Мягкие согласные, 2 кл. Упражнения для самостоятельной работы
Мягкие согласные, 2 кл. Упражнения для самостоятельной работы
1. Прочти скороговорку. Мама Милу с мылом мыла, в глаз попало Миле мыло. Произнеси первые звуки в выделенных словах. Сравни. 2. Прочитай. Выпиши слова, которые различаются одним согласным.
|
4. Прочитай. Подчеркни мягкие согласные.
|
1. Выпиши из текста слова-действия и подчеркни мягкие согласные.
Отшумели уж птичьи стаи, Весь осыпался грустный лес, И на лужах льдинки не тают, Голубь спрятался под навес. |
Пригорюнилась вся природа, Только тихо журчит ручеек, Изменилась очень погода, Посиди-ка дома, дружок! |
2. Запиши названия месяцев года. Подчеркни мягкие согласные.
Осень: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Зима: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Весна: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Лето: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Прочитай, вставь пропущенные буквы. Объясни название. Подчеркни слова, которые нельзя переносить. Напиши ответ на вопрос в конце рассказа.
Верный сторож. Сегодня ден. . . бол. . . шой стирки. Т. . . тя Агата сушит во дворе белье. – Сторожи хорошен. . . ко! – говорит она Пифу. – Никого не подпускай! Но тут появилис. . . кошки. – Брыс. . . отсюда! – закричал Пиф. – Не подходите к белью! Он прогнал всех до одной. Почему же т. . . тя Агата недовол. . . на? |
1. Прочитай. Расставь точки. Спиши. Подчеркни мягкие согласные.
Выпал снег чистой белой скатертью покрылась земля высятся глубокие сугробы тяжелыми белыми шапками накрылся лес на снегу охотники видят красивые узоры птичьих и звериных следов |
2. Замени один согласный, запиши новые слова.
сом – сок дог – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . дом – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . бак – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
зал – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ночка – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . дочка – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . соль – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
3. Измени порядок звуков в слове, запиши новые слова.
лиса – сила пила – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . кот – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . год – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . камыш – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
4. Закончи пословицы. Объясни их смысл. Найди слова, сходные по произношению. Какими звуками они отличаются?
Не будет скуки, если заняты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Без труда не вынешь и рыбки из . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Прочитай. В стихотворении подчеркни мягкие согласные. Что бы ты написал в таком случае другу? Напиши.
Поссорился с другом. И скучно, и грустно. На улице сумрачно, В комнате пусто. Я другу письмо Напишу на листке. |
2. Каких ты знаешь сказочных героев, имена которых начинаются с этих букв? Напиши. Подчеркни мягкие согласные. Знаешь ли ты, в каком порядке написаны имена?
Б . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Д . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
З . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
К . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
М . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Н . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Допиши. Подчеркни мягкие согласные.
У козы – козленок. У кошки – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . У коровы – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . У овцы – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
У лисы – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . У гуся – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . У утки – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . У совы – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
1. Прочитай. Почему рассказ так называется?
Хитрый Васька. Сидели в лодке кот Васька и его хозяин Василий Иванович. Закидывает Василий Иванович удочку и приговаривает: – Ловись, рыбка, большая и маленькая! А Васька потихоньку бормочет: – Маленькая ловись, маленькая! |
Выпиши все слова, где мягкость согласного обозначена "Ь".
2. Прочитай стихотворения. Какой звук слышится чаще других?
Кошка на окошке Штанишки шьет. А мышка – норушка Избушку метет. [. . . . . . . . . . ] Жук жужжит , жужжит, жужжит, Ни о чем не тужит. [. . . . . . . . . . . ] |
3. В первом предложении подчеркни звонкие согласные, во втором предложении подчеркни глухие согласные. Как могла раскрасить цветок Света? Напиши и нарисуй!
Цветик – семицветик. Света нарисовала цветок. У этого цветка семь лепестков. Все лепестки она раскрасила разными цветами. Один лепесток синий, другой – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . , третий – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . , четвертый – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . , пятый – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . , шестой – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . , седьмой – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Выпиши слова, которые отличаются одной буквой.
У Бурат. . . но длинный н. . . с. Он н. . . с золотой кл. . . чик папе Карло. Бурат. . . но купил билет в первый р. . . д. Он б. . . л очень р. . . д. Карабас б. . . л кукол. |
2. Напиши. Подчеркни мягкие согласные.
Целый ден. . . лежит тюлен. . . . , и лежат. . . . ему не лен. . . . .
3. Прочитай слова. Спиши. В каких словах букв больше, чем звуков? Почему? Подчеркни эти слова. Каким одним словом можно назвать этих животных?
щука, линь, сиг, угорь, карась, карп, окунь, плотва
4. Заполни таблицу. Напиши 2-3 предложения с этими словами.
предметы | действия | признак |
соль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
солить болеть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
соленый . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . письменный |
1. Прочитай загадки, напиши отгадки. Подчеркни мягкие согласные.
Опрокинулась под ноги, Растянулась на дороге. На меня она похожа, Будто я шагаю лежа. Кто приходит, кто уходит, Все ее за ручку водят. Я к белке не попал в дупло, Я в поле вырасту дубком. В яме спит зимою длинной, Но чуть солнце станет греть, В путь за медом и малиной Отправляется . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Льется речка – мы лежим. Лед на речке – мы бежим. Что стоит в конце страницы, Украшая всю тетрадь? Чем вы можете гордиться? Только лишь отметкой . . . . . . . . . . . . . . . |
2. Допиши слова:
летний месяц - время года - одежда – дикое животное с рогами - часть руки – части суток - |
__ __ Н Ь __ __ __ Н Ь __ __ Л Ь __ __ __ __ __ Н Ь __ __ Л Ь __ __ __ __ Ч Ь |
1. Отгадай загадки, напиши отгадки. Подчеркни мягкие согласные.
Ждут меня люди с нетерпеньем, И смотрят на небо с волненьем. Но стоит им меня заслышать, Как спрячутся сейчас под крышу. В воде купался И сух остался.
|
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, На вкус – как сахар, сладкая. Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес И наконец совсем исчез. |
2. Напиши слова, деля для переноса.
Письмо, пальто, коньки, маленький, большой, яблонька, сильный, килька. |
3. Спиши, расставляя точки и вставляя пропущенные буквы.
Наступила осен. . . . трава стала сухой вес. . . ден. . . лил дожд. . . . кругом бол. . . шие лужи стало холодно медвед. . . залег спать на всю зиму |
1. Прочитай, спиши и выучи скороговорку:
Проворонила ворона вороненка.
2. Прочитай предложения, подчеркни в словах мягкие согласные. Выпиши слова, в которых нет ни одного мягкого согласного.
В лесу растет много деревьев. У них разные листья, цветы и плоды. Некоторые любят тень, другие тянутся к солнышку. Под деревьями уютно примостились кусты. Иногда кустарник такой густой, что через него невозможно пройти. Еще ниже, у самой земли, растут цветы и травы. Цветы леса неяркие, нежные, тонкие. |
Какие гласные буквы обозначают мягкость согласного? Напиши.
3. Прочитай и спиши пословицы. Объясни, как ты их понимаешь. Подчеркни мягкие согласные.
Делано наспех – сделано насмех. Хорошо того учить, кто хочет все знать. Умный себя винит, глупый – своего товарища. |
Напиши, какие согласные всегда мягкие: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Прочитай. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков. Выпиши слова, в которых букв меньше чем звуков.
Подруга, язык, приятель, горькое, сахарок, смелость, трусость, приятный, тетрадь. |
1. Упражнения для развития речи.
а) Чистоговорка:
Ла-ра, ла-ра, ла-ра-ра – под горой была нора.
Лы-ры, лы-ры. лы-ры-ры – лиса с лисенком у норы.
Лу-ру, лу-ру, лу-ру-ру – лиса юркнула в нору.
б) Скороговорки.
Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос.
Мне Валерка тарелку на подносе принес.
Взял Егор в углу топор,
С топором пошел на двор,
Стал чинить Егор забор.
2. Вставь пропущенные буквы. Объясни, для чего ты вставил эти буквы.
Знаешь ли ты, скол. . . ко мес. . . цев в году? Двенадцат. . . . А как их зовут? Январ. . . , феврал. . . , март, апрел. . . , май, июн. . . , июл. . . , август, сентябр. . . , октябр. . . , ноябр. . . , декабр. . . . Тол. . . ко кончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы феврал. . . пришёл ран. . . ше чем уйдёт январ. . . , а май обогнал бы апрел. . . . Месяцы идут друг за другом и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, что в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. |
3. Подчеркни мягкие согласные, обозначенные буквами Е, Ё, И, Я, Ю.
Собирайтесь, звери , в стаю, Я вас всех пересчитаю. Серый волк. Лиса. Барсук. Куцых зайцев сорок штук. Ну, теперь куницы, белки, И другой народец мелкий. Галок, соек и ворон Ровным счётом миллион! |
1. Прочитай слова, выпиши в таблицу только слова с мягким знаком.
Слова для справок: крот, медведь, лосось, голубь, карась, окунь, синица, журавль, камбала, тетерев, лебедь, олень, барсук, лось, треска.
рыбы | животные | птицы |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
2. Измени слова по образцу, подчеркни мягкий знак. Составь и запиши 1-2 предложения с этими словами.
дочь – доченька ручка – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . внучка – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . река – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . береза – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . заяц – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . деревня – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
3. Прочитай загадки, напиши отгадки. Подчеркни в отгадках мягкие согласные.
У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. Одной ручкой – всех встречает, другой ручкой – всех провожает. Попало наше тесто В грячее место. Попало – Не пропало, Румяной булкой стало. Н. В. Дементьева, Беломечетская СОШ |
Метки: Русский язык