РОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ КРУЖКОВ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
РОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ КРУЖКОВ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ КРУЖКОВ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Кружковой работы по математике является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке и играет огромную роль в повышении качества знаний младших школьников.
Реализация развивающего обучения в практике составляет насущную потребность сегодняшнего дня. Немаловажная роль в этом принадлежит кружковой работе по предмету. Уже несколько лет я веду кружок «Математика вокруг нас».
Одной из важнейших целей проведения занятий по математике является пробуждение и развитие интереса учащихся к математике. Это несомненно повлияет на успеваемость учащихся по предмету. Ведь мы знаем, что по отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся:
– проявляющие повышенный интерес к ней;
– занимающиеся ею по мере необходимости;
– ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом.
Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. А формировать соответствующий интерес необходимо еще в юном возрасте. На это и направлена работа кружка «Математика вокруг нас».
Задачи кружка:
– расширение и углубление знаний учащихся по математике.
-развитие внимания, мышления, воображения, памяти, умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, конкретизировать, синтезировать и т. д.
-обучение приемам исследовательской и творческой деятельности.
-воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
-создание актива, способного оказать учителю помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях со слабоуспевающими учащимися, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).
Внеклассная работа по математике является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. К сожалению государственных программ, по внеклассной работе нет. Для занятий я подбираю материал повышенной трудности или материал, дополняющий изучение основного курса математики.
Мы изучали таблицу умножения на уроках, а на занятиях кружка мы рассматривали новые приемы запоминания таблицы умножения: счет на пальцах, таблица умножения в стихах, таблица умножения в песнях, узелки на память и т. д.
На занятиях учащиеся знакомятся с мировыми именами в области математики. Выполнив это задание, учащиеся познакомятся с великим математиком Леонардом Эйлером (1707–1783).
Л. Эйлер– великий математик XVII в. , родился в Швейцарии. Имя Эйлера носит формула, связывающая число вершин (В), ребер (Р) и граней (Г) выпуклого многоугольника: В – Р + Г = 2.
Включение исторических сведений способствуют не только укреплению познавательных интересов к математике, но и углублению понимания изучаемого материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры. Таких занятий ученики ждут с нетерпением. (История цифр, меры длины и т. д. )
При проведении занятий по математике необходимо опираться на знания, которые уже есть у ученика, ученик же открывает для себя что-то новое, неизведанное. На основе знаний о нахождении площади фигур можно предложить учащимся найти площадь фигуры сложной конфигурации.
Подбор заданий строится с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся. Дети в этом возрасте очень любят отгадывать ребусы и могут сами их составить.
На занятиях учащимся раскрываются секреты магических квадратов. Они отгадывают математические кроссворды. Находят выходы из самых сложных лабиринтов. Происхождение задач о лабиринтах, относится к глубокой древности. Древние считали задачу о лабиринтах вообще неразрешимой. Однако безвыходных лабиринтов нет. Разобраться и найти выход из самого запутанного лабиринта не составляет особого труда, если только знать, как действовать.
Решение логических задач способствует развитию логического мышления, внимания, умению применять свои знания в новых условиях.
Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата. В зависимости от учебной задачи используются всевозможные методы и способы: фронтальная, групповая и индивидуальная работа. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей активных совместных поисков. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.
Например, занятие можно провести в виде игры – путешествия в страну «Невыученных уроков».
– Жил на свете мальчик. Угадайте, как его звали? Звали его Вова.
– Он был лентяем. Больше всего не любил делать домашнюю работу. В его тетрадях были одни « 2».
– Он мечтал попасть в такую страну, где не ставят «2» и не задают домашнее задание.
– Но однажды мечты Вовы сбылись. Он попал в страну « Невыученных уроков». Вскоре ему там надоело. Ведь в этой стране никто ничего не делал. А правила этой страной огромная Двойка.
– Обратился Вова к Двойке с просьбой, чтобы она вернула его домой, но не тут-то было. Двойка приготовила для него много испытаний.
1. Поставь знаки «+», «-» в выражениях: 10* 2* 7 = 15, 10*3* 3=10 и т. д.
2. Расставьте в комнате 6 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по 2 стула.
3. Отгадай ребус и ты узнаешь о правилах личной гигиены.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВСЯ 7Я О5 СЯДЕТ ЗА 100Л,
ПРЕ2РИТЕЛЬНО ВЫ3 КЛЕЁНКУ.
4. В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется?
(Ответ: останется 20 свечей, остальные сгорят, а задутые свечи не сгорят полностью. )
– Справился Вовочка со всеми заданиями. Пуще прежнего рассердилась Двойка и задумалась , что же делать.
– Вдруг слуги принесли приказ и попросили поставить в нем одну лишь запятую.
Поставь правильно запятую, тогда Вовочка окажется дома.
Казнить нельзя помиловать!
– С тех пор Вовочка больше не ленится. Он каждый день делает домашнее задание. Больше «2» в его портфеле нет!
Олимпиада в начальной школе занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Они стимулируют интерес не только к математике, но и к другим наукам. Что в свою очередь тоже влияет на качество знаний учащихся по предмету.
Использование мультимедийных технологий позволяет не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия учащихся– зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения и высвобождает ресурсы здоровья детей.
Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благотворно сказывается и на качестве уроков.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Бененсон Е. П. , Итина Л. С. Тетрадь для 4 класса: в 2 ч. /Под ред. И. И. Аргинской – Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература»,2010.
2. Математика. 2-4 классы: олимпиадные задания/ сост. Г. Т. Дьячкова– Волгоград: Учитель, 2008.
3. Математика: внеклассные занятия в начальной школе/ авт. -сост. Г. Т. Дьячкова– Волгоград: Учитель, 2007.
4. Задачи на смекалку/ Ю. В. Нестеренко, С. Н. Олехник, М. К. Потапов– Москва: Дрофа,2006.
5. Занятия математического кружка. 3-4 кассы/ авт– сост. О. И. Белякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы / Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина. – Москва: Айрис– пресс, 2008.
7. Презентации с сайта: viki. rdf. ru
Кузьмина Е. Г. ,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ № 82»,
г. Саратов
Метки: Вопросы управления