одинаковые лексические
отношения:
1) синонимия «архаизм – современное слово»
2) синонимия «имя собственное, ставшее нарицательным – имя
нарицательное»
3) паронимия
4) неправильная пропорция, т. к. алфавит и азбука – полные синонимы, а
бестселлер «лидер продаж» и шедевр «выдающееся произведение» имеют
разные значения,
5) синонимия «заимствованное из западных языков слово – славянское
слово»
Оценка:
За каждую правильно прокомментированную пару – по 2 б.
За указание неправильной пропорции (4 ряд) – 1 б.
Итого: 11 б.
Задание 5. История русского языка
Укажите лексическое значение словоформы áðàòî÷àäq в следующем
фрагменте из древнерусского памятника «Русская правда» (1280 г. ):
Àæ• qáü~ò• ìqæ• ìqæà • òî ìüñòèòè áðàòq áðàòà • ëþáî wòüöþ ëþáî •
ëþáî áðàòî÷àäq.
Аргументируйте свой ответ.
Ответ:
словоформа áðàòî÷àäq от др. -русск. áðàòî÷àäú////áðàòó÷àäú 'племянник' (сын
брата), а также áðàòî÷àäà 'племянница' (дочь брата) (см. : Фасмер М.
Этимологический словарь русского языка. – М. : Издательство «Прогресс»,
1987. – Т. 1. С. 208). Лексическое значение словоформы áðàòî÷àäq объясняет
и словообразовательная структура этого слова: 'чадо брата'.
Оценка:
за указание адекватного лексического значения – 1 балл.
за аргументацию – 2 балла.
Итого: 3 балла.
Задание 6. Морфемика. Словообразование
Происхождение названий многих ягод достаточно прозрачно: «земляника»,
«костяника», «черника». От каких слов они образованы и по каким признакам
названы? А как могли быть образованы названия «ежевика» и «клубника»?
Ответ:
Земляника – находится на земле (от земляной) – место; костяника – содержит в
себе косточки (от костяной, ср. : костянка) – составная часть, элемент; черника
– черная ягода – цвет.
Ежевика – колючий кустарник с шипами, как у ежа (ежевой) – метафора;
клубника – ягода, похожая на клубни – тоже метафора. Для справок: Н. М.
Шанский и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М. , 1961.
Оценка:
За указание каждого производящего слова по 1 баллу (всего 5).
Дополнительные баллы за определение мотивировочных признаков (цвет,
место и пр. ) – по 1 б. (всего 3балла).
Указание на метафору – 2 балла.
Итого: 10 баллов.
Задание 7. Морфология
Попытайтесь ответить на такие вопросы: 1) Почему не употребляются в 1-м
лице ед. ч. глаголы «толпиться», «сбежаться», «съехаться» и под. ? 2) Почему
нельзя образовать 1 лицо ед. ч. от глаголов «дерзить», «тузить», «бузить»?
Ответ:
Глаголы первой группы обозначают действия нескольких (многих) людей, а 1
лицо – действие только говорящего, т. е. одного человека.
Глаголы второй группы в 1 лице ед. ч. могли бы образовать омонимичные
формы «держу» (держать), «тужу»(тужить), «бужу» (будить).
Оценка:
Ответ на первый вопрос – 2 балла.
За каждую правильно образованную форму (второй вопрос) – 1 балл.
За указание причины (омонимия, совпадение) – 1 балл.
Итого: 6 баллов.
Задание 8. Синтаксис
Известно, что слова (словоформы) связаны друг с другом в предложении или
сочинительной, или подчинительной связью. При подчинении одно слово
грамматически и по смыслу зависит от другого, но бывает и так, что одно слово
зависит от двух других слов. В данных предложениях подчеркните такие слова
и укажите, от каких слов они зависят:
1) Миссис Гаген в самый последний момент помешала прийти ужасная
мигрень (В. Набоков).
2) Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой (А. Твардовский).
3) Мать моя вставала рано, до солнца (М. Пришвин).
Ответ:
1) прийти: зависит от глагола помешала (что сделать?) и от миссис (Гаген) (кто
должен был прийти?)
2) оглушённый: зависит от Тёркин (какой?) и от никнет (почему никнет?
Потому что он оглушён)
3) до солнца: зависит от рано (конкретно когда?) и от вставала (когда?)
Оценка:
по 1 б. за верно найденную словоформу; по 1 б. за указание каждого слова, от
которого зависит найденная словоформа.
Итого: 9 б.
Задание 9. Нормы русского языка (культура речи).
В русском языке существует сочетаемость слов, основанная на традиции: по
значению слова сочетаются, но соединять их нельзя – возникает речевая
ошибка.
Даны примеры с нарушениями традиционной лексической сочетаемости,
восстановите правильный вариант с выделенными словами:
Карие костюмы, скоропостижная свадьба, расквасить голову,
потусторонний отдел (в магазине), выполнить подвиг, пристальный слух,
обнаружить врасплох, достигнутые недостатки.
Ответ:
карие глаза, скоропостижная смерть (кончина), расквасить нос, потусторонний
мир, совершить подвиг, пристальное внимание (пристальный взгляд), застать
врасплох, обнаруженные недостатки.
Оценка:
по 1 б. за каждое верное словосочетание.
Итого: 8 б.
II тур. Перевод текста на древнерусском языке
Выполните перевод древнерусского текста. Обратите внимание на особенности
чтения следующих букв: h читается как е, ``#, " читаются как я, q читается как
у.
ñ# ñòðàíû è ãðàäè è ëþä³å ÷ò@ò• è ñëà@ò• êîåãîæäî èõú îó÷èòåë# . . /.
Ïîõàëèìú æå è ìû ïî ñèëh íàøåè ìàëûèìè ïîõàëàìè åëèêàà è äèíàà
ñúòîðüøààãî íàøåãî îó÷èòåë# è íàñòàíèêà îëîäèìåðà úí@êà ñòàðààãî
èãîð# ñûíà æå ñëàíààãî ñ#òîñëàà («Слово о законе и благодати»
Митрополита Илариона (XII в. )).
Вопросы к тексту:
1. Какие соответствующие пары слов в современном русском языке имеют слова
ñòðàíû/, ãðàä(è), îëîäèìåð(à)? Как объяснить наличие этих пар слов с точки
зрения истории русского языка? Тождественны ли лексические значения в
каждой паре слов?
2. В чём особенность употребления форм åëèêàà bи äèíàà?
Ответ:
Перевод: Все страны и города чтут и славят каждый своего учителя …
похвалим же и мы, что в наших силах, малыми похвалами великое и дивное
сотворившего нашего учителя и наставника Владимира, внука старого Игоря,
сына же славного Святослава («Слово о законе и благодати» Митрополита
Илариона (XII в. )).
Ответы на вопросы:
1. В современном русском языке словам ñòðàíû/, ãðàä(è), îëîäèìåð(à)
соответствуют лексемы стороны, город, Владимир. Исторически каждая пара
слов является примером сосуществования старослав. и дренерус. слов с
неполногласными (ñòðàíà/, ãðàä, Владимир) / полногласными сочетаниями
(сторона, город, îëîäèìåð). Тождественные лексические значения имеют
слова ãðàä/ãîðîä, ëàäèìåð (Владимир)/ îëîäèìåð. Лексикализация
(изменение лексического значения) произошла в словах страна и сторона.
2. Формы åëèêàà bи äèíàà употребляются в роли субстантированных
прилагательных (переход в существительное) великое и дивное.
Оценивание перевода текста:
учитывается общее понимание смысла текста – до 2-х баллов, точность
передачи лексико-грамматических особенностей – до 3-х баллов.
Итого: до 5 баллов.
Оценивание ответов на вопросы:
за правильное указание соответствующих лексем (в 1 вопросе) – по 1 баллу,
при наличии историко-лингвистического комментария (в 1 вопросе) – до 3-х
баллов; обозначение особенности словоупотребления (во 2 вопросе) – 1 балл.
Итого: до 7 баллов.
Метки: Русский язык