Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Управление и информатизация в школьном образовании

Управление и информатизация в школьном образовании Завершен мониторинг готовности выпускников региональных школ к сдаче ЕГЭ, объявленный Ассоциацией лучших школ региона и проводимый ею с использованием технологии интернет-тестирования на базе автоматизированной системы компьютерной диагностики качества образования «Дикобраз» и ин­тернет-портала «Инновации в образовании». В мониторинге приняли участие более 500 выпускников региона из 8 школ Ульяновска и области. Все результаты тестирования в виде ведомостей, протоколов и графиков переданы участникам мониторинга, руководству Ассоциации и кафедре управления образованием Ульяновского института повышения квалификации работников образования.

Научно-методический анализ результатов мониторинга, определение соответствующих проблем и коррекционных педагогических решений – это задача специалистов педагогической науки. Мы же, являясь разработчиками технологии мониторинга и обеспечивая его организационное, программно-техническое и технологическое сопровождение, хотим обратить внимание на организационные проблемы, которые обозначились в ходе мониторинга при взаимодействии с администрацией и специалистами школ. Эти проблемы связаны с управлением и информатизацией образовательных учреждений и, на наш взгляд, в настоящий момент являются ключевыми в объявленной реформе российского образования, без решения которых дальнейшее внедрение информационных технологий в образование будет невозможным.

Управление

В рамках реформы российской экономики, начиная с 90-го года, подверглась изменению вся система управления организациями, занятыми в сфере экономики. В прошлом остались Госплан и иерархия централизованного управления. К 2003 году полностью определен организационно-правовой статус каждой организации, его собственник, а все финансовые, торговые, промышленные организации функционируют сегодня в определенном правовом поле, основанном на финансовой, юридической и хозяйственной самостоятельности, правовой ответственности, налогообложении, сертификации качества и других факторах, определенных законодательством России.

Сегодня аналогичный процесс начат и в образовании. Объявленная концепция реформы и модернизации образования всю тяжесть ее реализации возлагает непосредственно на администрацию образовательных учреждений, предоставив им возможность в полной мере самостоятельного ведения финансово-хозяйственной деятельности в сфере образования. Централизованная иерархия управления уже сегодня начинает исчезать. Реформирована структура органов министерства образования области и города, ликвидированы многие районные управления образованием, школы вносят изменения в свои уставы, перерегистрируются, создают свои самостоятельные бухгалтерии, попечительские советы и другие внутренние структуры управления образовательным учреждением, тем самым подтверждая переход всех функций управления организацией его исполнительному органу, т. е. директору и администрации школы.

Однако возникает вопрос, все ли руководители школ готовы сегодня взять на себя эти функции управления и ведения финансово-хозяйственной деятельности?

К сожалению, организация мониторинговых исследований показала, что не все руководители школ имеют опыт ведения финансово-хозяйственной деятельности. Многие руководители не владеют положениями Гражданского кодекса, трудового законодательства, делопроизводства, налогообложения, не знакомы с существующими формами договорных отношений между юридическими лицами. В штатах школ нет юристов.

В ходе мониторинга ни одно образовательное учреждение не смогло самостоятельно должным образом оформить требуемые договорные заявки на проведение тестирования, а бухгалтеры – соответствующим образом оформить финансовые документы. Для многих руководителей школ не существует различия между понятием юридического и физического лица; делопроизводству и исполнительской дисциплине не уделяется соответствующего внимания; деловая переписка с партнерами и коллегами практически не ведется. На 100 писем, посланных нами в школы региона по почте с предложением поддержать проведение мониторинга, не поступило ни одного ответа, ни какой-либо другой реакции. Отвечать на деловую переписку не является правилом хорошего тона в наших образовательных учреждениях. Такая же ситуация наблюдается и с перепиской по электронным адресам. Удивляться этому не приходится, ведь письма и сообщения, посланные нами также и в региональные департаменты образования, остались без ответа.

Создается впечатление, что руководители школ по-прежнему реагируют только на «вышестоящие структуры», а собственная инициатива, видимо, по-прежнему «наказуема».

Свидетельством этого может служить и деятельность самой Ассоциации лучших школ. Из 30 членов ассоциации ее инициа­тиву по проведению мониторинга поддержали только 8, при этом не прозвучало каких-либо мотиваций в отказе от эксперимента. Возникает вопрос, а зачем вступали в ассоциацию? Наверное, для галочки, а вдруг пригодится? Иначе, как неуважением к коллегам, партнерам и выбранному руководству ассоциации это не назовешь.

Часто в педагогической среде под термином управление образованием понимается лишь управление педагогическим, учебным процессом. Издано достаточное количество публикаций под названием «Управление школой», посвященных методике преподавания, подготовке к урокам, проведению уроков и т. д. Однако речь сейчас не об этом. В условиях действующей реформы, на наш взгляд, на первый план выходит финансово-экономическое управление образовательным учреждением.

Между тем в так называемых «рыночных условиях» в соответствии со своими уставами многие школы оказывают сегодня дополнительные образовательные услуги на возмездной основе, фактически вступая в договорные отношения с заказчиками и собирая наличные денежные средства. Но при этом не оформляется никаких юридических документов, таких как договор, акт, квитанция, чек и т. д.

В промышленности существует понятие «экономика промышленного предприятия», и если уж сегодня образование становится на рыночные рельсы, то должна иметь место и «экономика образовательного учреждения».

Сегодня активно внедряется подушевое финансирование, однако широкой общественности не известна себестоимость обучения одной «души» при таком финансировании. Родителям учащихся хотелось бы знать, сколько затрат в себестоимости обучения одной «души» в отдельно взятой школе заложено на качество образования, материально-техническое обеспечение, развитие информатизации, компьютеризации, спорта и другие составляющие этого процесса, какова в этой себестоимости доля бюджетных средств. Все сказанное относится к экономике образовательного учреждения, но к сожалению, так же как и юристов, в штате школ нет и экономистов, а многие руководители школ понятия не имеют, как определяется эта самая себестоимость и как ею можно управлять.

Если руководители промышленных предприятий в большинстве случаев окончили технические вузы, где изучалась экономика предприятий, то руководители школ – в основном специалисты, окончившие педагогические вузы, где этому предмету как науке не уделялось должного внимания. Да и в настоящее время действующих руководителей школ никто не обучает науке «управлять предприятием».

Создается ситуация, когда, с одной стороны, предоставляется полная самостоятельность школам в ведении образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, а с другой стороны, имеет место слабая готовность руководства школ к ведению этой деятельности. В этой ситуации в скором будущем может создаться опасность банкротства для многих учреждений образования.

Информатизация

Информатизация сегодня является одной из составляющих объявленного правительством Приоритетного национального проекта «Образование». В рамках этого проекта все больше школ оснащается компьютерной техникой, компьютерные классы подключаются к сети Интернет. В СМИ все чаще звучат громкие показатели о полном подключении школ к сети Интернет, всеобщей компьютеризации школ и повсеместном создании единого информационного пространства.

Собственно говоря, этот бум показателей и навел на мысль о разработке именно компьютерной технологии интернет-тести­рования, с использованием которой и проводился мониторинг. Ведь при таких показателях информатизации каждая школа, даже самая удаленная, могла без особых затрат принять участие в мониторинге. Какова же действительная картина с информатизацией и компьютерной грамотностью в школах?

О внедрении единого информационного пространства в регионе пресса сообщила еще в 2006 году. Однако сегодня, в принципе, не существует даже единого понятия, принятого для всех и определяющего, что же такое «Единое информационное пространство». По нашему мнению, единое пространство – это прежде

всего возможность всех школ, пользователей этого пространства, иметь возможность читать информацию, обмениваться информацией с коллегами.

Для того чтобы это стало возможным, как минимум необ­ходимы единые требования к технике, программному обеспечению, наличие грамотного подготовленного персонала, владеющего информационными технологиями. Выезжая в течение двух лет в различные школы региона, мы убедились, что ничего подобного нет. Комплектация компьютерных классов, даже в рамках ПНПО, осуществляется бессистемно. Единой системы материально-технического обеспечения «этого самого единого пространства» не создано. В результате в одной школе не смогли прочитать информацию на дискете (нет дисководов), в другой – работающих компьютеров только 50%, в третьей – не подключен Интернет. Где-то нет принтера для распечатки отчета, у кого-то нет возможности прочитать информацию с SB-устройства или CD-диска (отсутствуют устройства), где-то доступ к компьютеру «запаролен», а администратор – не известно где. Да и администратором оказался вчерашний выпускник этой же школы, подрабатывающий в нескольких местах. Этот список «единых возможностей» можно продолжить.

Особо следует отметить «единство» установленного программного обеспечения в компьютерных классах. Если до недавнего времени Билл Гейтс (хоть и незаконно) объединял возможности школ, то после известного контроля за соблюдением авторских прав прокуратурой это хлипкое единство совсем исчезло. С использованием программного обеспечения настал полный хаос. В компьютерных классах используются Open Office, Microsoft-2003, 2007, Linux и др. Как можно обеспечить единое пространство, если все компьютеры «разговаривают» на разных языках и друг друга не понимают? По этой же причине сегодня существуют проблемы и при пересылке информации электронной почтой. Многие файлы отдельные школы просто не могут открыть и прочитать. Более того, в некоторых школах в разных компьютерных классах установлено разное программное обеспечение, и компьютеры этих классов не «понимают» друг друга.

Помимо единства программного обеспечения техники, существует много и других условий организации единого информационного пространства, связанного с программным обеспечением: это и единые шрифты, графика, формат файлов, слайдов, фильмов, архиваторов и многое другое, что требует определенного управления при создании единого информационного пространства.

Есть проблемы и с подключением к сети Интернет: далеко не все школы, отчитавшись за эту акцию, в действительности имеют отлаженный, стабильный канал выхода в Интернет. Возможно, что отсутствие работоспособной техники, фактического выхода в Интернет для многих школ явилось причиной отказа от участия в мониторинге.

Другой проблемой, на наш взгляд, в информатизации образования является низкая компьютерная грамотность, и прежде всего руководства школ и педагогов. Из всех директоров школ, принявших участие в мониторинге, лишь один «дружит» с компьютером, и два заместителя директора, будучи учителями информатики и математики, хорошо владеют информационными технологиями. Основной же контингент педагогического состава школ плохо владеет информационными технологиями.

В основном весь груз школьной информатизации лежит на учителях информатики, которые, надо заметить, не имеют инженерной подготовки по обслуживанию компьютерной техники, программного обеспечения и не могут в достаточной степени обес­печить нормальную работоспособность компьютерной техники, сетей и прочего оборудования. Вся идеология внедрения информационных технологий в основном отдана на откуп учителям информатики. Некоторые – действительно прикладывают определенные усилия в этом направлении, а некоторые – используя некомпетентность руководства, переводят стрелки на сбой программы, плохую технику, технологию или просто «на плохую погоду».

В отдельных случаях сегодняшние школьники лучше знают компьютерные технологии, нежели их учителя. В одной из школ при установке программного обеспечения для тестирования организаторы обратились за помощью к ученику 11 класса. В результате дети получили доступ к закрытым системным файлам результатов тестирования, пытались изменить их и фальсифицировать результат. Это привело к сбою системы и ликвидации отдельных результатов мониторинга.

Информатизация образования не может состояться без обес­печения компьютерной грамотности педагогического состава, следовательно, средства, направляемые сегодня на закупку техни-

ки, – это деньги, выброшенные на ветер. Где в настоящее время организовано практическое обучение педагогов школ информационным технологиям, при этом мы не имеем в виду учителей информатики (хотя и их не грех бы поучить, как показывает практика)? Нам известен только Федеральный центр интернет-образования, да и тот в настоящее время закрыт.

Школа сегодня – это не та школа вчерашнего дня, где

обходились доской, мелом и указкой. Школа сегодня – это организация, оснащенная современной техникой, технологией и оборудованием. Комплектация техники, ее работоспособность, безопасность, ремонт, обслуживание, построение сетей, закупка и установка программного обеспечения – все это и многое другое, что должно обеспечивать надежное функционирование техники и современного школьного оборудования, в целом называется инженерно-техническим обеспечением.

Как всегда, возникает вопрос: а кто же в школе должен обес­печивать эту самую инженерно-техническую подготовку и инженерное обслуживание учебного процесса? Далеко за ответом ходить не надо, любая работающая организация имеет службу главного инженера или просто инженерную или техническую службу, состоящую из соответствующих специалистов-инженеров по образованию, а в бюджете организации на это должны быть запланированы соответствующие средства.

К сожалению, так же как юристов и экономистов, в штате школ инженерной службы не предусмотрено. В той самой «подушевой» себестоимости не предусмотрены и затраты на эти нужды для заключения договоров со специализированными организациями. Список отсутствующих сегодня в штате образовательных учреждений структур и статей затрат, необходимых ей для нормального ведения хозяйственной и образовательной деятельности, можно продолжить, но это не является темой данного анализа.

Можно задать популярный вопрос: «Что делать»? Действительно, ситуация сложная, даже если у кого-то и возникает желание внедрять что-то прогрессивное, то его возможности в этом сильно ограничены. Но выход на данном этапе развития реформ есть.

По нашему мнению, школам сегодня необходимо объединить свои хозрасчетные усилия в решении конкретных инновационных задач, создавать центры, «кусты», ассоциации, творческие коллективы, лаборатории и т. д. Такие коллективы должны создаваться не для отчетов и «птичек», а для реального выполнения конкретных задач. Именно для объединения инновационных усилий, аккумулирования финансовых затрат состоялась попытка создания Ассоциации лучших школ региона, однако она пока не стала тем объединяющим органом – по-прежнему руководители большинства школ считают, что в состоянии выжить в одиночку, самостоятельно.

Уважаемые коллеги! Оставьте свои педагогические амбиции, далеко не все можно сегодня осилить самостоятельно, объединяйтесь! В этом сегодня есть здравый смысл и путь конкретного инновационного развития.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на все негативные моменты, описанные выше, которые мы почерпнули непосредственно из практической жизни нашего образования в ходе мониторинговых исследований, хотелось сказать отдельное и большое спасибо всем школам области, принявшим участие в мониторинговых исследованиях этого и прошлого года, директорам этих школ, организаторам тестирования, учителям-предметникам.

Несмотря на серьезный психологический барьер, руководители этих учреждений, приняв участие в исследованиях, не побоялись высветить свои результаты, недостатки и проблемы. Ведь у нас не принято выносить сор из избы. Положительным моментом исследований стало и то, что, помимо непосредственно мониторинга, практически отрабатывался и технологический процесс внедрения новых дистанционных интернет-технологий в образовательную среду школы. Не везде все гладко начиналось и про­ходило, но в целом мы считаем, что исследования проведены успешно во всех школах. Это был полезный опыт для всех, и мы надеемся, что наша технология и программные инструменты найдут и в дальнейшем вашу поддержку.

В. П. Маттис,

генеральный директор,

Симбирская инновационная компания,

г. Ульяновск

Метки: Вопросы управления