Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Подготовка к сжатому изложению, ч. 2

Подготовка к сжатому изложению, ч. 2

ПРИМЕР 6

Разберитесь, в каких предложениях содержатся тезисы, в каких – доказательства. Восстановите правильный порядок предложений: не забудьте новую мысль написать с красной строки.

1. Листья березы и липы из зеленых становятся желтыми.

2. Дома остаются белыми, серыми или желтыми в любое время года.

3. Небо редко бывает голубым, его все чаще заволакивают серые тучи.

4. Если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью го­родской пейзаж почти не меняется.

5. Кирпичные дома всегда красно-коричневые или желто– коричневые.

6. Осенью многое в природе меняет окраску.

7. По серым мостовым едут бело-зеленые автобусы.

8. Кленовые листья краснеют.

Будем надеяться, что дети поймут: во всех предложениях говорится об окраске, но в шести из них– о цветах отдельных предметов; и только два предложения содержат формулировки общих мыслей – четвертое и шестое. Это и есть тезисы. Остальные примеры подтверждают эти мысли. Их надо правильно сгруппировать, и текст получится такой:

Осенью многое в природе меняет окраску. Кленовые листья крас­неют, Листья березы и липы из зеленых становятся желтыми. Небо реже бывает голубым, его все чаще заволакивают серые тучи.

Если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью город­ской пейзаж почти не меняется. Дома остаются белыми, серыми или желтыми в любое время года. Кирпичные постройки всегда красно– коричневые или желто-коричневые. По серым мостовым едут бело– зеленые автобусы.

Этим текстом можно было бы удовлетвориться. Но нет предела совершенству. Вероятно, кто-нибудь почувствует, что второй тезис противопоставлен первому, поэтому правильнее начать второй абзац с союза а. А какой-нибудь сильный ученик может заметить, что небо с его изменившейся окраской видно и над городом гоже. Тогда придется попытаться выразить и эту, более сложную, мысль. Например, так:

Осенью многое в природе меняет окраску. Кленовые листья крас­неют. Листья березы и липы из зеленых становятся желтыми.

А если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью городской пейзаж почти не метается. Дома остаются белыми, серыми или желтыми в любое время года. Кирпичные постройки всегда красно-коричневые или желто-коричневые. По серым мостовым едут бело-зеленые автобусы. И только небо – одно и то же и над лесом, и над городом – осенью реже бывает голубым, его все чаще заволакивают серые тучи.

Вернемся к добавленному в последнем варианте союзу а и назовем еще одно умение, которое понадобится ученикам, пересказывающим рассуждение. Это обозначение логических связей с помощью специ­альных слов: союзов, частиц и т. п.

Предложим хотя бы несколько упражнений или дополнительных заданий к упражнениям, чтобы ученики поняли, что, анализируя или пересказывая текст, нужно думать и об этом.

ПРИМЕР 7

Определите, как связано по смыслу второе предложение с пер­вым (будем использовать слова «противопоставление», «подобие», «причина», «следствие»), и добавьте подходящее слово: но, однако, тоже, потому что, поэтому.

Малыш очень любил слушать сказки. Он радовался, когда у старше­го брата или мамы вечером находилась свободная минутка, подбегал к ним с книжкой в руках и смотрел умоляюще.

Малыш очень любил слушать сказки. Бабушка слишком редко i усаживалась в кресло рядом с его кроваткой и, улыбнувшись, произносила: «Жили-были. . . ».

Малыш очень любил слушать сказки. Читать он еще не умел.

Малыш очень любил слушать сказки. Истории про путешествен­ников и пиратов он любил слушать.

Если ученики затрудняются с немедленным ответом, можно пред­ложить им примерить для связи разные слова. Тогда станет ясно, что первую пару предложений естественно соединить словом поэтому , (в первом предложении причина, во втором – следствие), вторую – союзом но или однако (здесь противопоставление), четвертая пара соединяется союзом тоже (. . . истории про путешественников и пиратов он тоже . побил слушать). Не так очевидна смысловая связь в третьей паре. Точнее, здесь можно представить себе разные виды связи. Если вставить союз потому что, смысл будет такой: неумение читать – причина любви к слушанью сказок; если бы умел, читал бы сам. Но допустим также союз но.

Упражнение 8

Замените ряд однородных членов обобщающим словом; (где нуж­но, измените форму согласующихся слов):

1. О его учености знали и мельник, и солдаты, и дамы, и мини­стры.

2. Ремесленники, рудокопы, матросы поднялись против власти Трех Толстяков.

3. С улицы, из домов, из раскрытых окон кабачков, из-за оград увеселительных садов неслись отдельные слова песенки.

4. Малиновые, сиреневые, ярко-зеленые, рыжие, белые и золотые парики пылали в солнечных лучах.

5. Они собрали фокусников, укротителей, клоунов, чревовещате­лей, танцоров.

6. Эти рудокопы и эти грязные ремесленники не имеют ружей, пистолетов и сабель. А у гвардейцев есть пушки.

7. Попробуйте ночью зайти в конюшню или прислушайтесь к курятнику: вас поразит тишина, и вместе с тем вы будете слышать то движение крыла, то чавканье, то треск насеста, то тоненький голос, выскочивший, точно капелька, из горла спящей птицы.

8. Воздушные шары, красные, синие, желтые, казались велико­лепными. Каждому хотелось иметь такой шар. . . Но чудес не бывает! Ни одному мальчику, самому послушному, ни одной девочке, самой внимательной, продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шара. (Ю. Олеша)

Видно, что почти во всех предложениях однородные члены могут быть заменены местоимениями или наречиями со значением все, всякий, везде (никто, ничто, никакой, нигде). Но лучше, если пяти­классники потренируются в подборе таких обобщающих слов, кото­рые передают смысл фразы более точно и не противоречат контексту. Возможные варианты стоит обсудить в классе.

Ответ

1. Многие // все горожане // все жители города. 2. Все бедняки // весь бедный рабочий люд; 3. Отовсюду // Со всех сторон // И справа и слева // Из каждого дома // Из всех окон. 4. Разноцветные парики /7 Парики всех цветов радуги // Парики всех возможных цветов и оттенков. 5. Всех цирковых артистов / / всю цирковую труппу. 6. У рабочих нет никакого оружия. 7. Самые разнообразные звуки // очень много маленьких звуков. 8. Разноцветные воздушные шары. Ни одному ребенку.

Упражнение 9

Передайте содержание выделенного фрагмента более общим по смыслу словом или словосочетанием.

1. Маленькими кулаками он тер глаза и размазывал слезы по щекам.

2. С этим же плащом, в этом же трико, сшитом из желтых и чер­ных треугольников, народ привык его видеть во время представлений на ярмарках и воскресных гуляньях.

3. Иногда продавцу удавалось посмотреть вниз. Тогда он видел крыши, черепицы, похожие на грязные ногти, голубую узкую воду, людей-карапузиков и зеленую кашу садов.

4. Надежные части дворцовой гвардии были расставлены на по­стах во дворце, в парке у входа и выходов, на мостах и по дороге к городским воротам. (Ю. Олеша)

5. В одном большом германском городе жил когда-то сапожник Фридрих со своей женой Ханой. Весь день сидел он у окна и клал заплатки на башмаки и туфли. А Хана продавала на рынке овощи со своего маленького огорода.

У Ханы и Фридриха был сын Якоб. Обыкновенно он сидел возле матери на базаре. Когда какой-нибудь повар или кухарка покупали у Ханы сразу много овощей, Якоб помогал донести покупку до дома и редко возвращался назад с пустыми руками. Покупатели Ханы лю­били хорошенького мальчика и почти всегда дарили ему то цветы, то пирожное, то монетку. (В. Гауф)

6. Доктор Гаспар и его черный спутник пришли на рыночную пло­щадь. У балаганов толкался народ. Ни одного франта, ни одной дамы в наряде цвета золотых рыбок и винограда, ни одного знатного ста­рика на расшитых золотом носилках, ни одного купца с огромным кожаным кошельком на боку не увидел доктор Гаспар среди собрав­шихся. Здесь были ремесленники, мастеровые, продавцы ржаных лепешек, поденщицы, грузчики, старухи, нищие, калеки. Серую, старую, рваную одежду иногда только украшали либо зеленые обшла­га, либо пестрый плащ, либо разноцветные ленты. Представление еще не начиналось. За размалеванными занавесками, за перегородками слышались голоса, позванивали бубенцы, напевали флейты, что-то нищало, шелестело, рычало. (К) Олеша)

Ответ

1. Он горько плакал. 2. Пестром//полосатом//черно-желтом. 3. Го­род сверху//дома, реку, людей, деревья. 4. Вокруг дворца и по дороге в город. 5. Чинил обувь; кто-нибудь покупал что-нибудь// какой-нибудь подарок. 6. Негр//Тибул; ни одного богача, только бедняки//бедные жители окраин; потрепанную; из-за кулис//из балаганов доносился шум, музыка, голоса людей и животных.

Упражнение 10

На пустой строчке запишите предложение, которое обобщает смысл выделенного фрагмента.

1. По широкой лестнице его понесли кверху, в зал. Продавец на секунду зажмурился, Звучало множество голосов, гремел смех, слышались аплодисменты. По всем признакам парадный завтрак удался на славу. (Ю. Олешаj

2. В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям: – Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришел старик – поклонился.

Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь. (В. Катаев)

3. Рассказывают, что однажды у лесных ягод спор вышел.

Я вкуснее всех, – сказала рябина. Калина сказала:

Ты горькая.

Слаще меня нет, – говорит малина.

Сладка, да червива, – говорит калина.

Я самая душистая, – сказала черемуха. А калина говорит:

Вяжут твои ягоды, зубы от них сводит.

Нет лучше меня – сочнее и нарядней, – говорит костяника. Калина тут сказала:

Кисла ты, да еще с косточками. (По Т. Ладыженской)

Ответ

1. В зале было шумно и весело. 2. Весь день приходили в лес раз­ные люди, кланялись пню и шли дальше. Ни один человек не прошел мимо меня не поклонившись. 3. Вокруг нее суетились птицы. Они строили гнезда. . . . найти гнездо, в которое можно свое яйцо подкинуть. 4. . . . спорили, кто из них вкуснее. Калина всех рассудила: рябина, по ее мнению, горькая, малина червивая, у черемухи ягоды вяжут, а костяника кислая и с косточками.

Метки: Русский язык