Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Буква -ь– после шипящих на конце наречий`, 7-й класс

Буква -ь– после шипящих на конце наречий`, 7-й класс

Вид урока: Объяснение нового материала.

Цель: 1. познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их знания по теме Буква Ь на конце наречий и слов разных частей речи.

2. развить умения работать с орфограммами Буква Ь на конце существительных, Буква Ь в глаголах неопределенной формы и повелительного наклонения, Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую, Буква Ь на конце наречий.

3. Воспитать любовь к родному языку.

Оборудование: репродукция картины К. Ф. Юона Конец зимы. Полдень, карточки с разноуровневыми заданиями, плакат Кто напрасно бежит за слоном?, выставка словарей, таблицы, карточки части речи.

Ход урока.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята!!!

2. Актуализация знаний и сообщение темы урока.

– Ребята, тема нашего сегодняшнего урока подводит итог нашему знакомству с буквой Ь. Вам известны своим правописанием слова ДОЧЬ, ЛУЧ, ЗНАЕШЬ, ОТРЕЖЬ, ГОРЯЧ. Но есть и внешне похожие на них НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, НЕВТЕРПЕЖ.

– Слова какой части речи записаны на доске? (Наречия)

– Докажите, что это наречия. ( Неизменяемая часть речи,)

– Над какими буквами стоит опознавательный признак орфограммы ? ( Над шипящими)

– Используя предоставленные на доске слова, назовите тему сегодняшнего урока.

(МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ)

– Запишите тему урока в тетради.

3. Объяснение нового материала.

– Посмотрите на наречия и сделайте вывод, когда же в них пишется Ь, а когда нет. Что за слова

УЖ

ЗАМУЖ

НЕВТЕРПЕЖ? (Исключения)

– Вместе читаем правило на доске.

Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ

– Чтение правила в учебнике на стр. 117.

4. Закрепление темы.

– А теперь давайте вспомним все, что мы знаем о написании буквы Ь после шипящих. Перед вами лежат таблицы, заполните их известными вам правилами употребления буквы Ь после шипящих на конце слов разных частей речи. Проиллюстрируйте таблицы своими примерами.

( стр. 116 117, учебник)

Ь ПИШЕТСЯЬ НЕ ПИШЕТСЯ

5. Проверка домашнего задания.

– Дома у вас было творческое задание, вы должны были подобрать стихотворные строчки, в которых бы употреблялись слова с Ь на конце слов после шипящих. ( сущ. , гл. , кр. прил. )

( Д/Р оформлена на альбомных листах это творческое задание)

Например: Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури

Не одолев их бурной дури

И спорить стало ей невмочь.

(А. Пушкин)

. Игра Кто напрасно бежит за слоном? (устно)

– Проанализируйте слова из списка и выясните, кто из бегущих не знает правил (на плакате нарисованы слон, лиса, заяц и мышь: надо найти слова с ошибками).

– Дети находят слова с ошибками, вспоминают правила правописания.

– Дальше учащиеся самостоятельно работают по карточкам (колокольчик, полуоткрытая книга раскрытая книга). Сдают работы учителю.

КОЛОКОЛЬЧИК

Вставьте пропущенные буквы. ПОЛУОТКРЫТАЯ КНИГА

Вставьте пропущенные буквы, в скобках объясните свой выбор. РАСКРЫТАЯ КНИГА

Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (кр. прил. ) Не пряч_тесь (гл. ) от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (кр. прил. ) снег, проверьте скорость лыж_ (сущ. , Р. П. , мн. ч. ). Из– за туч_ (сущ. , Р. П. , мн. ч. ) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (сущ. , м. р. ). Ему невтерпеж_ (нар. ) растопить лед на скатах крыш_ (сущ. Р. П. , мн. ч. ) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (сущ. м. р. ). Это не блаж_ (сущ. ж. р. ). Ведь весна уже не мираж_ (сущ. м. р. ), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (нареч. ) окна соседних дач_ (сущ. Р. П. , мн. ч. )Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (_) Не пряч_тесь (_) от природы выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (_) снег проверьте скорость лыж_ (_). Из– за туч_ (_) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (_). Ему невтерпеж_ (_) растопить лед на скатах крыш_ (_) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (_). Это не блаж_ (_). Ведь весна уже не мираж_ (_), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (_) окна соседних дач_ (_)Один из дней в конце зимы уд_вителен и чарующ_. (Не )пряч_тесь от природы выйд_те на улицу. Ощ_тите, как скрипуч_ снег провер_те скорость лыж_ . Из– за туч_ все ч_ще выглядыва_т настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увид_ть, как бьет из-под земли ключ_ . Это не блаж_ . Ведь весна уже не мираж_ , а р_альность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна с_седних дач_ .

6. Подведение итогов урока.

– Сегодня мы с вами повторили тему Мягкий знак после шипящих. Давайте подведём итог с помощью сигнальных карточек. Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом.

– В словах какой части речи после шипящих ВСЕГДА пишется Ь? (глагол)

– В словах какой части речи после шипящих НИКОГДА не пишется Ь? (прилагательное)

– В словах какой части речи после шипящих Ь пишется только в исключениях? (наречие)

– В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа и падежа? (существительное)

– К какой части речи относятся слова НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, ПРОЧЬ? (наречие)

7. Домашнее задание.

– Дома выполняете № 191. Это творческий диктант. Вы должны будете дописать текст, используя слова с уже изученными орфограммами в наречиях.

Н. О. Мороз

Метки: Русский язык