Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа по пропаганде здорового питания

Программа по пропаганде здорового питания

1.

Пояснительная записка.

Совершенствование системы питания детей в общеобразовательных учреждениях сегодня является одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование», так как его реализация напрямую связана с сохранением здоровья подрастающего поколения и решением задач демографической политики. Полноценное, рациональное питание детей школьного возраста – необходимое условие, обеспечивающие нормальный процесс роста и развития организма, его устойчивости к инфекциям, а также укрепление здоровья в детском и подростковом возрасте.

Особая роль в этом отношении принадлежит регулярному снабжению организма всеми незаменимыми микронутриентами: витаминами и минеральными веществами. Недостаточное потребление витаминов и жизненно необходимых макро– и микроэлементов в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний, снижает сопротивляемость различным заболеваниям, повышает чувствительность организма к воздействию радиации, усиливает отрицательное воздействие на организм нервно-эмоционального напряжения и стресса. Таким образом, если говорить об отношении к питанию с точки зрения здоровья, то необходимо говорить, прежде всего, о рациональном сбалансированном питании.

Принципы рационального сбалансированного питания:

Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.

Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы.

Максимальное разнообразие рациона

Актуальность программы обусловлена, прежде всего, общим ослаблением состояния здоровья и ростом хронической патологии у детей и подростков, обучающихся в гимназии. Анализ полученных данных о состоянии здоровья обучающихся показывает, что в структуре общей заболеваемости детей гимназии болезни органов пищеварения занимают 2-ое место (40%), увеличился рост числа учащихся, имеющих хронические заболевания, в том числе и заболевания органов пищеварения, желудочно-кишечного тракта (гастрит, болезни поджелудочной железы, функциональное расстройство желудка, колит, язвенная болезнь и др).

Среди многих причин ухудшения здоровья детей (несвоевременное питание учащихся, нерегулярное питание с перерывами более 3 –4 часов; несоблюдение режима дня; частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений; однообразное питание; еда всухомятку; употребление некачественных продуктов; малоподвижный образ жизни; вредные привычки, постоянный недостаток витаминов в наших природных условиях, отсутствие навыков здорового питания и образа жизни в целом у детей и родителей, несерьезное отношение к своему здоровью со стороны детей и родителей)

можно отметить одну из главных: нерациональное, неполноценное питание. Часто и родители, и учащиеся относятся к этой проблеме несерьезно, между тем как питание оказывает самое непосредственное влияние на формирование растущего организма и сохранение его здоровья. В чем это выражается?

Влияние питания на формирование здоровья школьников:

Пища единственный усвояемый источник энергии

Пища единственный источник пластического материала

Пища является поставщиком широкого круга экзогенных регуляторов метаболизма

Питание должно обеспечивать детей и подростков необходимой им энергией и всей суммой заменимых, условно-незаменимых и незаменимых пищевых веществ в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями, состоянием здоровья, физического и психического развития.

2. Цель и задачи программы:

Цель Программы: формирование у детей и подростков, а также их родителей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

формирование у дошкольников и школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;

развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;

развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

3. Этапы реализации Программы

Подготовительный (август-сентябрь 2009 гг. )

Выявление перспективных направлений в работе по пропаганде здорового питания в ОУ, моделирование нового качественного состояния работы в данном направлении в современных условиях, разработка программы действий

Основной этап (октябрь 2009 – ноябрь2011 гг. )

Реализация программных действий.

Обобщающий (декабрь 2011 – май2012 гг. )

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития работы по пропаганде здорового питания

Программу реализуют:

Зам. директора по ВР

Учителя-предметники

Классные руководители

Медицинский работник гимназии

Участники программы:

Учащиеся

Родители

4. Содержание программы и механизм ее реализации.

Программа "Школа здорового питания» реализуется в рамках комплексной программы по организации питания в гимназии «Правильное питание – залог здоровья» и направлена на формирование у учащихся представлений об основах здорового питания и готовности вести здоровый образ жизни.

Механизм реализации программы определяет взаимосвязанный комплекс мероприятий, направленных на решение цели и задач, определяемых программой.

* Программа предусматривает проведение широкой разъяснительной и профилактической работы среди учащихся и их родителей, введение в учебно-воспитательный процесс различных мероприятий, способствующих формированию культуры питания и осознанию роли здорового питания в жизни человека.

Программа предполагает разнообразные формы и методы ее реализации, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Наиболее распространенными, при этом являются игровые методики – ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы, творческие, исследовательские работы.

Обязательной формой работы с учащимися являются тематические часы общения, так называемые «Уроки здорового питания». Тематика уроков охватывает различные аспекты рационального питания:

«Рациональное питание– часть здорового образа жизни»

«Зачем человек ест?»

«Зачем человеку белки, жиры, углеводы?»

«Сколько соли в нашей пищи?»

«Какой хлеб лучше?»

«Почему картофель называют вторым хлебом?»

« О чем говорят: «Это хлеб будущего?»

«В овощах силы велики»

«За ягодами пойдешь – здоровье найдешь»

«Знакомые незнакомцы… О бананах, ананасах, грепфруте и многом другом…»

«Чем полезны морские водоросли?»

«Деликатесы моря»

«Можно ли прожить без мяса?»

«Сколько нужно есть?»

«Роль и место растительных продуктов в питании человека»

«Правильное сочетание пищевых продуктов»

«Режим питания»

«Здоровые привычки в питании»

«Твой рацион – это ты!»

«Что такое рациональное питание?»

«Из чего состоит наша пища»

Энергия пищи»

«Питаться нужно не только вкусно, но и правильно»

«Формула правильного питания»

«Что нужно есть в разное время года»

«Продукты разные нужны, продукты разные важны»

«Самые полезные продукты»

«Где найти витамины весной»

«Витамины – наше здоровье»

«Что вкусно, а что полезно?»

«Значение воды в обмене веществ?»

«Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»

«Плох обед, если хлеба нет»

«Как правильно питаться, если занимаешься спортом»

«Как правильно есть»,

«Полдник. Время есть булочки»,

«Пора ужинать»

«Молоко и молочные продукты»

«Азбука вкусных лекарств»

«О пользе и вреде диет»

«Насколько полезно мое любимое блюдо?»

«Биологические ритмы организма и прием пищи»

«Диета и здоровье. Физиология правильного питания»

«Почему нельзя употреблять слишком горячую и слишком холодную пищу?»

«Чем полезны каши» и др.

Программа предполагает вариативность способов ее реализации: в рамках учебных программ по биологии, химии, технологии; внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий). Классный руководитель, реализующий программу с учащимися класса, сам выстраивает систему «Уроков здорового питания», а также других форм работы в соответствии с возрастными, физиологическими, психологическими особенностями учащихся, их представлениями о здоровом питании, интересами, учетом важности конкретной темы для учащихся данного класса.

Примерные темы для родительских лекториев:

Рациональное питание наших детей – залог их здоровья

Режим питания наших детей. Советы врачей и диетологов.

«Формирование здоровых привычек в питании моего ребенка»

« Как уберечь ребенка от заболеваний желудочно-кишечного тракта» и др.

Для реализации программы подготовлены методические материалы (рекомендации, содержащие данные научных исследований в области питания детей и подростков; разработки часов общения, внеклассных мероприятий, родительских лекториев).

Система мероприятий по реализации программы

п\п

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

Формирование культуры и навыков здорового питания у учащихся посредством знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья

1

Обучение школьников основам здорового питания в рамках реализации учебных программ по биологии, химии, технологии

В течение всего периода

Замдиректора по УВР, учителя-предметники

2

Обучение школьников основам здорового питания и привитие культуры правильного питания через разработанную система часов общения «Уроки здорового питания» (см. предложенные темы)

В течение всего периода

Классные руководители

Медицинский работник гимназии

Работники МУЗ ЦРБ

3

Проведение «Недели здоровья»

Ежегодно

(ноябрь, апрель)

Зам. директора по ВР

4

Встречи с представителями ФГУЗ, МУЗ ЦРБ

В течение всего периода

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Медицинский работник

5

Проведение смотров-конкурсов:

стенгазет, буклетов, листков здоровья, рисунков по теме: «Азбука здорового питания»

на лучшую творческую работу (сочинение, рассказ о культуре и значении питания в жизни человека;

Ноябрь (ежегодно)

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Старшая вожатая

6

Оформление «Уголков здоровья» с информацией о режиме, культуре и сбалансированности питания

Октябрь-ноябрь 2009

Затем в течение периода

Зам. директора по ВР

Пресс-центр

7

Выпуск тематических радиопередач

В течение всего периода

Зам. директора по ВР

Пресс-центр

8

Смотр-конкурс агитбригад «Мы за здоровое питание!»

Апрель 2009

2010

Зам. директора по ВР

Классные руководители

9

Презентация мультимедиапроектов по теме «Мы за здоровое питание!»

Апрель 2009

2010

Зам. директора по ВР

Классные руководители

10

Разработка исследовательских проектов по вопросам здорового питания

В течение всего периода

Учителя-предметники

11

Включение учащихся в исследовательскую деятельность по вопросам здорового питания, участие в научно-практической конференции учащихся

Февраль-март

ежегодно

Замдиректора по УВР, учителя-предметники

Просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков, повышение их роли в формировании у детей привычки правильного питания.

1

Организация работы родительского лектория по основам и правилам здорового питания и культуре питания для родителей обучающихся

Ежегодно

В течение всего периода

Зам директора по ВР

Классные руководители

Советы классов

Совет гимназии

Медицинский работник

2

Организация уголка «Советы родителям» с информацией о режиме, культуре и сбалансированности

питания детей

Ноябрь 2009

Затем в течение всего периода

Администрация

Пресс-центр

3

Привлечение родителей – работников МУЗ ЦРБ, ФГУЗ и др. к организации воспитательного процесса по данному направлению (Семинары, часы общения, лектории , КТД, конкурсы и т. д. )

В течение всего периода

Администрация

Классные руководители

Медицинский работник

4. Управление реализацией программы, контроль

Контроль заходом исполнения программы администрация гимназии

Текущий контроль за реализацией программы:

1. Отчет о реализации программы на Совещании при директоре – 1 раз в четверть в течение всего периода реализации программы;

Промежуточный контроль:

Отчет о ходе реализации на Педагогическом совете – август каждого года;

Итоговый контроль:

Отчет о результатах выполнения программы, проблемах и перспективах дальнейшего развития – август 2012 года

Предполагаемые результаты:

повышение уровня культуры и сформированные навыки здорового питания учащихся; формирование у детей позитивного отношения к укреплению здоровья на основе освоения принципов рационального питания;

повышение уровня знаний родителей по вопросам организации здорового питания, обеспечивающего нормальный процесс роста и развития детского организма, и как результат – рост родительской активности в формировании культуры питания своих детей, осознании ими роли здорового питания в жизни своих детей.

Метки: Воспитательная работа