Программа по пропаганде здорового питания
Программа по пропаганде здорового питания
1.
Пояснительная записка.
Совершенствование системы питания детей в общеобразовательных учреждениях сегодня является одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование», так как его реализация напрямую связана с сохранением здоровья подрастающего поколения и решением задач демографической политики. Полноценное, рациональное питание детей школьного возраста – необходимое условие, обеспечивающие нормальный процесс роста и развития организма, его устойчивости к инфекциям, а также укрепление здоровья в детском и подростковом возрасте.
Особая роль в этом отношении принадлежит регулярному снабжению организма всеми незаменимыми микронутриентами: витаминами и минеральными веществами. Недостаточное потребление витаминов и жизненно необходимых макро– и микроэлементов в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний, снижает сопротивляемость различным заболеваниям, повышает чувствительность организма к воздействию радиации, усиливает отрицательное воздействие на организм нервно-эмоционального напряжения и стресса. Таким образом, если говорить об отношении к питанию с точки зрения здоровья, то необходимо говорить, прежде всего, о рациональном сбалансированном питании.
Принципы рационального сбалансированного питания:
Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
Максимальное разнообразие рациона
Актуальность программы обусловлена, прежде всего, общим ослаблением состояния здоровья и ростом хронической патологии у детей и подростков, обучающихся в гимназии. Анализ полученных данных о состоянии здоровья обучающихся показывает, что в структуре общей заболеваемости детей гимназии болезни органов пищеварения занимают 2-ое место (40%), увеличился рост числа учащихся, имеющих хронические заболевания, в том числе и заболевания органов пищеварения, желудочно-кишечного тракта (гастрит, болезни поджелудочной железы, функциональное расстройство желудка, колит, язвенная болезнь и др).
Среди многих причин ухудшения здоровья детей (несвоевременное питание учащихся, нерегулярное питание с перерывами более 3 –4 часов; несоблюдение режима дня; частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений; однообразное питание; еда всухомятку; употребление некачественных продуктов; малоподвижный образ жизни; вредные привычки, постоянный недостаток витаминов в наших природных условиях, отсутствие навыков здорового питания и образа жизни в целом у детей и родителей, несерьезное отношение к своему здоровью со стороны детей и родителей)
можно отметить одну из главных: нерациональное, неполноценное питание. Часто и родители, и учащиеся относятся к этой проблеме несерьезно, между тем как питание оказывает самое непосредственное влияние на формирование растущего организма и сохранение его здоровья. В чем это выражается?
Влияние питания на формирование здоровья школьников:
Пища единственный усвояемый источник энергии
Пища единственный источник пластического материала
Пища является поставщиком широкого круга экзогенных регуляторов метаболизма
Питание должно обеспечивать детей и подростков необходимой им энергией и всей суммой заменимых, условно-незаменимых и незаменимых пищевых веществ в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями, состоянием здоровья, физического и психического развития.
2. Цель и задачи программы:
Цель Программы: формирование у детей и подростков, а также их родителей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у дошкольников и школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
3. Этапы реализации Программы
Подготовительный (август-сентябрь 2009 гг. )
Выявление перспективных направлений в работе по пропаганде здорового питания в ОУ, моделирование нового качественного состояния работы в данном направлении в современных условиях, разработка программы действий
Основной этап (октябрь 2009 – ноябрь2011 гг. )
Реализация программных действий.
Обобщающий (декабрь 2011 – май2012 гг. )
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития работы по пропаганде здорового питания
Программу реализуют:
Зам. директора по ВР
Учителя-предметники
Классные руководители
Медицинский работник гимназии
Участники программы:
Учащиеся
Родители
4. Содержание программы и механизм ее реализации.
Программа "Школа здорового питания» реализуется в рамках комплексной программы по организации питания в гимназии «Правильное питание – залог здоровья» и направлена на формирование у учащихся представлений об основах здорового питания и готовности вести здоровый образ жизни.
Механизм реализации программы определяет взаимосвязанный комплекс мероприятий, направленных на решение цели и задач, определяемых программой.
* Программа предусматривает проведение широкой разъяснительной и профилактической работы среди учащихся и их родителей, введение в учебно-воспитательный процесс различных мероприятий, способствующих формированию культуры питания и осознанию роли здорового питания в жизни человека.
Программа предполагает разнообразные формы и методы ее реализации, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Наиболее распространенными, при этом являются игровые методики – ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы, творческие, исследовательские работы.
Обязательной формой работы с учащимися являются тематические часы общения, так называемые «Уроки здорового питания». Тематика уроков охватывает различные аспекты рационального питания:
«Рациональное питание– часть здорового образа жизни»
«Зачем человек ест?»
«Зачем человеку белки, жиры, углеводы?»
«Сколько соли в нашей пищи?»
«Какой хлеб лучше?»
«Почему картофель называют вторым хлебом?»
« О чем говорят: «Это хлеб будущего?»
«В овощах силы велики»
«За ягодами пойдешь – здоровье найдешь»
«Знакомые незнакомцы… О бананах, ананасах, грепфруте и многом другом…»
«Чем полезны морские водоросли?»
«Деликатесы моря»
«Можно ли прожить без мяса?»
«Сколько нужно есть?»
«Роль и место растительных продуктов в питании человека»
«Правильное сочетание пищевых продуктов»
«Режим питания»
«Здоровые привычки в питании»
«Твой рацион – это ты!»
«Что такое рациональное питание?»
«Из чего состоит наша пища»
Энергия пищи»
«Питаться нужно не только вкусно, но и правильно»
«Формула правильного питания»
«Что нужно есть в разное время года»
«Продукты разные нужны, продукты разные важны»
«Самые полезные продукты»
«Где найти витамины весной»
«Витамины – наше здоровье»
«Что вкусно, а что полезно?»
«Значение воды в обмене веществ?»
«Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»
«Плох обед, если хлеба нет»
«Как правильно питаться, если занимаешься спортом»
«Как правильно есть»,
«Полдник. Время есть булочки»,
«Пора ужинать»
«Молоко и молочные продукты»
«Азбука вкусных лекарств»
«О пользе и вреде диет»
«Насколько полезно мое любимое блюдо?»
«Биологические ритмы организма и прием пищи»
«Диета и здоровье. Физиология правильного питания»
«Почему нельзя употреблять слишком горячую и слишком холодную пищу?»
«Чем полезны каши» и др.
Программа предполагает вариативность способов ее реализации: в рамках учебных программ по биологии, химии, технологии; внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий). Классный руководитель, реализующий программу с учащимися класса, сам выстраивает систему «Уроков здорового питания», а также других форм работы в соответствии с возрастными, физиологическими, психологическими особенностями учащихся, их представлениями о здоровом питании, интересами, учетом важности конкретной темы для учащихся данного класса.
Примерные темы для родительских лекториев:
Рациональное питание наших детей – залог их здоровья
Режим питания наших детей. Советы врачей и диетологов.
«Формирование здоровых привычек в питании моего ребенка»
« Как уберечь ребенка от заболеваний желудочно-кишечного тракта» и др.
Для реализации программы подготовлены методические материалы (рекомендации, содержащие данные научных исследований в области питания детей и подростков; разработки часов общения, внеклассных мероприятий, родительских лекториев).
Система мероприятий по реализации программы
п\п | Мероприятия | Срок исполнения | Исполнители |
Формирование культуры и навыков здорового питания у учащихся посредством знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья
|
|||
1 | Обучение школьников основам здорового питания в рамках реализации учебных программ по биологии, химии, технологии
|
В течение всего периода | Замдиректора по УВР, учителя-предметники |
2 | Обучение школьников основам здорового питания и привитие культуры правильного питания через разработанную система часов общения «Уроки здорового питания» (см. предложенные темы)
|
В течение всего периода | Классные руководители Медицинский работник гимназии Работники МУЗ ЦРБ |
3 | Проведение «Недели здоровья»
|
Ежегодно (ноябрь, апрель) |
Зам. директора по ВР |
4 | Встречи с представителями ФГУЗ, МУЗ ЦРБ
|
В течение всего периода | Зам. директора по ВР Классные руководители Медицинский работник |
5 | Проведение смотров-конкурсов: стенгазет, буклетов, листков здоровья, рисунков по теме: «Азбука здорового питания» на лучшую творческую работу (сочинение, рассказ о культуре и значении питания в жизни человека;
|
Ноябрь (ежегодно)
|
Зам. директора по ВР Классные руководители Старшая вожатая |
6 | Оформление «Уголков здоровья» с информацией о режиме, культуре и сбалансированности питания
|
Октябрь-ноябрь 2009 Затем в течение периода |
Зам. директора по ВР Пресс-центр |
7 | Выпуск тематических радиопередач | В течение всего периода | Зам. директора по ВР Пресс-центр |
8 | Смотр-конкурс агитбригад «Мы за здоровое питание!» | Апрель 2009 2010 |
Зам. директора по ВР Классные руководители |
9 | Презентация мультимедиапроектов по теме «Мы за здоровое питание!» | Апрель 2009 2010 |
Зам. директора по ВР Классные руководители |
10 | Разработка исследовательских проектов по вопросам здорового питания | В течение всего периода | Учителя-предметники |
11 | Включение учащихся в исследовательскую деятельность по вопросам здорового питания, участие в научно-практической конференции учащихся | Февраль-март ежегодно |
Замдиректора по УВР, учителя-предметники |
Просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков, повышение их роли в формировании у детей привычки правильного питания.
|
|||
1 | Организация работы родительского лектория по основам и правилам здорового питания и культуре питания для родителей обучающихся | Ежегодно В течение всего периода |
Зам директора по ВР Классные руководители Советы классов Совет гимназии Медицинский работник |
2
|
Организация уголка «Советы родителям» с информацией о режиме, культуре и сбалансированности питания детей |
Ноябрь 2009 Затем в течение всего периода |
Администрация Пресс-центр
|
3 | Привлечение родителей – работников МУЗ ЦРБ, ФГУЗ и др. к организации воспитательного процесса по данному направлению (Семинары, часы общения, лектории , КТД, конкурсы и т. д. ) | В течение всего периода | Администрация Классные руководители Медицинский работник |
4. Управление реализацией программы, контроль
Контроль заходом исполнения программы администрация гимназии
Текущий контроль за реализацией программы:
1. Отчет о реализации программы на Совещании при директоре – 1 раз в четверть в течение всего периода реализации программы;
Промежуточный контроль:
Отчет о ходе реализации на Педагогическом совете – август каждого года;
Итоговый контроль:
Отчет о результатах выполнения программы, проблемах и перспективах дальнейшего развития – август 2012 года
Предполагаемые результаты:
повышение уровня культуры и сформированные навыки здорового питания учащихся; формирование у детей позитивного отношения к укреплению здоровья на основе освоения принципов рационального питания;
повышение уровня знаний родителей по вопросам организации здорового питания, обеспечивающего нормальный процесс роста и развития детского организма, и как результат – рост родительской активности в формировании культуры питания своих детей, осознании ими роли здорового питания в жизни своих детей.
Метки: Воспитательная работа