Работа над ошибками по русскому языку (памятка для детей)
Работа над ошибками по русскому языку (памятка для детей)
1. Перенос слов
Перенеси правильно это слово.
Каран – даши ка-рандаши каранда-ши
2. Жи, ши, чу, щу, ча, ща, чк, чн.
Напиши слово правильно, подбери еще 3 слова.
3. Большая буква в именах собственных.
С Жучкой – кличка животного.
4. Безударные гласные в слове, проверяемые ударением.
Напишите слово, подберите проверочн
5. Безударная гласная, непроверяемая ударением.
Напишите слово, укажите, что оно словарное.
6. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Напишите слово, подберите проверочное.
7. Непроизносимые согласные в корне слова.
Напишите слово, подберите проверочное.
8. Правописание приставок.
Напишите несколько слов с такой же приставкой.
9. Разделительные Ъ и Ь знаки.
Ъ – напишите слово, выделите приставку,
Ь – напишите слово, подберите однокоренное.
10. Раздельное написание предлога со словом.
В (какой?) лес, в (осенний ) лес.
11. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
Ночь – ж. р. , мяч– м. р.
12. Безударная гласная в окончаниях прилагательных.
Озером (каким?) глубоким, к лесу (какому?) сосновому.
13. Безударные падежные окончания существительных.
Шел (по чему?) по площади – 3 –Е скл, Д. п. ( по степи).
14. Безударные личные окончания глаголов.
Писать ( не на ить, не искл. 1-е спр. ) – пишет.
Смотреть (искл. , 2-е спр. ) – смотришь.
Строить ( на ить, 2-е спр. ) – строят.
15. Глаголы 2 –го лица ед. числа.
Играешь – 2-е лицо, ед. число.
16. Разбор по составу.
Правильно разобрать слово.
17. Разбор предложения по членам предложения и частям речи.
Правильно разобрать предложение.
1. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Косить – косит.
2. Безударные гласные в корне слова и согласные, непроверяемые ударением (словарные слова)
Октябрь – словарное слово
Трамвай– словарное слово.
3. Парные согласные в корне слова, проверяемые.
Дуб – дубы.
4. Непроизносимые согласные в корне слова.
Поздний – опоздать, но опасный – опасен.
5. Буквы и, у, а после шипящих.
Жизнь, чудо, ширь, площадь.
6. Разделительные ъ и ь знаки.
Объяснение.
Пью, семья, соловьи.
7. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Над землей (над чем?).
8. Употребление ь на конце существительных после шипящих.
Рожь (3 скл. )
Грач (не 3 скл. )
9. Употребление ь для обозначения мягкости согласных.
Мощный, кончать.
10. Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з (с).
Дочитать, надписать.
11. Буквы з и с на конце приставок.
Разбудить, расписание.
12. Буквы о – а в корне –лаг– -лож-
Слагать, сложить.
13. Буквы о – а в корне –раст– -рос-
Вырасти, выросла (не перед ст,щ) росток (исключение)
14. Буквы е –о после шипящих в корне слова.
Черный.
Шов (исключение).
15. Буквы и – ы после ц.
Цифра, лекция (на –ция).
С улицы, сестрицын
(исключение – цыц, цыпленок, цыган, на цыпочках)
16. Большая буква в именах собственных.
Москва – имя собственное.
17. Буквы е и и в окончаниях имен существительных.
О Родине ( 1 скл. , П. п. )
О мыши (3 скл. , П. п. )
18. О и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных.
Врачом, солнцем, большого снега.
19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
Глубоким озером (озером каким? Ср. р. , Т. п. )
20. Краткие прилагательные с основой на шипящую.
Могуч (краткое прилагательное)
21. Не с глаголами.
Не был, не писали.
22. Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2-ом лице
ед. числа.
Печься (что делать?)
Учишься (2 лицо ед. числа)
23. –Тся и –ться в глаголах.
Пошли (что делать?) купаться (неопр. ф. )
Он (что делает?) купается (3 лицо).
24. Буквы е и и в корнях с чередованием.
Расстилать, расстелить (нет а).
25. Буквы е и и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.
Борется (бороться) – 1 спряжение.
Видит ( видеть) – 2 спряжение, исключение.
Разборы:
1. Фонетический разбор.
Яма -2сл. , я-ма.
я– й – согл. , зв. , мягк.
а – гл. , ударн.
м– м – согл. , зв. , тв.
а– а – гл. , безуд.
3 б. , 4 зв.
2. Разбор слова по составу.
Подписали, заморозки, солнечный.
3. Морфологический разбор.
Имя сущ. , н. ф. (И. п. , ед. ч. ), собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение, падеж, число, синтаксическая роль в предложении.
Имя прилагат. , н. ф. (И. п. , ед. ч. ), краткая или полная форма, род (в ед. ч. ), падеж, число, синтаксическая роль в предложении.
Глагол, н. ф. , вид, спряжение, число, время, лицо, род (если есть), синтаксическая роль в предложении.
4. Синтаксический разбор предложения.
На поле выскочил маленький зайчонок. (Пов. , невоскл. , простое, распр. )
Всегда, никогда, футбол, хоккей, матч, спортсмен, баскетбол, вокзал, рюкзак, вскоре, справа, слева, направо, налево, вправо, влево, вверху, внизувдвоем, втроем,смериться, беседовать, посетить, рапорт, салют, издалека, изредка,восклицательное,отовсюду,музей, текст, тема, алфавит, расположить, по алфавиту, сантиметр, портфель,что, чтобы, конечно, скучный, пустячный, скворечник, яичница, ателье, кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе, досуг, предмет, километр, магазин, почерк, подчеркнуть, громадный, огромный, диван, балкон, кабинет, телевизор, телефон, фиолетовый, лиловый, маршрут, правильный, велосипед, велогонки, пианино, гитара, конфета, корзина, костюм,грамотный, паркет, ремень, чехол, безвкусный, рассвет, расцвет, расписание, сбить, сгиб, сдать, сжать, здесь, здание, здоровье, рассчитать, расчет, расчетливый,шофер, шоссе, шоколад,Великая Отечественная война, ворота, чернила, молодежь, каучук, фарфор, цемент, щавель, свекла, силос, хлопок, республика, инженеры, офицеры,
Н. А. Жукова, СОШ № 108
Метки: Русский язык