Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения

Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения

Педагогические задачи: создать условия для осозна­ния цели и ситуации письменного общения, усвоения приёмов и последовательности правильного списывания текста; познакомить с правилом постановки знаков препинания в конце предложения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся ставить точку в конце предложе­ния, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нор­мы и правильную интонацию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – представление о различных видах и формах общения: в устной форме – слушание и говоре­ние, в письменной – чтение и письмо; понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи; овладение приёмами пись­менной речи; логические – осуществление анализа речевых си­туаций, представленных в рисунке и тексте.

Регулятивные: проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивать правильность вы­бора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей выска­зывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи.

Личностные: используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при вы­полнении письменных заданий; осознают необходимость само­совершенствования; выражают желание осваивать новые дейст­вия, достигать положительных результатов труда.

Сценарий урока

I. Введение ситуации, мотивирующей изучение родного языка (Л. ).

– Когда вы научились говорить?

– Почему человек испытывает необходимость в овладении родной речью, родным языком?

♦ Интересный факт: ученые подсчитали, что к семи годам ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

– Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Прочитайте высказывание о русском языке.

Запись на доске:

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и жи­вой». (Л. Н. Толстой. )

I. Сообщение темы урока: постановка учебной задачи (К. +Р. )

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно,

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И всё мне любо в ней,

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней. Л. Квитко

– Рассмотрите рисунки в учебнике (с. 8). Давайте подумаем, кто из ребят и что может сказать о своей бабушке? Как они с ней могут общаться? Почему?

– А ваша бабушка живёт рядом с вами или в другом городе?

– Девочка может поговорить, поиграть со своей бабушкой. Она всегда рядом. А как мальчик общается со своей бабушкой, которая живёт далеко?

Ученики пользуются разными формами речи.

– «Речь» – тема нашего урока. Сегодня предстоит выяснить ( вопросы записаны на доске), для чего еще нужна речь, какие виды речи бывают, чем они отличаются.

III. Актуализация опорных знаний (П. + К. ).

– Как вы понимаете, что такое речь? Для чего она нужна?

В народе говорят:

• Доброе слово лечит, а худое – калечит.

• Ласковое слово что солнышко.

• Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

– Слово может рассмешить, огорчить, обидеть.

Вывод: речь – средство воздействия.

IV. «Открытие» новых знаний.

1. Работа по учебнику (П. + К. ).

– Речь бывает устной и письменной. Устной называется речь, которая произносится, потому что мы при этом пользуемся ртом.

Точнее, мы произносим звуки голосовым аппаратом, но хорошо видна работа губ, а губы раньше назывались «уста», поэтому речь стала называется «устной». Мы ею пользуемся каждый день, когда рассказываем, спрашиваем, удивляемся, огорчаемся. Кроме устной речи есть другая, которая обозначается специаль­ными знаками – буквами. Такая речь называется письменной.

– Посмотрите на рисунки. Кто из ребят пользуется устной речью? А кто письменной? Почему вы так решили? Приведите свои примеры использования устной речи, письменной.

Вывод: в жизни людей важна как устная, так и письменная речь.

– Какая речь появилась раньше? Почему вы так думаете? Отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга. )

Зачем люди читают книги? (Хотят узнать что-то новое. )

♦ Рубрика «Хочу все знать» (П. ).

Учитель читает из книги.

– В былые времена человек, который обладал громким, звучным голосом, назначался глашатаем. Глашатай делал сооб­щения для большого количества людей, собирающихся на пло­щади. На территории Кремля в Москве была Ивановская пло­щадь, на которой собирался народ для прослушивания царских указов. Отсюда пошло выражение «кричать во всю Ивановскую». Интересно? М. Горький сказал: «Великий праздник – хорошая, правильная книга».

– Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 9.

В этом доме много раз

Каждый был уже из вас.

Тот, кто книги уважает,

Дом сокровищ посещает. (Библиотека. )

Задание «Речевое общение» (упражнение 1, с. 8 в учебни­ке) (П. ).

– Прочитайте разговор. Какие книги хотели прочитать ребята? (О жизни людей в прошлом. )

Учитель демонстрирует слайд, на котором изображён стеллаж с книгами. Хорошо читающие учащиеся зачитывают небольшие отрывки из статей исторических энциклопедий.

– Авторы книг поделились с нами своими знаниями. Какую форму речи они для этого использовали? (Письменную. )

– Книги могут рассказать обо всём на свете. Можно ли ут­верждать, что писатель и читатель общаются друг с другом? (Высказывания учащихся. )

– Прочитайте сведения о языке и речи в учебнике – «Обрати внимание».

Самостоятельное чтение (Р. ).

– Послушайте загадки, отгадайте их. О какой форме речи они напоминают? (П. + К. )

Поверчу волшебный круг

– И меня услышат вдруг. (Телефон. )

Стальной конёк по белому полю бегает,

За собой чёрные следы оставляет. (Ручка. )

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам,

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета. )

Стоит красный сундучок,

Его не тронешь – он молчок,

А стоит ручки повертеть,

Он будет говорить и петь. (Радиоприемник. )

– Прочитайте пословицы. Какая из них относится к пись­менной речи? («Что написано пером, не вырубишь топором». ) Как вы догадались?

– Какая пословица относится к устной речи? («Слово не во­робей, вылетит – не поймаешь». ) О какой особенности устной речи эта пословица? (Это живая речь, произносимая, звучащая. )

Чем отличается устная речь от письменной? (Различие между устной и письменной речью состоит в том, что устная речь связана с непосредственным общением. Письменная же речь возникает в ситуации, когда участники общения отдалены друг от друга во времени и пространстве. Такое общение воз­можно благодаря письменному тексту, который фиксирует речь говорящего и делает её доступной для восприятия слу­шающего, что предполагает прочтение им текста. )

Подготовка руки к письму (Р. ).

– На каком уроке мы будем узнавать что-то новое о том, как устроен наш язык? Вспомните порядок действий при списывании.

Списывание пословицы по выбору учеников. Во время рабо­ты учитель внимательно следит, чтобы учащиеся соблюдали правша списывания.

Знакомство с условными обозначениями, принятыми в учебнике (Р. ).

♦ Рубрика «Тайны языка» (П. ).

Пора привлечь внимание

К знакам препинания!

– Прочитайте текст. Как отделяются предложения друг от дру­га в устной и письменной речи? (В устной речи – паузой, в письменной речи – знаками препинания. )

Изогнулся коромыслом,

Вечно думая над смыслом.

Наклонился, чтобы сесть,

И подмигнул: «Вопросы есть?».

– Подчеркните предложения, в конце которых стоит вопро­сительный знак. Подсказывает ли вопросительный знак, как следует читать вопросительные предложения? Прочитайте.

– Спишите предложение:

Тебе интересно изучать родной язык? Скажите, что содержит это предложение – вопрос, просьбу, приказ или сообщение? (Содержит вопрос. )

– Это предложение содержит вопросительную интонацию. Как показать вопросительную интонацию на письме? (Вопросительным знаком. )

?

На странице я стою, всем вопросы задаю.

Согнут я всегда в дугу – разогнуться не могу.

– В народе говорят:

• Сначала подумай – потом говори!

• Красна речь слушанием.

• Бог дал два уха, а язык – один.

-О чём эти пословицы? Что же такое речь? (Речьэто то, то мы слышим или произносим сами в общении друг с другом, то мы пишем или читаем. )

– Объясните смысл этих половиц (К. ).

Рассмотрите изображения технических средств. (На доске

изображены телевизор, компьютер, телефон, микрофон. )

– Какую речь может передавать каждое из этих технических

средств? (Ответы учащихся. )

Разминка для пальцев (Л. +Р. )

• Вращение кистями рук.

• Сжимание пальцев в кулак, разжимание.

«Погладим котенка» (поглаживающие движения рук).

«Кольцо» (соединить большой и указательный пальцы).

• Ладонь – ребро – кулак.

Расслабление (опустить руки вниз, встряхнуть ими).

2. Работа в тетради «Русский язык» (Р. + К. ).

Учитель демонстрирует слайд, на котором изображены знаки препинания.

На строке поставлен знак –

Обрати внимание.

Наш урок зовется так:

«Знаки препинания»!

Точки, палочки, крючки –

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют прочтения. А. Шибаев

Упражнение 1. «Дорисуй» (с. 5, учебник).

– Отгадайте загадку:

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утёнок. )

Упражнение 2 «Напиши красиво» (с. 6, учебник).

– Прочитайте слова, записанные на доске. (Книга, слово, шко­ла. ) Какое слово невозможно проиллюстрировать? (Слово. ) По­чему?

– Приведите свои примеры похожих слов. (Доброта, скука, прелесть и др. ) Каждое слово можно представить в виде звуковой модели. Запишите слова в заданной последовательности (упраж­нение 3).

Выполнение задания.

– В русском языке есть большой и очень важный раздел грамматики – синтаксис. Синтаксис учит соединять слова в сло­восочетания и строить из них предложения. Разве вы могли бы чётко формулировать свои мысли, если бы не умели из слов по­строить законченные высказывания? Ведь слова, не связанные знаками препинания, ещё не означают саму речь. Речь состоит из предложений. Что вам известно о предложении? (Выражает законченную мысль; в устной речи предложение отделяется от другого при помощи паузы и интонации, на письме – знаками препинания; бывают разные по цели высказывания. )

– – Какие знаки препинания ставят в конце предложений? По­знайте рассказ о знаках препинания.

– Точка – это станция, где отдыхает мысль.

* * *

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

*********

А если в предложении

Радость, раздражение?

Тогда в конце не кстати ли

Наш славный восклицательный?

Бурным чувствам нет конца.

Пылкий нрав у молодца! А. Шибаев

– Как произносят предложения, в конце которых стоит точка? ( Спокойно, утвердительно. ) Приведите примеры таких предложений.

– А если в конце предложения стоит восклицательный знак? ( Произносить надо бодро, торжественно, восторженно. ) Приведите примеры.

– Какая интонация будет у вопросительного предложения? ( Удивление, вопрос. )

– Прочитайте в рабочей тетради предложения из упражнения 4, цель которых – сообщить о чём-нибудь. С какой интонацией их надо читать?

– Прочитайте предложения, цель которых – спросить о чём– нибудь. Какая интонация будет у этих предложений? Какие предложения выражают восторг?

Списывание в рабочей тетради (Р. ).

– Вспомните порядок действий при списывании. Укажите правильную последовательность действий.

– Прочитайте предложения. О чём они? Какие знаки препинания стоят в конце данных предложений? Какие знаки препинания вам ещё известны?

V. Итог урока. Рефлексия деятельности (П. + Р. + Л. ).

– Что есть в устной речи такого, чего нет в письменно! (Выделение слова голосом. )

Задание «Переменка» (с. 8).

– Разгадайте загадки «буква + картинка». (Коса, стол. )

Игра «Угадай-ка!». У учеников карточки со знаками «. », «!», «?». На доске записаны предложения.

Задание: прочитайте предложения в соответствии с указанными знаками препинания.

• Вперёд, друзья (!)

• Сколько грамотных у нас (?)

• Стойте (!)

• В школу (?)

• Сегодня четыре урока (. )

• В библиотеке много книг (. )

– Что полезного вы узнали на уроке? Попробуйте определить какая речь – устная или письменная – самая главная? (Предположения учащихся. )

– Сегодня мы не будем однозначно отвечать на этот вопрос, так как нам ещё предстоит раскрыть секреты как письменной, так и устной речи.

И. М. Че, МБОУ СОШ № 79, Владивосток

Метки: Русский язык