Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ВАРИАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВАРИАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВАРИАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одной из приоритетных задач развития дошкольного образования в современной социально-экономической ситуации является обеспечения дошкольникам равных стартовых условий для последующего обучения в начальной школе.

Решить эту проблему представляется возможным за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития вариативных моделей организации дошкольного образования, соответствующих особенностям регионов, доступных для разных слоев населения, адекватных специфике детства.

В настоящее время в образовательной практике большинства регионов России реализуются три основные модели обеспечения равных стартовых условий получения образования детьми дошкольного возраста из разных социальных групп и слоев населения:

– в группах полного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений, школ;

– в группах кратковременного пребывания на базе образовательных учреждений разных типов, учреждений культуры, здравоохранения, социальных служб и родительских сообществ;

– в условиях семейного воспитания в форме собственно семейного образования, осуществляемого родителями (лицами, их заменяющими), а также в форме гувернерства.

Первая модель имеет безусловные преимущества, так как в условиях полного пребывания (с организацией режимных моментов – кормления, сна, прогулок и пр. ) может быть в полной мере реализована основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Однако до сих пор сохраняется ситуация, при которой существенное количество дошкольников не может получать образовательные услуги в детском саду, в первую очередь, по причине отсутствия мест.

В качестве альтернативного варианта организации образования дошкольников можно предложить апробированный в Орловской области проект «Группа полного пребывания на базе детского оздоровительного лагеря» (выездного или пришкольного). При условии организации такой группы могут быть успешно решены важные задачи: организация знакомства будущих первоклассников с помещением школы; выработка правил взаимодействия детей и взрослых; организация педагогического наблюдения за детьми; построение конструктивных и продуктивных взаимоотношений между участниками образовательного процесса; повышение уровня готовности будущих первоклассников к осуществлению учебной деятельности.

Вторая модель предполагает организацию групп кратковременного пребывания различной направленности. Помимо традиционных (например, «Школа будущих первоклассников»), такие группы могут быть организованы с учетом различных категорий детей – для часто и длительно болеющих дошкольников, для детей с особыми образовательными потребностями и пр. Образовательный процесс в них строится с учетом оздоровительной, коррекционной или другой направленности в зависимости от потребностей семьи, индивидуальных особенностей детей.

Образование дошкольников в семье – третья модель, которая основана на идее взаимодополнения семейного и общественного воспитания и предполагает совместную работу и ответственность родителей, как главных воспитателей ребенка, и дошкольного учреждения, как государственной организации, занимающейся образованием детей дошкольного возраста. В рамках данной модели получили широкое распространение семейные дошкольные группы, консультативные пункты для родителей и пр.

Важная проблема, которая стоит сегодня перед муниципалитетами – создание единой информационной системы, позволяющей населению сориентироваться в многообразии услуг дошкольного образования, доступных по месту жительства. Для ее решения предлагается открыть в каждом районе города или области (в зависимости от масштаба территории) на базе детских садов отдельные структурные подразделения – Центры дошкольного образования(при отсутствии садов – при школах, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждениях дополнительного образования и культуры). Задачами таких центров могут быть: учет детей дошкольного возраста данного микрорайона; анализ деятельности вариативных форм организации образования дошкольников; прогнозирование востребованности той или иной формы в зависимости от запроса социума; открытие на базе центра групп различной направленности (в т. ч. семейных, родительских, детско-родительских); организация стажировочных площадок для педагогов и родителей и пр. Организация вариативных моделей дошкольного образования, таким образом, становится важным шагом к реализации главных принци­пов государственной политики Российской Фе­дерации в области образования – повышение ­доступности системы образования и ее адаптивности к уровням и особенностям развития детей дошкольного возраста.

Бережнова О. В. ,

зав. кафедрой дошкольного образования,

БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей»,

Тимофеева Л. Л. ,

к. п. н. ,

доц. каф. дошкольного образования,

БОУ ОО ДПО (ПК) С«Орловский институт усовершенствования учителей»,

г. Орел

Метки: Вопросы управления