Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Роль директора школы в формировании среды профессионального становления педагога

Роль директора школы в формировании среды профессионального становления педагога Ежегодно система образования в России модернизируется, возрастают требования к школе: повышается качество образования, внедряются новые информационные технологии, соответствующие новым образовательным стандартам. Первостепенной задачей современной школы для соответствия условиям модернизации является повышение качества кадрового потенциала, подготовка и формирование профессионального педагогического коллектива, соответствующего потребностям общества. В превалирующем большинстве современных школ остро ощущается нехватка молодых учителей, обладающих соответствующей компетенцией, уровнем знаний, умений и навыков, особенно технологических, а также способных к эффективной адаптации в новых условиях профессиональной деятельности.

Ряд исследований лаборатории социологических исследований в образовании Института развития образования и повышения квалификации показал, что в настоящее время особенно актуальна тенденция увеличения количества учителей пенсионного возраста в сфере кадрового обеспечения школ.

В Московской области, по данным лаборатории социологических исследований в образовании, этот показатель превышает средний по Российской Федерации на 15,5%. Сложившаяся в образовательных учреждениях ситуация старения педагогических кадров показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по привлечению и закреплению молодых учителей в сфере образования является недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации. Решение данных вопросов усугубляется рядом следующих факторов: низкий уровень оплаты труда, повышенные требования к уровню квалификации молодых учителей, недостаточно высокий социальный статус педагога. Кроме этого, обучение в непедагогических вузах слабо ориентировано на профессию учителя, мало внимания уделяется методической подготовке выпускников, их стажировке. Поэтому проблема профессионального становления молодого специалиста особенно актуальна в равной степени с проблемой обеспечения необходимых условий для формирования этой среды. Необходимость решения данной проблемы на государственном уровне находит свое отражение в концепции федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Сформулированная в программе цель закрепления молодежи в сфере образования может быть достигнута и на основе развития процессов социально-педагогической поддержки молодых учителей, наиболее эффективно осуществляемой на муниципальном уровне.

Анализ педагогической теории и практики показывает, что большинство молодых учителей испытывают затруднения в выборе вариативных программ и отборе содержания образования по предмету. Возникают сложности в разработке школьного компонента образовательного стандарта. Они недостаточно владеют информацией об оценке профессиональной деятельности при присвоении квалификационной категории, льготах, предусмотренных для них на муниципальном и региональном уровнях. В то же время руководители общеобразовательных учреждений и органов управления образованием не имеют достаточной подготовки по осуществлению социально-педагогической поддержки. Она не носит системного характера, осуществляется эпизодически, взаимодействие администрации муниципальных общеобразовательных учреждений и молодых учителей недостаточно скоординированы. Данные трудности и незначительный опыт педагогической деятельности молодых учителей актуализируют проблему их социально-педагогической поддержки в муниципальной системе образования.

Роль директора школы в процессе адаптации

и профессионального становления молодого специалиста

В Советском Союзе была очень распространена практика обязательной стажировки молодых специалистов. Эта практика была документально утверждена постановлением советского правительства и соблюдалась неукоснительно. Это обязывало и органы народного образования, и директоров школ уделять внимание начинающим учителям в первый год их самостоятельной работы, помнить об их нуждах, запросах, находить время для постоянной помощи, совета, поддержки. Каждый выпускник вуза проходил стажировку по индивидуальному плану, разработанному совместно с руководителем, который назначался из числа лучших, опытных учителей.

Директор школы отвечал за реализацию этого плана, который составлялся так, чтобы молодой учитель мог проявить себя во всех важнейших формах педагогической деятельности – на уроке, во внеклассной работе, в общении с родителями учеников. За десять месяцев стажер в соответствии с индивидуальным планом изучал принципы перспективного и текущего планирования учебно-воспитательного процесса, принимал участие в планировании работы школы, составлял поурочные планы преподавания своего предмета. При этом он регулярно получал необходимые консультации, советы, помощь директора школы и своего наставника. Данная практика с обязательной стажировкой уже не распространена, однако она весьма эффективна. Она, по нашему мнению, демонстрирует действенную модель адаптации молодого специалиста в педагогической среде.

В современном обществе роль директора школы становится особенно важной и ответственной, поскольку успешная деятельность школы в целом зависит от того, кто ею управляет. В задачи директора современной школы, как и в советский период, входят не только организация и управление учебным процессом, но и создание условий для максимальной эффективности развития педагогического коллектива, формирования профессиональной среды становления педагогов. Роль директора особенно важна и ответственна, поскольку ресурс, которым управляет директор школы, состоит из трех составляющих: директор в определенной степени управляет учениками, их родителями и педагогическим коллективом. Триада управленческого ресурса подразумевает тщательно продуманный менеджмент. Работа с детьми требует от

директора профессиональных педагогических навыков, с родителями – психологических, с педагогическим коллективом – организаторских.

Модернизация общества и системы образования накладывает на директора современной школы определенные обязательства. Он должен соответствовать уровню технического прогресса, оперативно подстраиваться под стремительно меняющиеся требования к форме и содержанию образовательного процесса. Именно директор школы принимает важнейшие решения о внедрении в образовательный процесс новейших методик и технического оборудования, а также обеспечивает соответствие педагогического коллектива новым профессиональным требованиям.

Одна из мер реализации вышеприведенного соответствия – это постоянные обучающие курсы, направленные на овладение новыми техническими и профессиональными навыками каждого педагогического работника школы. Молодой специалист, выбравший педагогику в качестве своей профессиональной деятельности, попадает таким образом совсем не в статичную педагогическую среду, свойственную школам Советского Союза. Современная школа представляет собой динамично развивающийся социальный институт, претерпевающий постоянные изменения.

Для привлечения и эффективной адаптации молодых специалистов в современной школе на директора ложится трудоемкая задача в организации всесторонней поддержки. Директор школы играет важнейшую роль в формировании благоприятной среды для адаптации молодого специалиста в школе и его последующего профессионального становления. Становление молодого педагога можно сделать интенсивным процессом развития профессио­нализма, самоопределения личности. Что же такое профессиональное становление педагога? В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,

А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов при обсуждении вопросов профессионального становления педагога используют термин «профессиональное самовоспитание учителя», что предполагает, по мнению ученых, «сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности».

А. В. Карпов, В. В. Новиков, В. В. Козлов, М. М. Кашапов, Ю. К. Корнилов рассматривают профессиональное становление педагога с позиции системно-мыследеятельностного подхода через выявление и формирование тех качеств, которые влияют на становление профессионального педагогического мышления, представляют теоретические и практические аспекты профессионального мышления учителя как процесса решения педагогических проблемных ситуаций. Педагогическое мышление авторы относят к практическому мышлению, ключевой особенностью которого является направленность на преобразование, в частности на преобразование личности воспитанников. Гуманистические основы профессионального становления педагога в рамках современного педагогического образования раскрывают в своих работах Ю. В. Сенько, Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова, Н. А. Переломова.

Н. А. Переломова рассматривает становление и саморазвитие педагога в поствузовском образовании как «постоянный незавершенный процесс раскрытия внутренних потенций». Коллектив как социальная общность, согласно работе ученого, способствует раскрытию внутреннего потенциала личности педагога. Результатом воздействия коллектива в гуманистическом подходе является готовность педагога к активной творческой деятельности, к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию.

Таким образом, процесс личностно-профессионального роста, с точки зрения автора, во многом обусловлен «личностями в нем участвующими, качеством отношений, специально-органи­зованной средой и разнообразной деятельностью». В структуре личностно-профессионального потенциала Н. А. Переломова выделила следующие составляющие: педагогические способности, личностные и профессионально значимые качества, готовность

к педагогической деятельности. Послевузовское образование должно быть направлено на развитие составляющих личностно-профессионального потенциала педагога, считает ученый.

Процессы становления и развития взрослого человека как специалиста в первую очередь осуществляются в его профессиональной деятельности, полагает В. Г. Воронцова, так как профессиональная деятельность является пространством, в котором взаимодействуют два важнейших социальных института: образование и социальная практика.

Опираясь на исследования В. И. Слободчикова, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Л. М. Митиной, можно сформулировать следующее определение: профессиональное становление педагога – это непрерывный процесс совершенствования профессионально значимых качеств педагога под влиянием внешних воздействий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности.

Этот процесс нуждается в умелом научно-методическом сопровождении со стороны директора школы на каждом этапе начала карьеры:

при вхождении в профессиональное образовательное пространство;

в профессиональном самоопределении;

в творческой самореализации;

в проектировании профессионального роста;

в период самоорганизации и развитии профессиональной карьеры.

С. В. Попов отметил, что процесс профессионального становления педагога включает две составляющие: естественно-стихийную и искусственную. Естественно-стихийный компонент – это все то, что происходит как непосредственный ход событий, а искусственный задается целенаправленной деятельностью субъектов.

В профессиональном становлении молодого специалиста выделяют два направления: профессионализация (новые качества профессионала) и социализация (появление новых качеств личности).

Важнейший этап в профессиональном становлении молодых учителей – адаптация в течение первого года их работы. Особенности процесса адаптации в педагогической среде и начальной стадии профессионального становления, которые сопровождают молодого специалиста в течение первого года работы в школе, могут укрепить его веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого нет полноценного освоения профессии, но могут также стать источником глубокого разочарования и неверия в себя. Безусловно, очень многое зависит от самого молодого специалиста и его профессиональных и личностных характеристик.

Однако это не снижает роли директора школы и не снимает ответственности с него, а также с управляемого им всего педагогического коллектива за то, как сложится профессиональная судьба начинающего учителя. Адаптация молодого учителя в этот период тесно связана со специфическим объектом его труда – с учащимися. Благоприятное вступление его в профессию, контакты с учениками определят дальнейшее профессиональное благополучие и профессиональные неудачи. Не менее значимы и контакты с опытными педагогами. Для начинающих учителей очень важна трудовая деятельность мастеров-коллег. Трансляция отработанного опыта и методических приемов работы от педагогов с внушительным стажем работы представляет собой школу профессионализма мастерства, ответственного отношения к своему делу. Здесь основной задачей директора школы является привлечение учителей-мастеров к передаче опыта молодым специалистам. Рационально организованное руководство становлением профессионального мастерства начинающих учителей создает предпосылки к объединению всех членов коллектива, к разработке единой педагогической платформы, также влияющей на слаженность производственной деятельности учителей всех возрастов.

С первого месяца работы директор школы стимулирует активное участие молодого специалиста в общем образовательном процессе. Директору целесообразно вовлечь его в школьное или районное методическое объединение, побудить к активному участию в его работе, выбрать и разрабатывать одну из методических тем с последующим рефератом, который полезно обсудить на заседании методобъединения. Целью деятельности каждого методического объединения является создание условий для творческой работы в обеспечении единой воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности, практического решения проблем межпредметных связей, выработки единых педагогических требований к изучению близких и смежных разделов, тем используемой терминологии образовательных областей и учебных предметов. Для эффективного формирования среды профессионального становления педагога директор школы должен владеть соответствующей информацией о ключевых мероприятиях, проводимых тем или иным методобъединением. Зачастую на такие мероприятия привлекаются ведущие педагоги страны, проводящие своеобразные мастер-классы.

Профессиональному становлению молодых учителей также способствует посещение уроков опытных учителей по своему и другим предметам, участие в их анализе, проведение двух-трех открытых уроков. В конце учебного года директор школы может попросить молодого учителя сделать письменный отчет, в котором необходимо отразить выполнение индивидуального плана, участие в методической, научно-исследовательской работе, в общественной жизни коллектива. Такого рода поручения способствуют осмыслению молодого специалиста своих достижений и трудностей, помогают развивать самоконтроль. В связи с этим директору и его заместителю по учебной работе следует создавать необходимые условия для выполнения индивидуального плана и контролировать эту деятельность. Здесь важно отметить особую значимость рефлексии, которая является не чем иным, как «сдвигом нас самих из прежнего, первоначального состояния и как бы вживание в новое состояние (когда мы уже понимаем)». В результате такого процесса происходит расширение возможностей молодого специалиста (да и каждого человека в целом) воспринимать, понимать, помнить и чувствовать. Рефлексия – необходимое профессиональное качество каждого педагогического работника.

Эффективно завершить процесс адаптации молодого специалиста в педагогической среде можно по следующей схеме: по итогам работы за год директору можно подготовить приказ (отчет) о результатах деятельности молодого специалиста, вчерашнего выпускника вуза, а также его характеристику. Это поможет директору школы осмыслить свое участие в его становлении, повысит ответственность за его дальнейшую судьбу. А главное – уже за первый год руководитель сможет выявить деловые качества молодого учителя, рационально их использовать, а недостатки вовремя исправить.

На основе итогов работы и характеристики полезно составить план работы с молодым учителем на последующие два года, включив в него посещение специальных семинаров при районном методическом кабинете, специальных групповых и индивидуальных консультаций, проводимых опытными учителями. В настоящее время в крупных городах России, особенно в Москве, распространена практика направления молодых специалистов в школы молодого учителя или школы передового опыта.

Помимо прочего, многие высшие учебные заведения ежеквартально организуют ряд мероприятий, направленных на повышение профессиональных навыков и профессиональной самореализации.

В самом начале работы молодого специалиста директору школы важно выявить наличие необходимой компетенции молодого специалиста, что позволит в дальнейшей работе скорректировать до желаемого результата. В ряде мероприятий, реализуемых директором школы для выявления компетенции молодого специалиста, можно выделить следующие:

посещение уроков, других форм учебных занятий, воспитательных мероприятий, практических дел. Такого рода мероприятия позволят директору школы получить счерпывающее представление о коммуникативных навыках молодого специалиста, его умении преподнести себя аудитории и заинтересовать ее;

изучение качества знаний, умений и навыков учащихся в процессе внутришкольного контроля, а также в ходе экзаменов, олимпиад, конкурсов, выставок, общественного смотра знаний. Здесь отчетливо отразится соответствие уровня теоретической подготовки молодого специалиста и его умение доносить до аудитории соответствующую информацию;

беседы с молодыми учителями по результатам работы за четверть, полугодие, учебный год. Молодому специалисту необходимо будет расставить акценты на приоритетных целях и задачах своей деятельности, а также доложить о путях достижения результатов;

изучение отзывов детей и их родителей. Это необходимо для мониторинга общей оценки деятельности молодого специалиста;

проведение открытых уроков. Это позволит выявить и стимулировать организационные навыки молодых специалистов;

выступление с сообщением, докладом из опыта работы на педсовете, семинаре, педагогических чтениях, конференции. Подобного рода мероприятия стимулируют у молодого специалиста стремление к соответствию уже сложившемуся педагогическому коллективу.

Сегодня широкое распространение получила педагогическая диагностика как система методов и средств изучения профессионального опыта молодого специалиста. Она помогает выявить его затруднения, способствует поиску оптимальных путей их преодоления. Вместе с тем позволяет определить и сильные стороны учителя, наметить способы их развития в индивидуальном стиле педагогической деятельности. Наиболее эффективным при проведении диагностики является использование метода экспертных оценок и статистического анализа информации. При этом осуществляется оценка труда как бы со стороны, но при диагностике молодой специалист получает сведения о требованиях к своему труду, о спо­собах оценки и тем самым овладевает умением самостоятельно диагностировать свой труд и опыт, обретает способность к само­анализу и самооценке. Директору школы полезно ознакомить молодых специалистов со способами, разработанными В. П. Беспалько. Он выделил четыре основных компонента профессионального самосознания:

актуальное «Я» – каким сейчас себя видит учитель;

ретроспективное «Я» – каким он себя видит на начальных этапах работы;

идеальное «Я» – каким хотел бы стать учителем;

рефлексивное «Я» – как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают руководители школы, коллеги, ученики и родители;

актуальное «Я» – центральный элемент профессионального самосознания учителя и основывается на трех других.

Этапы самодиагностики – самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самокоррекция – образуют замкнутый цикл. Молодой специалист учится исследовать свою деятельность, определять свои затруднения, потребности, возможности для самосовершенствования деятельности. Молодой специалист становится активным субъектом своего профессионального роста. Данный подход, предложенный В. П. Беспалько, называют личностно-ориентированным развивающим подходом в управлении профессиональным становлением молодого педагога. Этот подход существенно отличается от традиционного директивно-опекающего стиля, при котором молодой специалист долго остается учеником и нуждается в постоянной опоре в лице директора школы. Самодиагностика, саморефлексия избавляют молодого специалиста от мелочной опеки, очень быстро выводят его на новый уровень самоорганизации – в режим непрерывного профессионального самосовершенствования. Это высшая ценность управления профессиональным становлением молодого специалиста в контексте личностно-ориентированного подхода.

Как правило, различного рода знания, которые приобретает начинающий педагог в процессе самообразования, часто не могут быть перенесены в исходном виде в педагогическую практику. Ему надо помочь соотнести их с профессиональными задачами, освоить и адаптировать. Внутренний механизм использования информации заключается не только в ее отборе и оценке, но и в необходимости преобразовать способы деятельности, выстроить их в педагогические ситуации. Наибольший интерес молодые специалисты проявляют к книгам методического характера. Это объясняется тем, что их рекомендации можно использовать в практической работе. Но помимо рекомендаций, необходимо иметь достойную практическую базу. Без теоретического осмысления своей практики самообразование начинающего учителя будет неполным. Поэтому важнейший критерий эффективного самообразования молодого учителя – внедрение в практику теоретических положений, закономерностей. На этом этапе становления молодой специалист нуждается в накоплении некоего профессионального багажа.

В настоящее время актуальной становится система инновационной оценки труда педагога – портфолио. Это индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения педагога в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок и является:

средством мониторинга профессионального роста учителя, отражающим уровень его компетентности и конкурентоспособности;

коллекцией дидактических, методических, инновационных, творческих материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса;

хорошим механизмом повышения качества школьного образования.

Именно поэтому на современном этапе российского образования возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей помочь решить проблему, связанную с объективным оцениванием профессионального роста учителя. Директору школы стоит оказать ему помощь в составлении профессионального портфолио, содержание которого может быть представлено следующими материалами:

докладами, с которыми педагог выступал на занятиях методического объединения или педсовете;

планами и конспектами наиболее интересных уроков;

видеофрагментами уроков;

схемами анализа и самоанализа уроков;

педагогическим дневником, в котором отражены его наблюдения, размышления;

протоколом индивидуальных проблемных интервью, проведенными со школьниками по одной из тем учебного курса;

эссе, в котором отражены приобретенные в процессе самообразования знания, критические оценки своей подготовки, определяющие дальнейшие направление самосовершенствования.

Для директора школы портфолио – это наглядный показатель уровня подготовки молодого учителя к общественной аттестации.

Для создания эффективной среды формирования профессионального становления педагога директор школы должен учитывать ряд трудностей, с которыми нередко сталкиваются молодые учителя. Основная трудность – это неудовлетворенность работой. Она часто появляется из-за проблем, которые возникают в практической деятельности молодого специалиста и с которыми ему трудно справиться. Главную трудность выпускники педагогических вузов испытывают в установлении психологического контакта с учащимися как на уроке, так и во внеурочной работе. Особенно плохо учителя подготовлены к работе с «трудными» учащимися, они часто теряются, когда нужно разобраться в конфликтных ситуациях, возникающих в классе. Многие испытывают трудности в работе с родителями из-за отсутствия знаний по семейному воспитанию, умению вести педагогическое просвещение родителей, привлекать их к совместной работе. К наиболее сложным проблемам молодые учителя относят также трудность мо­тивировать школьников, воспитывать у них положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес и организовывать познавательную деятельность. К слову сказать, это действительно самые серьезные проблемы в педагогике.

Значительные трудности испытывают они при проведении внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Это же отмечают и директора школ. Нередко после окончания педагогического вуза молодой специалист отождествляет роль воспитателя лишь с должностью классного руководителя, понимая под воспитательной работой только внеклассные и внешкольные занятия, проведение соответствующих мероприятий.

Начинающий специалист еще недостаточно четко разобрался в том, что воспитание не существует в обособленном «чистом» виде, что каждое его действие по отношению к ученикам имеет определенный воспитательный эффект. Именно поэтому в практических ситуациях он затрудняется соотносить свое поведение с достижением перспективных воспитательных целей и задач. Воспитательные действия молодого специалиста зачастую необдуманны, порой слишком поспешны, импульсивны.

Осложняет ситуацию еще и то, что не сразу устанавливаются необходимые контакты, доверительные отношения с учениками. Это важная проблема адаптационного периода, и сложность ее решения часто ведет к профессиональной неуверенности. Молодым специалистам крайне сложно формировать у слабоуспевающих детей навыки успешного учебного труда, приемы рациональной деятельности, предвидеть результаты педагогического воздействия, определять зону ближайшего развития учащихся. Эти недостатки профессиональной подготовки молодого учителя в вузе приходится корректировать директорам школ и наставникам молодых специалистов в период их профессионального становления.

Итак, основные сферы помощи директора школы молодому специалисту:

углубление знаний по вопросам формирования коллектива, развития личности, воспитание общения и взаимопонимания;

организация активной деятельности учащихся;

формирование положительного отношения к знаниям.

Эти трудности отражают не только недостатки вузовской подготовки, так как они устранимы, но и внутренние противоречия и особенности самого этапа профессионального становления, на котором выпускник вуза, принявший на себя роль учителя, только еще начинает практически овладевать ею в реальных условиях.

В процессе профессионального становления молодой специалист только начинает выделять стержневые идеи, приоритетные задачи. Главным является умение держать себя перед классом, владеть своеобразной самопрезентацией: жестами, мимикой, речью, интонацией и т. д. Только освоив эту технику, учитель может уделять основное внимание содержанию учебного материала, логике его изложения. Затем он превращает само это содержание в средство организации учащихся, а центральным процессом, который он начинает контролировать, становится его взаимодействие с учениками.

Таким образом, в начальный период профессиональной адаптации обстоятельства всецело противостоят молодому специалисту. У одних трудности стимулируют активность их преодоления, у других вызывают разочарование в профессии.

Профессиональная адаптация происходит у молодых специалистов по-разному. Большую сложность представляет вступление в новый коллектив. Попав в новую среду, молодой специалист постоянно контролирует себя, адаптируется к ее специфике, вырабатывает новый стиль поведения. Находясь в новом коллективе, он неизбежно приобщается к его опыту, усваивает его традиции, ценностные нормы. Большое значение в профессиональном становлении, в совершенствовании личности молодого педагога имеет нравственная основа коллектива, его морально-психологическая атмосфера, которая бывает и созидательной, и разрушительной.

Педагогическое руководство директора школы профессиональным становлением молодого учителя представляет собой не отдельные воздействия на него, а длительный многоаспектный процесс взаимодействия. С первых же шагов директору предстоит решить, какие классы дать выпускнику вуза.

Одни полагают, что новичка нужно последовательно провести по всему школьному курсу, так как это дает ему возможность лучше усвоить программный материал, уточнить, что и когда можно и нужно требовать от учеников, и проверить, в каких классах легче работать.

Другие считают, что молодой специалист должен начинать со старших классов, потому что программа в них по содержанию ближе к вузовским курсам, а, следовательно, доступнее выпускникам института.

Помимо прочего, разница в возрасте со старшеклассниками незначительна. И та, и другая точки зрения имеют свою логику. Поэтому учебная нагрузка и выбор классов для начинающего педагога должны решаться с учетом его индивидуальных особенностей, желания, условий работы. Особые волнения доставляют первые уроки. Впечатления о них часто остаются в памяти на всю жизнь.

В школах, где работе с педагогической молодежью придают большое значение, директора школ и опытные учителя помогают подготовиться к первым урокам: совместно составляют поурочные планы, обсуждают отдельные стороны урока, возможные ситуации.

Объективные трудности первых лет практической деятельности неизбежны. Помощь директора школы и старших коллег, активное формирование устойчивой и осознанной мотивации, управление процессом становления помогают молодым учителям успешно их преодолеть, быстрее стать профессионалами.

Резюмируя сказанное выше, можно обозначить роль директора в формировании среды профессионального становления педагога. Директор школы играет ключевую роль в формировании среды профессионального становления педагога, поскольку именно в его компетенцию входит:

создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности начинающего педагога, а также для всего педагогического коллектива;

оказание молодому специалисту всесторонней (педагогической, психологической, методической и т. д. ) помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы;

привлечение начинающего учителя к решению задач развития школы, реализации программ, проектов и т. п. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества;

обеспечение условий профессионального роста каждого учителя с учетом адекватно оцененного уровня его профессиональной компетентности, а также запросов, интересов, потребностей самого педагога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Беспалько В. П. , Татур Ю. Г. Системно-методическое обес­печение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов [Текст] / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. – М. , 1989.

Вершловский С. Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учите-

ля / С. Г. Вершловский – М. : Сентябрь, 2002.

Вершловский С. Г. , Онушкин В. Г, Кулюткин Ю. Н. Профессия – учитель: беседы с молодыми учителями / С. Г. Вершловский, В. Г. Онушкин, Ю. Н. Кулюткин – М. : Педагогика. – 1987.

Воронцова В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: моногр. – Псков: изд-во ПОИПКРО, 1997.

Зайцев В. Г. Становление педагогического мастерства молодого учителя – основа развития проявления особенностей личности педагога / В. Г. Зайцев // Директор школы. – 2003. № 6.

Зверева В. И. Как сделать управление школой успешным / В. И. Зверева – М. : Центр «Педагогический поиск». – 2004.

Зубов H. H. Как руководить педагогами: пособие для руководителей образовательных учреждений / H. H. Зубов – М. : АРК-ТИ, 2002.

Ильенко Л. П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях / Л. П. Ильенко. М. : АРКТИ, 2003.

Калмыкова И. Р. Портфолио как средство самоактуализации и развития личности / И. Р. Калмыкова // Сб. научных тру-

дов / Ярославль: Ярославский институт региональных образовательных технологий. 2003.

10. Козырев В. А. , Радионова Н. Ф. , Тряпицына А. П. Компетентностный подход в подготовке специалиста в области образования // Педагогическое образование в эпоху перемен: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике (опыт Герценовского университета) – СПб. : РГПУ, 2009.

11. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина // Л. : ЛГУ, 1970.

12. Кузьмина Н. В. , Реон A. A. Профессионализм педагогической деятельности / Методическое пособие // Н. В. Кузьмина,

A. A. Реон / Рыбинск: РПУ, 1993.

13. Левитан K. M. Личность педагога: становление и развитие / K. M. Левитан – Саратов: СГУ, 1991.

14. Лизинский В. М «Работа администрации школы с учителем / В. М. Лизинский – М. : Центр Педагогический поиск, 2002.

15. Лизинский, В. М. Директор школы и общественно-педагогическое управление учебно-воспитательным процессом в школе / В. М. Лизинский – М. : Центр «Педагогический поиск», 2004.

16. Лушников И. Д. Профессиональная адаптация выпускников пединститута /И. Д. Лушников – М. : Просвещение, 1991.

17. Мацкевич A. Л. Специфические характеристики субъекта общения в процессе профессиональной адаптации будущего молодого специалиста / A. Л. Мацкевич // Автореф. дис. канд. псих наук. М, 1987.

18. Мигаль В. И. , Мигаль Е. А. Управление современной школой / В. И. Мигаль, Е. А. Мигаль // В. № 1, М. : Учитель, 2003.

19. Мижериков В. А, Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность /В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко – М. : Изд-во «Педагогическое общество России», 2002.

20. Мозгарев Л. В. Алгоритм профессионального развития педагога / Л. В. Мозгарев // Сб. научных трудов. В. 2 / Профессиональное педагогическое образование: личностный подход / под ред. B. И. Лещинского, Е. Е. Седовой, Т. Е. Стародубцевой // Воронеж : Воронежский ГПУ, 2003.

21. Мороз А. Г. Адаптация молодого учителя в педагогическом коллективе / А. Г. Мороз // Сб. Проблемы совершенствования послевузовского образования молодых учителей в свете решений 27 съезда КПСС. – Гродно, 1988.

22. Новикова Т. Г. Папка индивидуальных учебных дости-

жений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт / Т. Г. Новикова // Практика административной работы в шко-

ле. – 2003. – № 7.

23. Овдей С. В. Проблемы социально– психологической; и профессиональной адаптации молодых учителей / С. В. Овдей // Автореферат. дис. канд. психол. наук. – Д. , 1978.

24. Переломова Н. А. Актуализация личностно-професси­онального роста учителя в поствузовском образовании при ИППК: монография [Текст] / Н. А. Переломова. – Иркутск: Издательство Иркутского государственного педагогического университета, 2001.

25. Полякова Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т. С. Полякова – М. : Педагогика, 1983.

26. Попов С. В. Методологически организованная экспертиза как способ инициации общественных изменений Текст. / С. Попов // Кентавр. – 2000. – № 23.

27. «Профессиональное образование. Столица», Приложение к журналу, 2011 – № 2.

28. Хоменко И. А. Введение в педагогическую деятельность /

И. А. Хоменко// Профессиональное становление педагога / гл. 6. Уч. пособие. – М. : Изд. центр «Академия», 2000.

29. Статистические данные взяты с сайта newsru. com, раздел «Образование», «Статистика»

С. Г. Зинакова,

директор ГБОУ «СОШ № 647» ВАО,

г. Москва

Метки: Вопросы управления