Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конспект урока: "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы — исключения"

Оборудование: учебник А.В.Поляков. Русский язык для 4 класса плакаты, репродукции на тему "Зима", стихотворения А.С.Пушкина "Зимний вечер", "Зимнее утро".

ХОД УРОКА.

- Чтобы определить тему урока, вы должны разгадать кроссворд .

По горизонтали: Часть речи в множественном числе.
По вертикали: Часть речи, неподдающаяся правилу.

- Итак, какова тема сегодняшнего урока? ( Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы- исключения.)
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Какова цель урока?

Учащиеся предлагают варианты цели урока и выбирают лучший вариант.

Цель урока: Глаголы- исключения, правописание которых мы должны запомнить.

На доске записаны глаголы: дремлешь, помнишь, лежит, зеленеет, блестит, трещит, знаешь, навестим, кроет, завоет, заплачет, зашумит, застучит.

- Что написано на доске? ( Глаголы.)

- Что вы знаете о глаголах? (- Часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы "Что делать? Что сделать?" Глаголы изменяются по лицам, спрягаются по временам, бывают первого и второго спряжения.)

Задание: Распределите данные глаголы на две группы.

Учащиеся предлагают варианты:

1. Настоящее время.
2. Третье лицо.
3. Первое спряжение.
Будущее время.
Второе лицо.
Второе спряжение.

Если учащиеся не предложат эти варианты, предлагаю внимательно прочитать эти глаголы.

- Что вам эти глаголы напоминают? (Эти глаголы взяты из стихотворений А.С. Пушкина "Зимнее утро", "Зимний вечер".)

Читаются данные стихотворения наизусть.

- Какой общей темой объединены эти глаголы? (Они о зиме".)

Показываю репродукции на тему "Зима".

Задание: Назовите глаголы, относящиеся к зиме.

Учащиеся называют глаголы, которые записываются в тетради и на доске.

Задание: Определите спряжение глаголов.

Учащиеся определяют спряжения самостоятельно, а затем проверяют комментируя.

- Как определяются спряжения глаголов? (Существуют два способа определения спряжения.

1. Ставим глаголы в третье лицо множительного числа. Если окончания -ут- ют- первое спряжение, а если -ат-ят- второе спряжение.
2. Ставим глаголы в начальную форму. Все глаголы на -ить- являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся - первого спряжения.)

- Помогите мне дописать окончания глаголов во втором лице единственного числа:

по..шь, вид..ть, бре..шь, стел..шь,обид..шь, смотр..шь.

- Что нужно знать, чтобы дописать окончания? (Определить спряжение.)
- Что вы заметили при определении? (Перед тем как написать бреишь или бреешь это слово ставим в начальную форму брить. Определяем спряжение, брить - второе спряжение, а во множительном числе третьего лица бреют - первое спряжение.)

Ученики высказывают предположение,что написание этих глаголов не поддаётся правилам.

- Правильно - это глаголы исключения, которые нужно запомнить.

Выполняется упражнение №147 учебника "Русский язык для 4 класса" А.В.Полякова.
Учащиеся выписывают глаголы из упражнения, приписывая рядом глаголы в начальной форме:

зависят - зависеть
дышите - дышать
держат - держать
ненавидим - ненавидеть
вертим - вертеть
смотрите - смотреть
видите - видеть
терпят - терпеть
бреют - брить
стелят - стелим

- Как видите, правописание этих глаголов не поддаются правилам. Это - глаголы-исключения.
Вот они: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, дышать, слышать, держать, гнать, брить, стелить.

Учащиеся читают правило в учебнике.

-    Что это за глаголы?
-    Какие глаголы относятся к 1 спряжению, какие - ко 2-му?
Итак, делаем вывод: чтобы правильно написать безударные окончания глаголов, необходимо определить их спряжение. Для этого ставим глаголы в начальную форму. Все глаголы на и(ть).
И выше перечисленные 11 глаголов исключения относятся ко второму спряжению, а остальные глаголы и глаголы-исключения: брить, стелить относятся к первому спряжению.
Глаголы-исключения необходимо запомнить. Для этого расположим их так, чтоб они легко запоминались.
Даётся по группам задания: составить словосочетание для лучшего запоминания. Варианты могут быть такие: смотреть, всё слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать, стелить, брить и другие.

Домашнее задание:

1. Составить словосочетание с глаголами - исключениями. Запомнить глаголы-исключения.
2. Выполнить упражнение №148.

Учитель спрашивает, достиг ли урок поставленной цели? Ученики отвечают, что они познакомились с глаголами-исключениями. А именно, с одиннадцатью глаголами, которые являются глаголами второго спряжения и двумя глаголами брить и стелить, первого спряжения. А также мы научились правильно писать безударные окончания глаголов.
Оценивается деятельность учащихся на уроке.

Метки: Русский язык, Начальная школа