Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

РОЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ В СОЗДАНИИ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ

РОЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ В СОЗДАНИИ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ РОЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ В СОЗДАНИИ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью,

чтобы зажечь другого, надо самому гореть.

Ж. Сименон

Изменения в социокультурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, потребовали качественного преобразования деятельности педагогов в профессиональном поле, углубления оперативности и открытости учителя.

Учитель – центральное звено в реализации основных направлений модернизации образования в целом по стране и в отдельно взятой школе. «Без учителя, способного творить и понимать творимое, путей к новой школе быть не может» – эти слова российского педагога 20-х годов прошлого века С. Т. Шацкого как никогда актуальны сегодня. Последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога – творчески развитые ученики". Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности.

Чтобы воспитать такого учителя в современной школе, его нужно растить и развивать. Вполне правомерным является вопрос о возможности обучения и научения творчеству. Как в своем коллективе управлять ростом творческой и исследовательской компетенции учителя, как создать условия для творческого роста педагога, эти вопросы задает себе администрация каждой школы.

Какие же условия необходимы для творческого роста педагога, чтобы обеспечить комплекс социально-экономических, профессионально-педагогических, социально-психологических мер с учетом

– личных способностей каждого учителя,

– имеющегося опыта,

– личных мотивов и ценностей,

– а также самоопределения относительно реально существующих возможностей?

Чтобы ответить на этот вопрос, членам администрации необходимо быть творчески инициативными, компетентными, хорошо знающими сущность методической деятельности, которой они занимаются.

Исследуя особенности педагогической деятельности педагогов нашей школы МОУ СОШ № 22 х. Зайцева Курского района (где педагогический коллектив составляет до 20 человек разного уровня профессиональной компетентности), мы заметили, что учителя начинают работать более эффективно, творчески, если уверены, что у них тоже есть возможность представить свой опыт работы другим педагогам. Т. е. , когда творческие потребности педагога и его профессиональные запросы удовлетворены, в личности раскрывается созидательный потенциал.

Поэтому задачей администрации школы стало желание найти технологические решения для выявления профессиональных потребностей каждого педагога.

На все эти вопросы нужно иметь ответы, чтобы правильно выстроить стратегию творческого развития учителя.

Ведь пройти путь от новичка до мастера непросто. Какую роль в развитии педагога играет творческое саморазвитие учителя? Является ли профессиональное самосознание показателем профессионально-личностного развития педагога? Как происходит формирование мотивации учителя на творческое саморазвитие? Каково место и значение инновационной деятельности в процессе творческого саморазвития учителя?

Работу в этом направлении в нашей школе начали с выявления личных мотивов и ценностей педагогов. Результаты анкетирования показали, что стимулом к работе у половины педагогов является то, что администрация школы постоянно замечает результаты их работы, для 25 % учителей важным является желание и заинтересованность школьников изучать их предмет, для 15 % педагогов немаловажное значение имеет материальная часть их труда. Но есть и такие педагоги, для которых стимулом к работе является фраза «А я разве хуже умею это сделать».

Исходя из таких результатов, мы пришли к выводу, что для успешного творческого роста педагогов школы администрации необходимо решить следующие задачи:

– Научиться управлять творчеством педагога;

– Оказывать социально-профессиональную поддержку каждому учителю;

– Разработать систему стимулирования творчески работающих педагогов.

– Построить методическую работу школы на создание мотивации педагогической деятельности, направленной на создание успешности педагога.

В школе была разработана и действует программа методической работы «Создание ситуации успеха для педагога – основа успешности образовательного процесса», которая обучение творчеству педагогов связывает с созданием условий для самореализации всех категорий педагогов. Одним из важнейших направлений работы школы становится целеустремленное создание ситуаций успеха для каждого педагога.

Что не возможно без

1. развития методической службы в школе:

– работа методического совета, методических объединений, творческих групп педагогов;

– проведение практических семинаров практикумов по различным темам;

– материальное стимулирование педагогов.

2. повышения уровня квалификации педагогов:

– курсовую переподготовку;

– участие в конкурсах профессионального мастерства;

– участие в семинарах, фестивалях различных уровней;

– открытые уроки для педагогов района;

3. развития материально-технической базы школы

(создание условий для нормальной работы);

4. формирования психологического климата в коллективе.

Сущность такой поддержки состоит во внедрении в методическую работу школы технологии создания ситуаций успеха, в предоставлении педагогу дифференцированной (адресной) помощи в нужный для него период.

В нашей школе сложились следующие этапы психолого-педагогической и методической поддержки педагогов:

1 этап информирования о проблемах педагога:

– знакомство с методикой работы педагога,

– сбор сведений о нем;

– сопереживание ему.

2 этап понимания проблем педагога:

– понимание проблем в работе педагога;

– интерпретация проблем с позиции значимости их для педагога.

3 поисково-формирующий этап:

– поиск причин возникновения проблем;

– осмысление возможностей деятельности в решении проблем;

– обсуждение с педагогом путей решения проблем;

– выбор адекватных внешних воздействий.

4 – деятельностный этап:

– осуществление внешних воздействий, направленных на стратегическое разрешение проблем;

– активное проявление методической помощи, проявление понимания, содействие педагогу;

– координация взаимодействия заинтересованных лиц и необходимых специалистов по оказанию помощи.

5 рефлексивно – прогностический этап:

– осмысление педагогом промежуточных результатов личностных достижений;

– обсуждение успехов и неудач;

– корректировка взаимодействия заинтересованных лиц;

– планирование дальнейших действий по решению проблемы.

Предоставление такой поддержки позволило администрации:

– выделить наиболее значимую методическую или психологическую проблему учителя;

– перейти на следующий этап только после решения задач предыдущего этапа;

– согласовать взаимодействия других лиц с деятельностью учителя;

– осуществлять поиск новых стратегий поддержки, если результат не устраивает педагога

Я согласна с мнением педагогов-теоретиков, что будущее нашей школы во многом зависит от кадров, от самих педагогов.

Поэтому, несмотря на то, что повышение качества образования зависит от многих факторов, а деятельность методической службы многопланова, я хочу остановиться на повышении педагогической компетентности учителя как основном направлении методической работы в школе. Именно повышение компетентности, профессионализма учителя – одно из важнейших условий повышения качества образования.

Конечно, самое главное в развитии творческой активности педагога – личная заинтересованность его в самосовершенствовании, хотя в современном, быстро меняющемся мире, с серьезной профессиональной и психологической нагрузкой, постоянно растущим бумагоотчетным потоком педагогу тяжело удержаться, не «захлебнуться», а тем более вырасти профессионально. Однако этот процесс можно частично мотивировать извне, помогая развивать значимые для каждого педагога следующие компетенции:

n Гностическая компетенция (умение приобретать новые знания и использовать их для решения педагогических задач);

n Управленческая компетенция (умения в области организации педагогической деятельности);

n Проектировочная компетенция (умения в области формирования и выбора педагогических целей и задач);

n Коммуникативная компетенция;

n Аналитическая компетенция;

n Методическая компетенция;

n Исследовательская компетенция.

Традиционно на протяжении 5 лет в рамках методической работы в школе проходит педагогический марафон, который стал важной частью профессиональной жизни педагогов нашей школы. Эта форма работы влияет на уровень профессионализма учителей, становится действенной мерой повышения квалификации. Девизом марафона стали слова Яна Амоса Коменского – «Школу можно совершенствовать, только совершенствуя квалификацию учителя».

В рамках пед. марафона ( приложение 1) проходят

– конкурсы «Учитель года», «Самый классный классный», «Лучшее МО»;

– обучающие семинары– практикумы для педагогов школы по работе в области информационно-коммуникационных технологий, исследовательской деятельности, для классных руководителей по разработке социальных проектов и др. В течение месяца педагоги школы дают открытые уроки, внеклассные мероприятия, защищают темы самообразования, знакомятся с новыми педагогическими технологиями и участвуют в различных мероприятиях по повышению профессионального мастерства.

Вся информация о работе учителей за истекший год представляется на суд своим коллегам. На каждого педагога во время марафона собирается методический материал для «портфолио», который содержит: итоги контроля (анализ посещенных уроков; качество обучения; выполнение программы; повышение квалификации и педагогического мастерства; результативность работы, достижения учащихся; обобщение опыта; диагностика; отчеты учителя; справки и т. п. )

Частично материал «портфолио» – открытый, он собирается администрацией, руководителями МО, обсуждается совместно, частично – закрытый, т. е. доступный только самому учителю.

Сначала такое «досье» учителя сочли ненужным «бумагомаранием». Но по прошествии нескольких лет убедились в его полезности.

Материал не используется во вред учителю: анализируя документы, мы планируем индивидуальную работу с педагогом, предметно и результативно оказываем профессиональную помощь, имеем объективные данные для поощрения, для вовлечения в творческую работу.

Содержимое индивидуального банка данных дает богатейший материал и самому педагогу, в том числе оказывая помощь при подготовке материала к аттестации. Мы можем объективно указать учителю, на каком уровне профессионального мастерства он находится и на какую категорию может претендовать. Поэтому у нас не возникает проблем при подготовке аттестационного материала.

Результаты такой работы позволили нам достичь следующих результатов:

.

В конкурсах профессионального мастерства приняли участие от муниципального до всероссийского уровня (в том числе и дистанционных)– 55% педагогов школы, из них половина стала победителями муниципальных этапов;

25% педагогов школы принимали участие в краевом фестивале педагогического мастерства «Талант 2009» в г. Невинномысске.

Участниками Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Мой лучший урок» – стали 70% педагогов школы. Давыдова А. И. побывала в Москве на фестивале этого конкурса.

Призёрами краевого Конкурса проектов Intel «История успеха: совместное творчество учитель – ученик»! – учителя школы (Борода Н. Ю. , Давыдова А. И. , Савина Н. В. , Назарова С. Н. , Сухова Н. В. , Андреева Т. Н. , Мамитько В. Н. , Ряшенцева Н. В. , Сылко Е. В. , Левашова О. П. ) представили разработки сайтов по различным темам. Победителями признаны 2 сайта – Давыдовой А. И. и Суховой Н. В. , Назаровой С. Н. , Савиной Н. В. , Андреевой Т. Н.

участники всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» – 55% педагогов.

Победители ПНПО – 10%.

участие в работе районных методических объединений, со своим опытом работы (ежегодно не менее 9 педагогов (44 %)

педагогов школы включают в состав различных комиссий как в районе, так и в крае.

Учитель биологии Жулина Г. В. – руководитель районного клуба «Учитель года».

Преподаватель ОБЖ Воронков А. Д. входит в состав районного орг. комитета по проведению казачьих игр.

39% педагогов школы являются разработчиками авторских и модифицированных программ по предметам, элективным курсам, по воспитательной работе. Все программы получили положительные заключения СКИПКРО:

– программы элективных курсов и спецкурсов:

Давыдова – 2 («Путешествие по стране Грамматика», «Как ты говоришь»)

Сухова Н. В. – 2 (Трудные вопросы орфографии и пунктуации, Речеведение)

Стукалова Е. А. – 3 (Металлы в окружающей среде и здоровье человека,

Мир окислительно-восстановительных реакций, В мире химии)

Берюмова О. Н. – 1 (Физика вокруг нас)

Жулина Г. В. – 2(Исследовательская деятельность учащихся, Маршрутами биологического образования)

– программы дополнительного образования:

Ряшенцева Н. В. – 1 (программа детского объединения по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Юный пешеход»

Назарова С. Н. -1(программа театральной студии «Колокольчик»)

Давыдова А. И. -1 (Программа доп. образования школьной телестудии «Зайцев-фильм»)

– программы воспитательной работы класса:

Сухова Н. В. -1 («Воспитать личность»)

Назарова С. Н. – 1(«Я– человек»)

Все педагоги школы размещают свои методические наработки на сайте школы и собственных сайтах.

Более 50% педагогов занимаются исследовательской деятельностью с учащимися о их результатах говорят победы в различных научно-технических конференциях, конкурсах.

Администрация школы ориентирует педколлектив на саморазвитие и поощряет тех, кто делает успехи, помогает другим самореализовываться. Возникновение профессионально-познавательного интереса у учителя, желания развиваться, двигаться вперед – прямой результат работы методической службы школы по повышению профессионального мастерства педагогов.

Мы твёрдо знаем, что неуверенный в себе, в своих возможностях администратор не сможет сформировать у педагога мотивацию к достижению успеха

n повысить самооценку,

n снизить уровень тревожности;

n развить творческие способности учителя.

Основная задача администрации – всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.

n Администратор должен не только уметь владеть своим голосом, но и уметь правильно и своевременно делать паузы в речи, выразить спокойное недоумение или промолчать.

n Чаще всего педагоги обижаются не на смысл слов администратора, а на то, как они произносятся, тем более неуместно безличное восприятие своих коллег.

n Оптимизм, жизнерадостность и чувство юмора – весьма ценные качества администрации, которые высоко оцениваются учителями.

Создание комфортной образовательной среды есть результат процесса демократизации школьной жизни.

Создание комфортной образовательной среды творческого саморазвития учителя предполагает поддержание руководителем школы и его заместителями таких условий, которые способствуют творческой самореализации, физическому и духовному развитию учителя и учащихся.

Берюмова О. Н. ,

директор

МОУ СОШ № 57,

г. Казань

Метки: Вопросы управления