Урок 12 (7 класс). Тема: Морфология и орфография. Урок № 3 (§ 6)
Урок 12 (7 класс). Тема: Морфология и орфография. Урок № 3 (§ 6)
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
(Просклоняйте числительные: 547, 190. Составьте с ними (3-4) словосочетания. )
3. Вопросы к классу.
— На какие группы делятся части речи?
— Перечислите самостоятельные и служебные части речи,
приведите примеры междометий.
— При выполнении какого вида разбора мы указываем постоянные
и непостоянные признаки?
— Какие части речи не являются членами предложения?
— Назовите изменяемые и неизменяемые самостоятельные части речи.
— У каких частей речи нет грамматических признаков?
4. Повторение глагола.
Задание1.
- Придумайте предложения, в которых глаголы характеризуются следующими признаками:
1) Совершенный вид, 1-е спряжение, переходный, изъявительного наклонения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, сказуемое
2) несовершенный вид, 2-е спряжение, переходный, повелительного наклонения, множественного числа, 3-е лица, сказуемое.
Задание 2.
- Заполните таблицу морфологических признаков глагола.
Каких признаков нет у глагола в неопределённой форме?
Глагол | Начальная форма | Постоянные признаки | Непостоянные признаки (если есть) |
Смотрю Возвратила Прочитайте Принёс бы Буду писать Уронить Беречь Советуем Кричать |
Задание 3.
- Глаголы, указанные в таблице, разберите по составу
Задание 4.
- Чем отличаются эти слова (слова записаны на доске), запишите их в тетрадь, выделите окончания, составьте два предложения с любой парой слов.
Вылетите, вылетите; пишете, пишите; посадите, посадите;
высохнете, высохните.
Задание 5. Упр. 33 (устно); упр. 34, 37 (письменно).
- В это время трое работают по карточкам.
Карточка № 1.
– Спишите, вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов.
– Выделенное слово разберите по составу, составьте и запиши с ним сложное предложение.
– Выполните синтаксический разбор.
– Составь схему предложения.
Ста. шь, зна. . шь, звуч. . ть, кле. . ть. стелг. шь, вид. . м, потерпеть, расстел. . шься, слышишь, смотрим, та. . шь, опротиветь, ворот. . шь, держ. . м, гон. . шъ, бре. . шь.
Карточка №2.
- Спишите слова, выделите основу, определите спряжение.
- Образуйте от данных глаголов формы 2-го лица множественного числа настоящего времени и формы множественного числа повелительного наклонения.
Образец. Стелить Icnp. : вы стелете — вы стелите.
Шептать, повязать, писать, видеть, вытрясти, найти, запереть, посмотреть, ненавидеть, выйти, слышать, выбрать, резать, присесть, шагнуть, крикнуть.
Карточка №3.
- Приведите к данным глаголам (если это возможно) видовую пару.
- Составьте словосочетания со всеми образовавшимися видовыми парами.
- Обозначьте главное слова в каждом словосочетании.
Исследовать, недоумевать, сделать, ссыпать, поспорить, жалеть, обучить, петь, слагать, предчувствовать, покрыть, сжать, сказать, свернуть, проглотить, лечить, миновать, очнуться, хлынуть.
Задание 6.
- Найдите лишнее слово. (Слова записываются в тетрадь и на доску)
1. Ругается, смотрится, смеркается (смеркается — безличный глагол).
2. (Не) читал, (не)здоровится, (не)здоровался (нездоровится—слитно).
3. Ут. . реть, приб. . ратъ, зам. . рать (утереть — буква -е в корне).
4. Наде. . тъся, скле. . тъ. зависать (надеяться — буква -я перед -ть).
5. Ход. . те, боремся, стро. . шъ (боремся — 1 спр. )
6. Сердить, заехать, спеть (сердить — несов. вид).
7. Рассчитывал, записывал, приветствовал
(приветствовал — суффикс -ова-).
8. Сходили бы, будьте, была бы (будьте — повелит, накл. ).
9. Висеть, встречать, видеть (висеть — неперех. глагол).
5. Выводы по уроку.
— Что называется глаголом?
- Перечислите постоянные и непостоянные глагольные признаки.
— Какие орфограммы мы сегодня повторили?
6. Домашнее задание. § 6, Упр. 38, 39.
Карточка № 1.
– Спишите, вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов.
– Выделенное слово разберите по составу, составьте и запиши с ним сложное предложение.
– Выполните синтаксический разбор.
– Составь схему предложения.
Ста. шь, зна. . шь, звуч. . ть, кле. . ть. стелг. шь, вид. . м, потерпеть, расстел. . шься, слышишь, смотрим, та. . шь, опротиветь, ворот. . шь, держ. . м, гон. . шъ, бре. . шь.
Карточка № 2.
- Спишите слова, выделите основу, определите спряжение.
- Образуйте от данных глаголов формы 2-го лица множественного числа настоящего времени и формы множественного числа повелительного наклонения.
Образец. Стелить Icnp. : вы стелете — вы стелите.
Шептать, повязать, писать, видеть, вытрясти, найти, запереть, посмотреть, ненавидеть, выйти, слышать, выбрать, резать, присесть, шагнуть, крикнуть.
Урок 12 (3)
Карточка № 3.
Приведите к данным глаголам (если это возможно) видовую пару.
- Составьте словосочетания со всеми образовавшимися видовыми парами.
- Обозначьте главное слова в каждом словосочетании.
Исследовать, недоумевать, сделать, ссыпать, поспорить, жалеть, обучить, петь, слагать, предчувствовать, покрыть, сжать, сказать, свернуть, проглотить, лечить, миновать, очнуться, хлынуть.
Т. В. Сведенцова, МОАУ СОШ № 31, город Киров
Метки: Русский язык