Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Подготовка к сжатому изложению, ч. 1 Автор: Мартынова Е. В

Подготовка к сжатому изложению, ч. 1 Автор: Мартынова Е. В

ПРИМЕР 1

Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с маком для мамы, две баранки с тмином для папы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела мамины с маком, папины с тмином, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур лёгкими. Обернулась, да уже поздно было. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю розовую для братика баранку доедает.

– Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась её догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.

Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.

– Девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке всё и рассказала. Пожалела старушка девочку и привела её в свой садик…

1. Выпишите только самое главное, чтобы получился связный текст (можно сначала подчеркнуть необходимое). Тогда будем на­деяться, что получим примерно такой ответ:

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за ба­ранками. Купила Женя баранки и отправилась домой. Идет, по сто­ронам зевает. А сзади пристала собака да все баранки и съела. Женя обернулась, да уж поздно. Бросилась Женя собаку догонять, да только сама заблудилась.

Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись -ста­рушка.

Женя ей все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик. . .

2. Оцените, правильно ли ученик выполнил предыдущее задание.

Однажды послала мама Женю в магазин за баранками. Купи­ла Женя баранки и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает. А сзади пристала собака да все баранки и съела. Женя обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

Бросилась Женя собаку догонять, да только сама заблудилась.

Испугалась Женя и заплакала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик. . .

Дети должны увидеть и ненужную в сжатом пересказе подробность (Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается), и пропущенное звено (не сказано о появлении старушки).

21

В повествовательных текстах нередко встречается прямая речь. Ее не стоит сохранять даже в подробном изложении, поскольку учени­ку вряд ли удастся передать высказывание героя дословно, а только в этом случае использование прямой речи оправдано. Тем более неуместна прямая речь при пересказе сжатом. Значит, мы должны научить детей разными способами сообщать о содержании речи.

Анализ и обработка текста-рассуждения

Чтобы правильно понять рассуждение, нужно уметь видеть его структуру: различать тезисы и аргументы, логические переходы от одной мысли к другой. Это умение ключевое: без него нельзя научить точному пониманию текста, точному и осмысленному пересказу. С текстами-рассуждениями школьники знакомятся уже в пятом классе, но по программе на такую работу отводится всего несколько часов во втором полугодии. Важно начать тренироваться как можно рань­ше и включать тексты подобного типа в уроки на протяжении всего учебного года. Для этого можно использовать любое упражнение на изучаемое по программе правило, добавив к нему вопросы и зада­ния, которые помогают проверить, насколько точно ученики поняли основную мысль, сформулированную автором, логику ее развития, значение слов и выражений. При этом стоит на практике начать обу­чение сжатию текстов.

22

Удобными оказываются отрывки из научно-популярных книг. Упражнения, напечатанные на отдельных листках, ученики вклеивают в тетради. Работа по тексту проходит в классе, результаты коллективно обсуждаются и записываются на доске и в тетрадях.

Сжатое изложение

Могут быть даны такие тексты и такие задания к ним.

ПРИМЕР 2

В каждом предложении найдите слова, в которых сформулирована основная мысль. Остальное заключите в скобки.

Чтобы спартанцы не копили богатств, в Спарте деньгами служили железные прутья. Железные деньги громоздки: для небольшой покуп­ки их надо везти целый воз. Железные деньги бесполезны: их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было ни во что перековать. (М. Гаспаров)

Части, не заключенные в скобки, соедините в одно предложение. Выпишите из толкового словаря значение слов громоздкий и бес­полезный, перескажите получившееся предложение, не используя этих прилагательных.

Прочитаем текст вслух, подчеркнем в каждом предложении такие слова, в которых сформулирована основная мысль (тезис), а те части, которые содержат разъяснение основной мысли, заключим в скобки. Обычно пятиклассники быстро справляются с этой работой, и пра­вильный ответ в их тетрадях выглядит так:

[Чтобы спартанцы не копили богатств], в Спарте деньгами служили железные прутья. Железные деньги громоздки: [для небольшой по­купки их надо везти целый воз].

Железные деньги бесполезны: [их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было пи во что перековать].

Запишем тезисы в тетрадь, соединив их в одно предложение с по­мощью союзов потому что или так как (два последних утверждения объясняют причину того, о чем сказано в первом: почему спартанцы выбрали в качестве денег именно железные прутья). Заменим по­вторяющееся словосочетание железные деньги местоимением они, устраним повтор синтаксической конструкции, употребив однородные сказуемые: В Спарте деньгами служили железные прутья, потому что они громоздки и бесполезны.

23

Чтобы точно передать смысл получившегося предложения свои­ми словами, пятиклассникам нужно понимать, что значат в данном контексте прилагательные громоздкий и бесполезный. Проясним значение этих слов по словарю: громоздкий — тяжелый, массивный, занимающий много места; бесполезный — не приносящий пользы, на­прасный (словарь Ожегова). Очевидно, что о железных прутьях можно сказать, что они тяжелые и занимают много места, но то, что они не приносят пользы или напрасные, сказать в данном случае нельзя, поэтому для слова бесполезный в нашем пересказе надо найти более точное выражение, например - ни на что не годный. Хорошо, если при пересказе ученики смогут заменить синонимами и другие слова, тогда, возможно, получится такое предложение: Спартанцы вместо денег использовали железные прутья, потому что они тяжелые, занимают много места и ни на что не годятся. Или: Спартанцы вместо денег использовали железные прутья, потому что они тя­желые, занимают много места и их нельзя перековать. Предложение в нашем изложении стало длиннее, зато понятнее.

ПРИМЕР 3

Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. Раз­бейте текст на абзацы.

Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней «великое множество пряностей». Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги. (Н. Грант)

Кратко перескажите предложения, не являющиеся тезисами.

Прежде всего по словарю выясним значение слов пряности и эквивалент, потом продолжим работу.

В этом тексте можно выделить два тезиса. Подчеркнем их и отме­тим, какие предложения разъясняют каждый тезис. Текст разделится на две части – два абзаца.

24

Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней «великое множество пряностей».

Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги.

Перескажем только поясняющие части каждого абзаца. Для первого возможен такой ответ: Царица Савская подарила Соломону пряности вместе с золотом и драгоценными камнями.

В двух поясняющих предложениях второго абзаца речь идет об одном и том же — в некоторых ситуациях перец служил денежным эквивалентом. Заменим не совсем ясное для пятиклассников выра­жение денежный эквивалент на более понятное - заменял деньги, служил заменой деньгам, использовался вместо денег – и соединим два последних предложения в одно. При этом из одинаковых по смыслу выражений — иногда и известны случаи – выберем короткое иногда. Произведем и другие сокращения. Опустим ненужную в пересказе частность и на Востоке и на Западе. Обсудим возможные варианты и запишем в тетрадь один из них: Иногда перец использовался вместо денег, например, при уплате налогов; Иногда вместо денег налоги платили перцем ;Иногда перец заменял деньги: им платили налоги.

ПРИМЕР 4

Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. О скольких разных явлениях идет речь в данном тексте? Найдите в тексте такие слова, которые не описывают эти явления, а точно их называют. Перескажите текст одним предложением.

25

Есть немало явлений, которые происходят на Земле из-за Луны. Например, Луна способна превратить ясный день в настоящую ночь. Это происходит во время полных солнечных затмений, когда Луна на своем пути оказывается между Землей и Солнцем и загораживает его. Притяжение Луны вызывает движение воды в земных океанах и морях. С этим явлением хорошо знакомы моряки и жители прибреж­ных районов: дважды в сутки происходят приливы (в течение шести часов море наступает на берег) и отливы (в течение следующих шести часов море отступает от берега). (По В. Левитану)

Выделим в тексте тезисы, которые передают основное содержа­ние.

Есть немало явлений, которые происходят на Земле из-за Луны. Например. Луна способна превратить ясный день в настоящую ночь. Это происходит во время полных солнечных затмений, когда Луна на своем пути оказывается между Землей и Солнцем и загораживает его. Притяжение Луны вызывает движение воды в земных океанах и морях. С этим явлением хорошо знакомы моряки и жители прибреж­ных районов: дважды в сутки происходят приливы (в течение шести часов море наступает на берег) и отливы (в течение следующих шести часов море отступает от берега).

Речь идет о нескольких явлениях, происходящих на Земле из-за Луны. Найдем те слова, которые описывают эти явления (превратить ясный день в настоящую ночь; оказывается между Землей и Солнцем и загораживает его; вызывает движение воды в земных океанах и морях; море наступает на берег; море отступает от берега), и те, которые называют их точно (солнечное затмение, приливы, отливы). Передадим основное содержание текста, используя только термины. Возможно, получится такое предложение: Из-за Луны на Земле про­исходят солнечные затмения, приливы и отливы.

ПРИМЕР 5

Подчеркните предложения или части предложений, в которых заключена главная мысль каждого из абзацев.

В каждом музее, где есть греческие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местах. Под ними написаны красивые и непонятные слова: амфора, кратер, лекиф, килик. . . Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты.

Немногие из греческих сосудов были украшением – например, в храмах. Большинство служило человеку в хозяйстве: в шарообразных глиняных бочках – пифосах – хранили припасы, в амфорах перевози­ли или переносили вино, зерно; из блюдец -киликов пили, а в лекифы наливали душистое масло, которым натирали тело.

(По М. Гаспарову)

Выберите тезис, который соединяет первый и второй абзац:

• Красивые названия этих сосудов переводятся на русский язык очень легко.

• Это все – сосуды для пищи и питья, а для душистого масла, ко­торым натирали тело, были другие, как наши флаконы.

• Но это не так: перед нами – бытовая утварь.

• Жерло вулкана называется «кратер» за сходство с широким рас­трубом именно этого сосуда.

Перескажите текст, сохранив только тезисы и опустив все при­меры.

В каждом абзаце выделим тезисы.

В первом абзаце подчеркнем три мысли: В каждом музее, где есть греческие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местах. Под ними написаны красивые и непонятные слова: амфора, кратер, лекиф, килик. . . Нам кажется, что это веши, которые делались только для красоты.

Найдем среди них главную. Для этого прочитаем вторую часть текста и обсудим, что в ней говорится. Речь идет только о том, как ис­пользовались вазы; ни о музеях, ни о значении греческих слов ничего не рассказывается. Значит, в первой части основная мысль заключена в последнем предложении: Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты.

Подчеркнем тезисы во втором абзаце.

Немногие из греческих сосудов были украшением – например, в храмах. Большинство служило человеку в хозяйстве: в шарообразных глиняных бочках - пифосах - хранили припасы, в амфорах перевози­ли или переносили вино, зерно; из блюдец-киликов пили, йълекифы наливали душистое масло, которым натирали тело.

Сформулируем и запишем главную мысль: Лишь немногие гре­ческие вазы были украшением, большинство же служило человеку в хозяйстве.

Проясним, как связаны между собой два тезиса (второй продол­жает, дополняет, уточняет, подтверждает, опровергает первый?) и выберем из предложенного списка подходящее по смыслу предло жение – оно соединит первый и второй абзац: Но это не так: перед нами – бытовая утварь.

Передадим основное содержание текста своими словами. Может быть, это удастся сделать в одном предложении: Нам кажется, что греческие вазы изготавливались только для украшения помещений, но это не так: большинство из них. служило человеку в хозяйстве.

Сжатое изложение

привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней «великое множество пряностей».

Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги.

Перескажем только поясняющие части каждого абзаца. Для первого возможен такой ответ: Царица Савская подарила Соломону пряности вместе с золотом и драгоценными камнями.

В двух поясняющих предложениях второго абзаца речь идет об одном и том же — в некоторых ситуациях перец служил денежным эквивалентом. Заменим не совсем ясное для пятиклассников выра­жение денежный эквивалент на более понятное - заменял деньги, служил заменой деньгам, использовался вместо денег – и соединим два последних предложения в одно. При этом из одинаковых по смыслу выражений — иногда и известны случаи – выберем короткое иногда. Произведем и другие сокращения. Опустим ненужную в пересказе частность и на Востоке и на Западе. Обсудим возможные варианты и запишем в тетрадь один из них: Иногда перец использовался вместо денег, например, при уплате налогов; Иногда вместо денег налоги платили перцем;Иногда перец заменял деньги: им платили налоги.

Метки: Русский язык