Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМУ САМОРАЗВИТИЮ УЧИТЕЛЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМУ САМОРАЗВИТИЮ УЧИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМУ САМОРАЗВИТИЮ УЧИТЕЛЯ

В настоящее время особую актуальность приобретает задача обоснования, раскрытия и реализации возможностей педагогического обеспечения, личностного развития учителя в условиях школы как социально значимого направления педагогической теории и практики. В данной статье рассматривается организация работы администрации школы по личностному развитию учителя.

Для того, чтобы ориентация на личностное развитие учителя стала достаточно сильной побуждающей силой, она должна быть внутренне принята педагогом как ценность. Принятие осознанной ценностной ориентации на развитие осуществляется в условиях ее идентификации с ценностно-смысловыми образованиями личности, в процессе ее соотнесения с иерархией субъективно значимых личностных ценностей. Очень важный момент – процесс формирования ценностной позиции учителя на саморазвитие и ее включения в структуру значимых отношений человека. В этом случае ориентация на профессионально-нравственное саморазвитие приобретает смыслообразующую функцию и является не только средоточием смысла, но и серьезным ценностным основанием для организации всей профессиональной деятельности.

Общую логику этого процесса можно представить в следующем виде:

– организация управленческим звеном получения учителями диагностической информации для раскрытия содержания своего прежнего профессионально-нравственного опыта;

– раскрытие содержания субъектного профессионально-нравственного опыта учителя посредством инициирования его рефлексии;

– совместная постановка общих задач развития педагогического коллектива и задач индивидуального профессионально-нравственного саморазвития;

– совместное конструирование логики процесса профессионально-нравственного роста и его структуры на основе выявления личностных возможностей учителя и возможностей школы;

– индивидуальное конструирование учителем своего плана профессионально-нравственного саморазвития;

– рефлексия учителем своих действий и взаимодействия с администрацией, учителями (коллегами) и учащимися (определение причин затруднений профессионального развития, своих профессиональных удач и неудач);

– самостоятельная коррекция учителем своих действий;

– оценка и самооценка учителя своего уровня профессионально-нравственного саморазвития, определение ее перспектив.

Эффективной формой профессионально-нравственного самоопределения учителя и формирования ориентации учителя на профессионально-нравственное саморазвитие является диагностический практикум «Моя профессионально-нравственная компетентность», который организует администрация школы.

В ходе данного практикума учителя осуществляют самодиагностику уровня своего профессионально-нравственного роста и уровня развития профессионально-нравственных умений (приемов). Для этого используется разработанная нами карта самооценки уровня профессионально-нравственных умений.

Самоанализ учителя своих профессионально-нравственных умений

Перечень умений

Использую постоянно

Использую эпизодически

Пока не овладел

Рефлексия

2

1

0

1.

Умение увидеть в педагогической ситуации профессионально-нравственную проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач учебно-воспитательного процесса

2.

Умение предвидеть близкие и отдалённые результаты решения педагогических задач

3.

Умение работать с содержанием учебного материала, способность к социально-педагогической интерпретации разнообразной информации, выработка у школьников общеучебных и социальных умений и навыков

4.

Умение изучать состояние отдельных психических функций, обученности и воспитанности учащихся, определять, предвидеть их возможные и учитывать типичные затруднения, умение исходить из мотивации самих учеников при планировании и организации учебно-вос­питательного процесса

5.

Владение приёмами постановки широкого спектра коммуникативных задач, из которых самые главные – создание условий психологической безопасности в общении, использование внутренних резервов партнёра по общению

6.

Умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика, умение интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, умение встать на точку зрения ученика, умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку

7.

Умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значение своей профессии, умение реализовать и развить свои профессионально-нравственные качества

8.

Умение управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер: способность воспринимать позитивные возможности себя и учеников и тем самым сделать прочнее свою позитивную «Я-концепцию»

9.

Умение осознавать перспективы своего профессионально-нравственного развития, определять особенности своего индивидуального стиля.

10.

Умение оценить воспитанность школьников и их воспитуемость, умение по поведению распознавать, насколько согла­сованы нравственные нормы и убеждения школьников, уме­ние увидеть личность ученика в целом – во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает

11.

Интегральные умения учителя оценить свой труд в целом с профессионально-нравственных позиций, умение увидеть причинно-следственные зависимости между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами, умение учителя перейти от оценки отдельных педагогических умений к оценке своей деятельности по формированию духовных и нравственных качеств ученика, его ключевых социально значимых компетенций

Результат

Учителю предлагаем: внимательно прочитав перечень педагогических умений, проанализировать собственную педагогическую практику с точки зрения возможностей использования тех или иных приемов в своей деятельности, отметив знаком «+» тот уровень, на котором находятся эти умения в арсенале учителя.

Затем подсчитываются суммы знаков «+» по каждому столбцу, которые умножаются на балл, предусмотренный для определенного уровня (использую постоянно – 2 балла, использую эпизодически – 1 балл, пока не овладел – 0 баллов) и полученные результаты интерпретируются по следующей примерной шкале:

Сумма в баллах

Уровень профессионализма

Рекомендации

от 16 до 22

Высокий

Предлагается продумать (отрефлексировать), как в дальнейшем качественно совершенствовать эти умения. При 22 баллах возможна чрезмерно завышенная самооценка собственной деятельности, что может свидетельствовать об отсутствии критичности, стремлении к самосовершенствованию

от 11 до 15

Средний

Предлагается продумать систему действий, расширяющих собственный репертуар умений в повседневной практике по показателям «использую эпизодически» и «пока не овладел»

от 0 до 10

Низкий

Следует серьезно проанализировать собственную педагогическую практику, принять экстренные меры, повышающие личную профессионально-нравственную культуру. Возможно, у вас заниженная самооценка – в этом случае советуем обратиться к психологу

Так как главное предназначение методики – выявить резервы совершенствования профессионально-нравственных умений, то учителю предлагается в графе «Рефлексия» наметить конкретные действия по их применению.

Эта методика может стать основой индивидуального плана учителя по совершенствованию профессионально-нравственного роста. Также в дальнейшем учителю рекомендуется через самостоятельно определённые временные интервалы анализировать свою деятельность по предложенной методике. При этом следует обращать внимание на позитивные изменения и вновь выявлять имеющиеся резервы.

Список использованной литературы:

1. Макарова, Н. И. Особенности современного образовательного пространства / Н. И. Макарова [Текст] // Философия образования. – 2008. – №3(24). –

С. 67-73.

2. Маркова, А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя [Текст]/ А. К. Маркова. – М. : Просвещение, 1999 – 244с.

3. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. – М. : Международный гуманитарный фонд «Знания», 1996. – 192с.

Романова Л. Ю. ,

МАОУ «Гимназия №139»,

г. Казань,

респ. Татарстан

Метки: Вопросы управления