Общественно-активная школа как условие повышения эффективности образовательного учреждения
Общественно-активная школа как условие повышения эффективности образовательного учреждения
Высоцкая Е. В. , директор МБОУ г. Иркутска СОШ №73
Шаманова В. Ю. , зам. директора по УВР МБОУ г. Иркутска СОШ №73
ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНАЯ ШКОЛА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СООБЩЕСТВА В ДЕЛЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. В свою очередь, изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа.
История российского образования никогда не развивалась отдельно от общества. Образование всегда являлось фактором экономического роста и благосостояния любого общества, фактором конкурентоспособности и национальной безопасности. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, основными задачами модернизации российского образования на данном этапе являются расширение доступности образования, повышение его эффективности.
Становление МБОУ города Иркутска СОШ № 73 как общественно-активной обусловлено пониманием того, что современное образовательное учреждение не может существовать отдельно от нужд и потребностей страны, жителей окружающего её локального сообщества. Оно должно предоставлять местному сообществу возможность стать активными участниками в делах образования; в расширении его доступности, повышении эффективности и ответственности всего локального сообщества, в деле гражданского образования и воспитания детей, родителей, всего населения. Сегодня существует необходимость, чтобы на базе школы, микрорайона, началось становление и развитие российского гражданского общества, основанного на конкретных делах в интересах людей.
Образовательное учреждение имеет все ресурсы для того, чтобы стать полем активного взаимодействия государства и общества, это позволяет нам реализовать не только заказ государства, но и родителей. Переосмысление школой своей образовательной задачи, роли и статуса в микрорайоне, городе, развитие технологий по взаимодействию с сообществом позволило ей выйти на новый уровень, стать гражданским, культурным, общественным ресурсным центром микрорайона, объединяющим началом для решения не только своих проблем, но и социально-значимых проблем всего сообщества.
Переход образовательного учреждения в модель ОАШ способствовал гуманизации общественно-экономических отношений, формированию новых установок личности. Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству. Наиболее эффективным способом развития этих качеств на наш взгляд является совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, представителей власти, бизнеса и других членов сообщества, их объединение для достижения общей цели – лучшего будущего для каждого из нас.
Сегодня МБОУ СОШ №73 совместно с обществом дает своим выпускникам не только необходимый уровень академического образования, но и навыки гражданской активности и самореализации. Такая деятельность создает условия для решения социальных проблем сообщества, не дожидаясь государственных решений, и снижает социальную напряженность.
Сложность организации выше обозначенной деятельности в условиях кризиса, необходимость вовлечения в совместную и при этом социально-значимую деятельность широкого круга субъектов, предопределяют поиск новых подходов к управлению деятельностью образовательным учреждением.
Выбранный администрацией МБОУ СОШ №73 программно-целевой подход, позволил разработать динамичную и стратегичную модель собственного развития, что позволило значительно легче организовывать деятельность структурных подразделений, труд педагогических и др. категорий работников.
Основу механизма управления деятельностью школы на программно– целевой основе составляют такие его части как: система стратегического анализ и планирования; разработка целевых и комплексных программ; нормативноправовое и методическое обеспечение; система корректировки и контроля качества реализуемых программ и др.
Базовым элементом программно-целевого управления является комплекс целевых программ (сегодня в рамках программы развития в школе реализуется семь программ). Каждая программа, предельно ясно устанавливает связи концептуально определенных целей и механизмов их достижения; содержит своеобразный сценарий развития образовательного учреждения в модели ОАШ.
Целостный набор программ позволяет динамично реагировать на запросы и потребности местного сообщества и общества в целом в развитии социальной активности и становлении гражданственности обучающихся.
В тоже время реализация модели ОАШ на основе совокупности программ позволяет ориентировать обучающихся, педагогический коллектив, родителей и других членов сообщества на решение задач комплексного характера:
— создание условий для обучения, воспитания и развития всех субъектов образовательного процесса, включая жителей местного сообщества;
— аккумуляцию ресурсов (интеллектуальные, материальны и др. ) с целью их разумного распределения по результатам анализа сложившейся ситуации, стратегического планирования;
— совместное принятие решений с органами государственно-общественного управления;
— создание условий для объединения субъектов образовательного процесса и жителей местного сообщества в процессе решения социально-значимых проблем микрорайона школы;
— организацию работы по программным направлениям: Добровольчество, Партнерство, Демократизация.
Комплекс целевых программ, используемых в практической деятельности МБОУ СОШ №73 составляют:
— программа «Демократизация – Партнерство – Добровольчество»:,
— смежная программа «Социальное партнерство как основа деятельности школы»;
— программа «Государственно-общественный характер управления»;
— программа «Качество и доступность образования»;
— программа «Выбор»;
— программа «Служба психолого-педагогического медико-социального сопровождения».
Каждая из программ имеет свое предназначение и отличительные особенности. Так, одной из стержневых программ, обеспечивающих реализацию идеи ОАШ, является программа «Социальное партнерство как основа деятельности школы».
Социальное партнерство для нас – это сотрудничество школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Расширяя круг социальных партнеров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов; на совпадение нормативных и маркетинговых целей.
В настоящее время в школе уже имеется позитивный опыт сотрудничества с различными организациями, предприятиями, учреждениями и отдельными представителями власти. Вместе с тем процесс интеграции их деятельности идет медленно. По-прежнему недостаточно эффективно выстроена работа по активизации родителей, привлечению их к решению социально-значимых проблем образовательного учреждения. Школа испытывает существенные трудности во взаимодействии с системой среднего специального и высшего образования и пока практически лишена реальной возможности, установить конструктивные контакты с целью оптимизации предпрофильной и профильной подготовки подростков.
Педагогическому коллективу, обучающему и воспитывающему достаточно большое количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (20 человек – находящиеся под опекой и попечительством; 6 человек – состоящие на учёте в ИДИ; 196 – из неполной семьи и 131 – из малообеспеченной; 87 – из многодетных; 6 – из неблагополучных, асоциальных семей; ЗПР имеют 18 учащихся), требуются целенаправленная профессиональная помощь и общественное соде Истине, помогающие наилучшим образом обеспечить их права.
Реализация программы обеспечит поиск, отбор или создание способов координации усилий различных субъектов, потенциально заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве друг с другом: образовательных учреждений, предприятий, различных компаний, органов власти, учащихся и их родителей, учащихся и образовательные учреждения города.
Ведущая идея программы заключается в поиске и организации взаимодействия с теми партнерами, которые заинтересованы в ресурсах школы: фирм, образовательных учреждений и организаций, готовых вкладывать усилия и средства в гражданское и профессиональное становление обучающихся (в идеальном варианте, как в своих будущих работников). Для школьников программа задаст пространство реализации своей социальной активности, выбора профессии, возможность поиска и социальной пробы своих возможностей. Обеспечит им положительный опыт решения проблем.
Программа обеспечит реализацию стратегии программы развития на переход к модели «Общественно активная школа».
Цель программы: создание условий для общественно-активной деятельности школы через образование новых социальных связей, расширения поля социального взаимодействия, обеспечивающей гражданское и профессиональное становление обучающихся, получение ими актуальных социальных навыков.
Задачи:
— разработать механизмы вовлечения не только педагогов и родителей, но и специалистов различных сфер деятельности в реализацию проектов «открытой»школы с целью расширения поля самореализации учащихся, обеспечения их социальной защиты, улучшения условий жизнедеятельности;
— оформить социально-педагогические проекты «Делай как мы! Делай с нами! Делай лучше нас!» и «Ты мне – Я тебе» как образовательную услугу на внутришкольном и внешнем рынках образования;
— создать организационную структуру школы по продвижению образовательных услуг в социальном окружении школы (возможно делегирование данных функций детской организации «ГОРОДОК»);
— создать сайт школы.
Целевая группа, на которую направлена деятельность по программе: учащиеся, родители, педагоги, местное сообщество, учреждения культуры, учреждения системы НПО, ВУЗы, органы власти, бизнес структуры.
Возможные направления действии в рамках программы
1. Поиск и внедрение социально-педагогичеких технологий, которые обеспечат интеграцию государственной и общественной поддержки школьных инициатив, эффективное взаимополезное взаимодействие.
2. Реализация на практике механизма социального партнерства, представляющего собой согласование специфических интересов и социальных функций партнеров, обеспечивающее осуществление скоординированных действий в отношении общей цели на основе:
– определения задач, конечных результатов партнерства;
– определения ответственности и полномочий;
– взаимообеспечения законодательно закрепленных прав партнеров;
– регулярного проведения консультаций;
– мониторинга исполнения договоренностей.
3. Реализация проекта «Делай как мы! Делай с нами! Делай лучше нас!»
В рамках этого проекта нам видится возможной организация мест социальных проб учащихся. Кроме этого, важное место займёт гражданское и нравственное воспитание учащихся, через расширение взаимодействия учеников COIII №73 с учащимися других школ, знакомство с разными культурами и образом жизни, с проблемами разных детей, а также оказание помощи конкретным детям, нуждающимся в ней. Реализация данного проекта предполагает:
– организацию фестивалей социально значимых проектов для учащихся, педагогов и представителей общественных организаций;
– организацию Интернет-проектов для всех желающих учащихся через сайт школы; – проведение обучающих семинаров для учащихся школ города по организации исследовательской деятельности и созданию социальных проектов «Школьная газета», «Школьное научное общество», «Школьное самоуправление», «Музей истории» и т. д.
– организация и проведение военно-спортивных праздников совместно с ГУФСИНом;
– проведение публичных презентаций профильного класса;
– пропагандирование экологической культуры и здорового образа жизни через участие в конкурсах различного уровня и их организацию;
4. Реализация проекта «Ты мне – Я тебе», который расширит доступность качественного образования для различных групп учащихся за счет реализации различных образовательных программ по запросам учащихся.
5. Инициирование процесса развития социального партнерства в трех направлениях:
– школа – родители, так как сообщество семей учащихся является самым важным и ближайшим социальным партнером;
– социум – школа – партнерство, направленное на развитие и поддержание социально-значимых идей, таких как направленность школьного образования на обеспечение успешности каждого ребенка;
– школа – сфера бизнеса и предпринимательства, партнерство, направленное на развитие ресурсного обеспечения и поддержку гражданских инициатив образовательного сообщества, организацию практико-ориентированной деятельности учащихся, мест их социально-профессиональных практик.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
– становление образовательного учреждения как общественно-активной открытой школы;
– развитие и нормативно-правовое оформление системы социального партнерcтва;
– повышение качества образования, при сохранении его соответствия базовым требованиям аттестации образовательного учреждения;
– переход родителей на позицию равноправных партнеров и соучастников деятельности образовательного учреждения;
– повышение рейтинга учреждения в системе образования района, города;
– развитие системы дополнительного образования через реализацию образовательных услуг на договорной основе;
– участие в грантовых конкурсах;
– развитие обучающихся как социально-активных личностей, сочетающих в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.
Критерии эффективной реализации программы:
— рост числа социально-значимых проектов инициируемых и реализуемых учащимися, педагогами и родителями совместно с социальными партнерами;
— количество и качество социальных проб учащихся, уровня развития их общекультурных компетентностей;
— увеличение объема совместных видов деятельности школы и местного сообщества по развитию микрорайона;
— разработка и реализация проектов «Делай как мы! Делай с нами! Делай лучше нас!» и «Ты мне – Я тебе»;
— оценка местным сообществом роли школы в активизации социальной жизни микрорайона;
— привлечение специалистов различных профессиональных сфер для реализации образовательного процесса школы;
— активное включение педагогов в развитие системы образовательных услуг для жителей микрорайона.
Финансирование программы: бюджетные и внебюджетные средства (гранты, благотворительная помощь, средства попечителей)
Сроки реализации: 2008-2014г. г.
На сегодняшний день, в рамках программы нам удалось организовать сотрудничество с общественностью, предприятиями, представителями власти в области решения социально-образовательных проблем. За последние годы нашим учреждением накоплен достаточно большой опыт социального партнерства, который позволяет расширить поле социального взаимодействия, развивать социальную активность всех членов сообщества. Сегодня социальное партнерство связано со всеми основными направлениями деятельности школы.
Одним из важнейших направлений является повышение качества образования, создание условий для успешной дальнейшей социализации школьников. С 2008 года нами установлены партнерские отношения с Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области. В рамках сотрудничества на базе школы открыты классы социально-экономического профиля, осуществляется психологическое сопровождение, профориентационная работа, работают спортивные секции, организованы показательные выступления, посещения музея. Ребята имеют возможность поступать в профильные ВУЗы страны, города по целевому набору. Ученики по результатам обучения за год получают именные стипендии от управления.
Улучшению материально-технической базы школы способствует возрождение шефских взаимоотношений с ОАО «Автоколонна 1258». Организация шефских концертов для работников и ветеранов предприятия, ежегодное поздравление с профессиональным праздником, помощь в благоустройстве и уборке территории – все это является благодарностью шефам за их помощь. Становлению рабочих династий, воспитанию чувства гражданственности и патриотизма помогают экскурсии на предприятие. Это укрепляет взаимосвязь детей и родителей (многие наши родители являются работниками автоколонны).
Плодотворное сотрудничество с депутатским корпусом разных уровней власти позволяет успешно решать насущные проблемы. Заместитель председателя Законодательного собрания Иркутской области Г. В. Истомин, депутат областного Законодательного собрания В. В. Дворниченко, депутаты городской Думы В. И. Комаров, Ю. Д. Коренев помогают в улучшении материально-технической базы, приобретении спортинвентаря, развитии спортивной площадки, организации работы с ветеранами предместья, проведение встреч с жителями микрорайона. Они всегда являются почетными гостями всех школьных мероприятий.
По инициативе зам. председателя Законодательного собрания Иркутской области Г. В. Истомина, выпускника нашей школы, в 2007 году был создан Благотворительный фонд «Школьные годы». Его учредителями стали выпускники школы разных лет: В. И. Журавлев, Е. А. Киселевская, Г. П. Зеленский, Н. А. Ширинкина и др. Основная цель деятельности фонда – поддержка талантливых детей, оказание спонсорской помощи, организация и проведение спортивных праздников для жителей предместья. По инициативе фонда проводятся конкурсы «Лучший класс», «Лучший учитель». По итогам полугодий вручаются именные стипендии и почетные грамоты фонда победителям конкурсов и обучающимся, отличившимся в учебе, спорте, общественной жизни, научно-исследовательской деятельности.
Несомненно, здоровое поколение – это будущее страны. В этом направлении школа сотрудничает с МУЗ «Городская больница № 9», ИП «Петухов», ДЮСШ № 1, 3; стадион «Рекорд». Проведение ежегодного мониторинга физическою состояния школьников, плановые медосмотры педагогов и обучающихся, вакцинация, санитарно-просветительская работа – это далеко не все аспекты совместной деятельности с ГКБ № 9. Одной из составляющих сохранения здоровья детей является организация горячего питания ИП «Петухов». Ежегодно на базе школы работает ЛДП «Солнышко» (100-150 чел. ) с 4-х разовым питанием. Обучающиеся нашей школы принимают участие в конкурсах детского рисунка, творческих конкурсах, посвященных здоровому питанию. Многие ученики нашей школы занимаются в спортивных секциях на базе ДЮСШ, достигая высоких спортивных результатов. На базе школы проводит тренировки хоккейная команда девушек под руководством тренера Т. А. Елисеевой (стадион «Рекорд»), Традиционно на спортивной площадке школы проводится футбольный турнир «Возрождение. Футбол против наркотиков», в котором принимают участие молодежные команды Правобережного округа.
Одно из приоритетных направлений в работе школы – воспитание на традициях Мы давно и плодотворно сотрудничаем с Советом Ветеранов Правобережною округа, первичной организацией ветеранов войны и тыла предместья Радищева; штабом Поста № 1, ГИБДД, МДОУ д/сад № 100 «Берегиня». В рамках сотрудничества с Советом Ветеранов проводятся митинги для населения предместья, концерты с участием хора ветеранов, обучающихся; встречи с ветеранами НОВ и тыла. В школе организован тимуровский отряд на базе 6-ых классов. Ребята оказывают посильную помощь ветеранам, проводят поисковую работу, пополняют экспозицию школьного музея, поздравляют ветеранов с праздниками. Воспитанию чувства патриотизма способствует несение Вахты Памяти на Пост № 1 у Вечного огня славы, участие в ежегодном городском конкурсе «Лучшая смена часовых Поста № 1», в городской игре «Зарница». В школе работает отряд Юных инспекторов движения «Светофор», который пропагандирует правила безопасного поведения на дорогах. Традиционными стали совместные мероприятия с МДОУ д/сад № 100 «Берегиня», рейды совместно с сотрудниками ГИБДД, участие в окружных конкурсах отрядов ЮИД.
В эстетическом направлении нашими партнерами стали: Детская школа искусств № 9, Центральная детская библиотека им. А. С. Пушкина, редакция газеты «Сибирячок», региональный центр бурятского этноса, городскими учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования. На базе школы функционируют классы ДШИ № 9 музыкального, художественного, хореографического отделений, в которых обучается более 60 наших учеников. Совместно с преподавателями ДШИ № 9 проводятся смотры художественной самодеятельности, литературно-музыкальные гостиные, творческие встречи, фестивали детского творчества, работает детская филармония. Организовываются выставки детского рисунка, В рамках реализации договора о сотрудничестве с библиотекой им. А С. Пушкина, проводятся экскурсии в библиотеку, встречи с писателями, выставки книг, библиотечные уроки. Ежегодно проводится конкурс «Лучший читатель города» среди юных читателей. Победителем признан ученик нашей школы Чапайкин Илия. Хорошей традицией стало проведение встреч с редакцией журнала «Сибирячок». Результатом сотрудничества стала популяризация журнала, организация подписки классов на журнал. Обучающиеся школы частые гости в музеях и театрах города. Они занимаются в объединениях дополнительного образования ДДЮиТ и ДДТ №1.
Многие годы школа тесно связана с Областным биолого-экологическим центром. Ежегодно организуется проведение летней трудовой практики на базе лабораторий центра. Ребята выращивают цветочную рассаду для озеленения территории школы, территории у памятника А. П. Щапову. Специалисты центра ведут внеурочную работу в школе по экологическому воспитанию. В рамках городской программы «Чистый город» в школе в течение 5 лет работает экологический отряд, осуществляющий уборку улиц города.
Существующая система социального партнерства позволяет нам обеспечить развитие социальной активности, гражданское и профессиональное становление обучающихся, получение ими актуальных социальных навыков.
Метки: Вопросы управления