Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Общественно-активная школа как условие повышения эффективности образовательного учреждения

Общественно-активная школа как условие повышения эффективности образовательного учреждения

Высоцкая Е. В. , директор МБОУ г. Иркутска СОШ №73

Шаманова В. Ю. , зам. директора по УВР МБОУ г. Иркутска СОШ №73

ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНАЯ ШКОЛА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СООБЩЕСТВА В ДЕЛЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенден­ции развития общества и влияет на него. В свою очередь, изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа.

История российского образования никогда не развивалась отдельно от об­щества. Образование всегда являлось фактором экономического роста и благосос­тояния любого общества, фактором конкурентоспособности и национальной безопасности. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, основными задачами модернизации российского образова­ния на данном этапе являются расширение доступности образования, повышение его эффективности.

Становление МБОУ города Иркутска СОШ № 73 как общественно-активной обусловлено пониманием того, что современное образовательное учреждение не может существовать отдельно от нужд и потребностей страны, жителей окру­жающего её локального сообщества. Оно должно предоставлять местному сооб­ществу возможность стать активными участниками в делах образования; в рас­ширении его доступности, повышении эффективности и ответственности всего локального сообщества, в деле гражданского образования и воспитания детей, ро­дителей, всего населения. Сегодня существует необходимость, чтобы на базе школы, микрорайона, началось становление и развитие российского гражданского общества, основанного на конкретных делах в интересах людей.

Образовательное учреждение имеет все ресурсы для того, чтобы стать по­лем активного взаимодействия государства и общества, это позволяет нам реали­зовать не только заказ государства, но и родителей. Переосмысление школой сво­ей образовательной задачи, роли и статуса в микрорайоне, городе, развитие тех­нологий по взаимодействию с сообществом позволило ей выйти на новый уро­вень, стать гражданским, культурным, общественным ресурсным центром микро­района, объединяющим началом для решения не только своих проблем, но и со­циально-значимых проблем всего сообщества.

Переход образовательного учреждения в модель ОАШ способствовал гума­низации общественно-экономических отношений, формированию новых устано­вок личности. Развивающему обществу нужны современно образованные, нравст­венные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответ­ственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудни­честву. Наиболее эффективным способом развития этих качеств на наш взгляд является совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, представите­лей власти, бизнеса и других членов сообщества, их объединение для достижения общей цели – лучшего будущего для каждого из нас.

Сегодня МБОУ СОШ №73 совместно с обществом дает своим выпускникам не только необходимый уровень академического образования, но и навыки граж­данской активности и самореализации. Такая деятельность создает условия для решения социальных проблем сообщества, не дожидаясь государственных реше­ний, и снижает социальную напряженность.

Сложность организации выше обозначенной деятельности в условиях кри­зиса, необходимость вовлечения в совместную и при этом социально-значимую деятельность широкого круга субъектов, предопределяют поиск новых подходов к управлению деятельностью образовательным учреждением.

Выбранный администрацией МБОУ СОШ №73 программно-целевой подход, позволил разработать динамичную и стратегичную модель собственного развития, что позволило значительно легче организовывать деятельность структурных подразделений, труд педагогических и др. категорий работников.

Основу механизма управления деятельностью школы на программно– целевой основе составляют такие его части как: система стратегического анализ и планирования; разработка целевых и комплексных программ; нормативно­правовое и методическое обеспечение; система корректировки и контроля качест­ва реализуемых программ и др.

Базовым элементом программно-целевого управления является комплекс целевых программ (сегодня в рамках программы развития в школе реализуется семь программ). Каждая программа, предельно ясно устанавливает связи концеп­туально определенных целей и механизмов их достижения; содержит своеобраз­ный сценарий развития образовательного учреждения в модели ОАШ.

Целостный набор программ позволяет динамично реагировать на запросы и потребности местного сообщества и общества в целом в развитии социальной ак­тивности и становлении гражданственности обучающихся.

В тоже время реализация модели ОАШ на основе совокупности программ позволяет ориентировать обучающихся, педагогический коллектив, родителей и других членов сообщества на решение задач комплексного характера:

создание условий для обучения, воспитания и развития всех субъектов об­разовательного процесса, включая жителей местного сообщества;

аккумуляцию ресурсов (интеллектуальные, материальны и др. ) с целью их разумного распределения по результатам анализа сложившейся ситуации, стратегического планирования;

совместное принятие решений с органами государственно-общественного управления;

создание условий для объединения субъектов образовательного процесса и жителей местного сообщества в процессе решения социально-значимых про­блем микрорайона школы;

организацию работы по программным направлениям: Добровольчество, Партнерство, Демократизация.

Комплекс целевых программ, используемых в практической деятельности МБОУ СОШ №73 составляют:

программа «Демократизация – Партнерство – Добровольчество»:,

смежная программа «Социальное партнерство как основа деятельности школы»;

программа «Государственно-общественный характер управления»;

программа «Качество и доступность образования»;

программа «Выбор»;

программа «Служба психолого-педагогического медико-социального со­провождения».

Каждая из программ имеет свое предназначение и отличительные особенности. Так, одной из стержневых программ, обеспечивающих реализацию идеи ОАШ, является программа «Социальное партнерство как основа деятельности школы».

Социальное партнерство для нас – это сотрудничество школы, бизнеса, вла­сти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Расширяя круг социальных парт­неров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов; на совпа­дение нормативных и маркетинговых целей.

В настоящее время в школе уже имеется позитивный опыт сотрудничества с различными организациями, предприятиями, учреждениями и отдельными пред­ставителями власти. Вместе с тем процесс интеграции их деятельности идет мед­ленно. По-прежнему недостаточно эффективно выстроена работа по активизации родителей, привлечению их к решению социально-значимых проблем образова­тельного учреждения. Школа испытывает существенные трудности во взаимодей­ствии с системой среднего специального и высшего образования и пока практиче­ски лишена реальной возможности, установить конструктивные контакты с целью оптимизации предпрофильной и профильной подготовки подростков.

Педагогическому коллективу, обучающему и воспитывающему достаточно большое количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (20 че­ловек – находящиеся под опекой и попечительством; 6 человек – состоящие на учёте в ИДИ; 196 – из неполной семьи и 131 – из малообеспеченной; 87 – из многодетных; 6 – из неблагополучных, асоциальных семей; ЗПР имеют 18 учащихся), требуются целенаправленная профессиональная помощь и общественное соде Ист­ине, помогающие наилучшим образом обеспечить их права.

Реализация программы обеспечит поиск, отбор или создание способов ко­ординации усилий различных субъектов, потенциально заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве друг с другом: образовательных учреждений, предприятий, различных компаний, органов власти, учащихся и их родителей, учащихся и образовательные учреждения города.

Ведущая идея программы заключается в поиске и организации взаимодей­ствия с теми партнерами, которые заинтересованы в ресурсах школы: фирм, обра­зовательных учреждений и организаций, готовых вкладывать усилия и средства в гражданское и профессиональное становление обучающихся (в идеальном вари­анте, как в своих будущих работников). Для школьников программа задаст про­странство реализации своей социальной активности, выбора профессии, возмож­ность поиска и социальной пробы своих возможностей. Обеспечит им положи­тельный опыт решения проблем.

Программа обеспечит реализацию стратегии программы развития на пере­ход к модели «Общественно активная школа».

Цель программы: создание условий для общественно-активной деятельности школы через образование новых социальных связей, расширения поля социально­го взаимодействия, обеспечивающей гражданское и профессиональное становле­ние обучающихся, получение ими актуальных социальных навыков.

Задачи:

разработать механизмы вовлечения не только педагогов и родителей, но и спе­циалистов различных сфер деятельности в реализацию проектов «открытой»школы с целью расширения поля самореализации учащихся, обеспечения их со­циальной защиты, улучшения условий жизнедеятельности;

оформить социально-педагогические проекты «Делай как мы! Делай с нами! Делай лучше нас!» и «Ты мне – Я тебе» как образовательную услугу на внутришкольном и внешнем рынках образования;

создать организационную структуру школы по продвижению образовательных услуг в социальном окружении школы (возможно делегирование данных функций детской организации «ГОРОДОК»);

создать сайт школы.

Целевая группа, на которую направлена деятельность по программе: учащиеся, родители, педагоги, местное сообщество, учреждения культуры, учреждения сис­темы НПО, ВУЗы, органы власти, бизнес структуры.

Возможные направления действии в рамках программы

1. Поиск и внедрение социально-педагогичеких технологий, которые обеспечат интеграцию государственной и общественной поддержки школьных инициатив, эффективное взаимополезное взаимодействие.

2. Реализация на практике механизма социального партнерства, представляющего собой согласование специфических интересов и социальных функций партнеров, обеспечивающее осуществление скоординированных действий в отношении об­щей цели на основе:

определения задач, конечных результатов партнерства;

определения ответственности и полномочий;

взаимообеспечения законодательно закрепленных прав партнеров;

регулярного проведения консультаций;

мониторинга исполнения договоренностей.

3. Реализация проекта «Делай как мы! Делай с нами! Делай лучше нас!»

В рамках этого проекта нам видится возможной организация мест социаль­ных проб учащихся. Кроме этого, важное место займёт гражданское и нравствен­ное воспитание учащихся, через расширение взаимодействия учеников COIII №73 с учащимися других школ, знакомство с разными культурами и образом жизни, с проблемами разных детей, а также оказание помощи конкретным детям, нуж­дающимся в ней. Реализация данного проекта предполагает:

организацию фестивалей социально значимых проектов для учащихся, педаго­гов и представителей общественных организаций;

организацию Интернет-проектов для всех желающих учащихся через сайт шко­лы; – проведение обучающих семинаров для учащихся школ города по организа­ции исследовательской деятельности и созданию социальных проектов «Школь­ная газета», «Школьное научное общество», «Школьное самоуправление», «Му­зей истории» и т. д.

организация и проведение военно-спортивных праздников совместно с ГУФСИНом;

проведение публичных презентаций профильного класса;

пропагандирование экологической культуры и здорового образа жизни через участие в конкурсах различного уровня и их организацию;

4. Реализация проекта «Ты мне – Я тебе», который расширит доступность качественного образования для различных групп учащихся за счет реализации различ­ных образовательных программ по запросам учащихся.

5. Инициирование процесса развития социального партнерства в трех направле­ниях:

школа – родители, так как сообщество семей учащихся является самым важным и ближайшим социальным партнером;

социум – школа – партнерство, направленное на развитие и поддержание соци­ально-значимых идей, таких как направленность школьного образования на обес­печение успешности каждого ребенка;

школа – сфера бизнеса и предпринимательства, партнерство, направленное на развитие ресурсного обеспечения и поддержку гражданских инициатив образова­тельного сообщества, организацию практико-ориентированной деятельности учащихся, мест их социально-профессиональных практик.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

становление образовательного учреждения как общественно-активной откры­той школы;

развитие и нормативно-правовое оформление системы социального партнерcтва;

повышение качества образования, при сохранении его соответствия базовым требованиям аттестации образовательного учреждения;

переход родителей на позицию равноправных партнеров и соучастников деятельности образовательного учреждения;

повышение рейтинга учреждения в системе образования района, города;

развитие системы дополнительного образования через реализацию образова­тельных услуг на договорной основе;

участие в грантовых конкурсах;

развитие обучающихся как социально-активных личностей, сочетающих в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, гума­нистическое отношение к миру.

Критерии эффективной реализации программы:

рост числа социально-значимых проектов инициируемых и реализуемых уча­щимися, педагогами и родителями совместно с социальными партнерами;

количество и качество социальных проб учащихся, уровня развития их обще­культурных компетентностей;

увеличение объема совместных видов деятельности школы и местного сооб­щества по развитию микрорайона;

разработка и реализация проектов «Делай как мы! Делай с нами! Делай луч­ше нас!» и «Ты мне – Я тебе»;

оценка местным сообществом роли школы в активизации социальной жизни микрорайона;

привлечение специалистов различных профессиональных сфер для реализации образовательного процесса школы;

активное включение педагогов в развитие системы образовательных услуг для жителей микрорайона.

Финансирование программы: бюджетные и внебюджетные средства (гранты, бла­готворительная помощь, средства попечителей)

Сроки реализации: 2008-2014г. г.

На сегодняшний день, в рамках программы нам удалось организовать со­трудничество с общественностью, предприятиями, представителями власти в об­ласти решения социально-образовательных проблем. За последние годы нашим учреждением накоплен достаточно большой опыт социального партнерства, кото­рый позволяет расширить поле социального взаимодействия, развивать социаль­ную активность всех членов сообщества. Сегодня социальное партнерство связа­но со всеми основными направлениями деятельности школы.

Одним из важнейших направлений является повышение качества образова­ния, создание условий для успешной дальнейшей социализации школьников. С 2008 года нами установлены партнерские отношения с Главным управлением Фе­деральной службы исполнения наказаний по Иркутской области. В рамках со­трудничества на базе школы открыты классы социально-экономического профи­ля, осуществляется психологическое сопровождение, профориентационная рабо­та, работают спортивные секции, организованы показательные выступления, по­сещения музея. Ребята имеют возможность поступать в профильные ВУЗы стра­ны, города по целевому набору. Ученики по результатам обучения за год получа­ют именные стипендии от управления.

Улучшению материально-технической базы школы способствует возрожде­ние шефских взаимоотношений с ОАО «Автоколонна 1258». Организация шеф­ских концертов для работников и ветеранов предприятия, ежегодное поздравле­ние с профессиональным праздником, помощь в благоустройстве и уборке терри­тории – все это является благодарностью шефам за их помощь. Становлению ра­бочих династий, воспитанию чувства гражданственности и патриотизма помогают экскурсии на предприятие. Это укрепляет взаимосвязь детей и родителей (многие наши родители являются работниками автоколонны).

Плодотворное сотрудничество с депутатским корпусом разных уровней власти позволяет успешно решать насущные проблемы. Заместитель председателя Законодательного собрания Иркутской области Г. В. Истомин, депутат областного Законодательного собрания В. В. Дворниченко, депутаты городской Думы В. И. Комаров, Ю. Д. Коренев помогают в улучшении материально-технической базы, приобретении спортинвентаря, развитии спортивной площадки, организации ра­боты с ветеранами предместья, проведение встреч с жителями микрорайона. Они всегда являются почетными гостями всех школьных мероприятий.

По инициативе зам. председателя Законодательного собрания Иркутской об­ласти Г. В. Истомина, выпускника нашей школы, в 2007 году был создан Благо­творительный фонд «Школьные годы». Его учредителями стали выпускники школы разных лет: В. И. Журавлев, Е. А. Киселевская, Г. П. Зеленский, Н. А. Ширинкина и др. Основная цель деятельности фонда – поддержка талантливых де­тей, оказание спонсорской помощи, организация и проведение спортивных празд­ников для жителей предместья. По инициативе фонда проводятся конкурсы «Лучший класс», «Лучший учитель». По итогам полугодий вручаются именные стипендии и почетные грамоты фонда победителям конкурсов и обучающимся, отличившимся в учебе, спорте, общественной жизни, научно-исследовательской деятельности.

Несомненно, здоровое поколение – это будущее страны. В этом направле­нии школа сотрудничает с МУЗ «Городская больница № 9», ИП «Петухов», ДЮСШ № 1, 3; стадион «Рекорд». Проведение ежегодного мониторинга физиче­скою состояния школьников, плановые медосмотры педагогов и обучающихся, вакцинация, санитарно-просветительская работа – это далеко не все аспекты совместной деятельности с ГКБ № 9. Одной из составляющих сохранения здоровья детей является организация горячего питания ИП «Петухов». Ежегодно на базе школы работает ЛДП «Солнышко» (100-150 чел. ) с 4-х разовым питанием. Обу­чающиеся нашей школы принимают участие в конкурсах детского рисунка, твор­ческих конкурсах, посвященных здоровому питанию. Многие ученики нашей школы занимаются в спортивных секциях на базе ДЮСШ, достигая высоких спортивных результатов. На базе школы проводит тренировки хоккейная коман­да девушек под руководством тренера Т. А. Елисеевой (стадион «Рекорд»), Тради­ционно на спортивной площадке школы проводится футбольный турнир «Возрождение. Футбол против наркотиков», в котором принимают участие молодежные команды Правобережного округа.

Одно из приоритетных направлений в работе школы – воспитание на тради­циях Мы давно и плодотворно сотрудничаем с Советом Ветеранов Правобереж­ною округа, первичной организацией ветеранов войны и тыла предместья Ради­щева; штабом Поста № 1, ГИБДД, МДОУ д/сад № 100 «Берегиня». В рамках сотрудничества с Советом Ветеранов проводятся митинги для населения предме­стья, концерты с участием хора ветеранов, обучающихся; встречи с ветеранами НОВ и тыла. В школе организован тимуровский отряд на базе 6-ых классов. Ребя­та оказывают посильную помощь ветеранам, проводят поисковую работу, попол­няют экспозицию школьного музея, поздравляют ветеранов с праздниками. Вос­питанию чувства патриотизма способствует несение Вахты Памяти на Пост № 1 у Вечного огня славы, участие в ежегодном городском конкурсе «Лучшая смена часовых Поста № 1», в городской игре «Зарница». В школе работает отряд Юных инспекторов движения «Светофор», который пропагандирует правила безопасно­го поведения на дорогах. Традиционными стали совместные мероприятия с МДОУ д/сад № 100 «Берегиня», рейды совместно с сотрудниками ГИБДД, уча­стие в окружных конкурсах отрядов ЮИД.

В эстетическом направлении нашими партнерами стали: Детская школа ис­кусств № 9, Центральная детская библиотека им. А. С. Пушкина, редакция газеты «Сибирячок», региональный центр бурятского этноса, городскими учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования. На базе школы функ­ционируют классы ДШИ № 9 музыкального, художественного, хореографическо­го отделений, в которых обучается более 60 наших учеников. Совместно с препо­давателями ДШИ № 9 проводятся смотры художественной самодеятельности, ли­тературно-музыкальные гостиные, творческие встречи, фестивали детского твор­чества, работает детская филармония. Организовываются выставки детского ри­сунка, В рамках реализации договора о сотрудничестве с библиотекой им. А С. Пушкина, проводятся экскурсии в библиотеку, встречи с писателями, вы­ставки книг, библиотечные уроки. Ежегодно проводится конкурс «Лучший чита­тель города» среди юных читателей. Победителем признан ученик нашей школы Чапайкин Илия. Хорошей традицией стало проведение встреч с редакцией журна­ла «Сибирячок». Результатом сотрудничества стала популяризация журнала, ор­ганизация подписки классов на журнал. Обучающиеся школы частые гости в му­зеях и театрах города. Они занимаются в объединениях дополнительного образо­вания ДДЮиТ и ДДТ №1.

Многие годы школа тесно связана с Областным биолого-экологическим центром. Ежегодно организуется проведение летней трудовой практики на базе лабораторий центра. Ребята выращивают цветочную рассаду для озеленения тер­ритории школы, территории у памятника А. П. Щапову. Специалисты центра ведут внеурочную работу в школе по экологическому воспитанию. В рамках городской программы «Чистый город» в школе в течение 5 лет работает экологический от­ряд, осуществляющий уборку улиц города.

Существующая система социального партнерства позволяет нам обеспечить развитие социальной активности, гражданское и профессиональное становление обучающихся, получение ими актуальных социальных навыков.

Метки: Вопросы управления