Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА

Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством образования. Качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. В связи с этим, в рамках инициативы президента «Наша новая школа», одобренной Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации контроля качества образования.

Ведётся работа по стандартизации банка измерительных и диагностических материалов; разработке технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений, педагогов, выпускников, оценки готовности детей к обучению в начальной и основной школе.

Совершенствуются модели управления качеством образования в образовательных учреждениях.

В то же время система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению.

Нами разработана и реализуется программа мониторинга, создан банк данных по различным направлениям данной работы за 10 лет. Разработана и введена в 2008 году в мониторинговый цикл школьная система оценки качества образования

Цель внедрения данной системы в мониторинговый процесс в ОУ: Создание механизмов развития качественно новой модели мониторинга в образовательном учреждении, в условиях модернизации образования

Ожидаемый результат:

1. Комплексный Мониторинг деятельности ОУ позволит своевременно определить положение ОУ в муниципальном образовании, эффективность руководства, сделает управление гибким и мобильным.

2. Мониторинг деятельности педагога, его личностных достижений во взаимосвязи с самомониторингом позволит администрации школы более рационально подходить к вопросу стимулирования деятельности любого отдельно взятого педагога.

3. Собранная полная и достоверная информация о достижениях учащихся позволит сделать оценку их деятельности объективной, а учащиеся и их родители при этом будут полноправными субъектами образовательного процесса.

Мониторинг – это понятие не имеет точного, однозначного толкования, поскольку применяется в разных сферах научно-практической деятельности. Это и форма исследования, и способ обеспечения сферы управления своевременной и качественной информацией. Мониторинг рассматривается как система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах в ОУ, данная система ориентирована на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития[1]1.

Нами определены основные принципы, на которых строится мониторинг в ОУ

§Объективность информации; сам процесс должен опираться на объективные данные, получаемые в ходе образовательного процесса. Данные должны быть максимально формализованы и легко проверяемы. Информация должна быть конкретной и полезной для руководства ОУ.

§Сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект, на основе одинаковых эмпирических показателей.

§Адекватность; он предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им). Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на работу учебного заведения. Такая оценка может быть осуществлена только на основе специально проведенных исследований.

§ Прогностичность; имеется в виду получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.

§ Открытости и доступности информации о состоянии и качестве образования.

Мониторинг в школе представлен двумя уровнями:

Первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляют его учитель, классный руководитель,

§дидактический – отслеживание различных сторон учебного процесса (уровень развития учащихся, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков);

воспитательный – отслеживание различных сторон воспитательного процесса (уровень воспитанности, уровень развития классного коллектива, социум);

§психолого-педагогический – отслеживание психологического здоровья обучающихся, развития их индивидуальных способностей;

§медицинский – отслеживание динамики здоровья обучающихся (совместно с медицинским работником школы);

Особое значение мы придаем педагогическому мониторингу, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность учащегося трудно оценить эффективность работы школы

У каждого педагога школы на протяжении уже более чем 10 лет тетрадь самомониторинга педагогической деятельности в которой педагог фиксирует информацию по различным направлениям:

§программа саморазвития направление методической работы педагога;

§повышение квалификации, совершенствование предметных и метапредметных знаний;

§повышение профессионализма (уровень усвоения новых педагогических технологий);

§форма контроля, направление методической работы

§открытые уроки

§посещение уроков коллег

§выступления (ГМО, ШМО, конференции, участие в профессиональных конкурсах, работа в Интернет сообществах и т. д)

§анализ содержания образования

§продуктивность отслеживание результатов уровня обученности учащихся не только в целом за учебный год или четверть, но и от темы к теме и даже в отдельно взятой теме,, итоги года, динамика).

§результаты предметного и социального творчества обучающихся по предмету;

§анализ содержательной деятельности учителя за учебный год

Второй уровень (внутришкольный)

мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения в виде административных контрольных работ:

1. стартовый (входной) – определяется степень устойчивости знаний учащихся, выясняются причины потери знаний за летний период и намечаются меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет;

2. промежуточный (тематический, четвертной, полугодовой) отслеживается динамика обученности учащихся, корректируется деятельность учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости.

3. итоговый (годовой) – определяется уровень сформированности знаний, умений и навыков при переходе учащихся в следующий класс, прогнозируется результативность дальнейшего обучения учащихся, выявляются недостатки в работе.

Тренировочные, диагностические задания разрабатываются и проводятся учителями предметниками, председателями методических объединений, завучем, используются тренировочные задания системы Стат Град, ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), ИМЦ . Диагностические задания определяют степень обученности учащегося по предмету.

Степень обученности – совокупность пяти последовательных показателей (различение, запоминание, понимание, воспроизведение, элементарных умений и навыков и переноса), усвоенных учащимися в процессе обучения и учения[2].

Информирование родителей о результатах мониторинга осуществляется через родительские собрания индивидуальные собеседования, круглые столы

Все виды эмпирических исследований на протяжении последних 11 лет осуществляются в ходе дней ДРК

Дни ДРК – это оперативный контроль, регулирование и коррекция качества результатов и качества условий, он совмещает в себе административный и общественный контроль внутри ОУ с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса[3]

Цикл дней ДРК – период от начала мониторинговых исследований до предоставления аналитико-прогностической информации пользователям.

Требования, обеспечивающие эффективность дней ДРК:

•целесообразность

•четкость целей и задач

•определенность объектов

•систематичность и планомерность

•соответствие форм и методов целям и содержанию

•оперативность

•коллегиальность

•объективность

Условия объективного изучения проблемы при использовании дней ДРК:

•Компетентность и научно-методическая подготовка членов администрации.

•Способность руководителей не только умело, со знанием дела «вскрывать» недостатки УВП, но и находить положительное, эффективное в работе учителей и учащихся, выявлять причины недостатков, руководить их устранением.

•Придание контролю общественного характера.

•Гласность, обеспечиваемая информированностью педагогического коллектива о ходе и результатах контроля.

•Органическая взаимосвязь контроля с глубоким и всесторонним анализом проверяемых объектов, конечной целью которого является принятие определенных педагогических и управленческих решений.

Использование системы оценки качества образования как одно из условий эффективности управления качеством образования в ОУ

Сложность задач, стоящих перед системой образования, сегодня обусловлена актуальностью вопроса об эффективности управления качеством образования вообще и в отдельном ОУ.

Технократическое понимание управления должно уступить место подходу, в соответствии с которым социальное управление можно определить как создание стимулирующих условий.

Мотивирование (стимулирование) сегодня является центральной функцией социального управления и составляет основную его сущностную характеристику. Для реализации управленческих функций необходимо использование особого механизма, обеспечивающего перевод данных показателей в количественную оценку, а вернее участие в переводе в количественную оценку показателей и учащихся и их родителей и учителей и руководителей ШМО, а не только администрации

В марте 2009 года на педагогическом совете школы было утверждено положение о школьной модели оценки качества образования, рассмотрены и утверждены подходы к ее реализации.

Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся и педагогов качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Она является составной частью уже сложившейся системы мониторинга в ОУ и должна способствовать:

– повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;

– созданию инструментов общественного участия в управлении социально – образовательной средой;

– принятию обоснованных управленческих решений.

В основу системы положены следующие основные принципы:

– открытость информации о механизмах, процедурах и результатах оценки в рамках действующего законодательства;

– прозрачность процедур и результатов, нормативный характер;

– разделение информационно-диагностической и экспертно-аналитических функций (соответственно сбора и интерпретации информации о качестве образования;

– системно-целевая направленность формирования информационных ресурсов.

Основные механизмы оценки качества образования в ОУ направлены на создание условий для перехода к управлению качеством образования на основе систем показателей и индикаторов при помощи, которых можно провести количественную оценку результатов. В ОУ разработаны: рейтинговая таблица оценки успешности работы педагога; рейтинговая таблица оценки успешности деятельности ученика; рейтинговая оценка работы образовательного учреждения.

Рейтинговая оценка работы образовательного учреждения

Крите-

рии

Показатели

Методы сбора, обработки, и накопления информации

Результаты образования

ЗУН, СОУ (степень обученности учащихся)

0 неуспевающих – 10 б

Качество по итогам года: менее 40% – 0б; 41-50% – 5 б;

51% – 10 б

СОУ – 40%– 3б; до 50% -5б; более 60%– 10 б. Макс– 90

Итоговая аттестация (итоги ЕГЭ и ГИА)

0 неуспевающих – 10 б

Качество по итогам экзаменов: менее 40% – 0 б; 41-50% – 5 б ;

51% – 10 б Макс– 50*2

Соответствует:среднему по городу – 10б; по области – 15б; по России -20 б Макс– 90

За каждый предмет по выбору с баллами выше средних по России 20б дополнительно

Рейтинг ОУ по результатам участия в программе «Юные интеллектуалы среднего Урала»

Сравнительные данные за последние 5 лет в ОУ, рейтинг ОУ в муниципальном образовании

Высокий 20б. Средний 10б Макс– 40

Участие в региональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах (результативность)

Конкурсы: городской уровень 5б; региональный уровень – 10б

Российский уровень – 15б Международный уровень – 20б Макс– 40

Продолжение образования

Сравнительные данные за последние 5 лет. Динамика поступления учащихся на бюджетные места 10-20б

Динамика продолжения образования выпускников 9х классов 10б Макс– 30

Личностное развитие учащихся и педагогов

Программы:

§«Патриот» -10б; «Спартакиада» -10б; «Фестиваль» 10б

§Занятость учащихся во внеурочное время. 10б

§Участие школьников и педагогов в различных акциях 10б

§Участие педагогов в смотрах и выставках 10б

§экспресс-диагностика особенностей личности, по итогам дней ДРК–Уровень воспитанности учащихся 10б Макс– 70

Изменение профессиональной компетентности учителя

Изучение планов работы, результатов учебной деятельности учащихся. Посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий по различным программам наблюдения, прохождения курсов повышения квалификации, открытые мероприятия, участие в различных конкурсах, сообществах, публикации в СМИ и сети Интернет на образовательных сайтах. Использование современных образовательных технологий в том числе ИКТ Макс– 100

Рост престижа образовательного учреждения в социуме

§Анкетирование участников педагогического сообщества. 20б

§Отзывы о работе ОУ В СМИ – школьная газета

§Внешняя экспертиза деятельности образовательного чреждения – 20б

Дополнительно за выпуск медалистов 20б

Аттестаты особого образца 20б

Условия достижения результатов

Соответствие содержания образования, его целям и

познавательным возможностям всех учащихся

Анализ и корректировка учебного плана и рабочих программ, (20б)

Работа по предупреждению неуспеваемости 20б

Макс– 40

Индивидуализация образовательного

процесса с учетом запросов учащихся и их родителей

Анкетирование учащихся и

родителей на каждой ступени обучения. 20б

Макс– 20

Инновационное образовательное пространство

Анализ использования инновационных технологий и их эффективности. Макс– 20

Информатизация образовательного процесса

Использование ИКТ и метода учебных проектов в образовательном процессе. Макс– 20

Соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и педагогов

1. Итоги дней ДРК по теме «Здоровье выпускника в режиме ОУ»

2. Анализ выполнения требований СанПиН

3. Травматизм

4. Охват горячим питанием

5. Уровень физического развития учащихся (по результатам контрольных диагностик) Макс– 100

Обеспечение психологического комфорта для всех участников ОП

Уровень комфортности учащихся (по результатам дней ДРК)20б

Уровень комфортности педагогов(по результатам анкетирования) 20б

Психодиагностика 20бМакс– 60

Удовлетворенность УВП всеми участниками образовательного процесса

Экспресс-диагностика «школа – глазами ученика, учителя и родителя».

20 б *3Макс– 60

Стабильность кадрового состава, сохранение контингента учащихся

Анализ

1 движение кадров

2. отчисление учащихся Макс– 40

Открытость образовательного учреждения

Проведение дней открытых дверей для педагогического сообщества 20б

Макс– 20

Оптимизация управления

Эффективность управленческой деятельности

1. Работа по энерго и теплосбережению

2. Отсутствие обоснованных обращений в МОУО по поводу конфликтных ситуаций Макс– 40

Используемая литература

1. Вербицкая И. О. , Бродский Ю. С. , Стратегическое управление образовательным учреждением. Екатеринбург 2002.

2. Севрук А. И. , Юдина Е. А. Мониторинг качества преподавания в школе. М. , 2005

3. Третьяков П. И. Регион: управление образованием по результатам. М. , 2004

4. Шишов С. Е. Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования.

5. Научно-методический журнал Оценка качества образования. №1 2007

Степаненко В. С. ,

директор МОУ СОШ № 12,

Краснотурьинск



[1] Шишов С. Е. Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования М. , 2005.

1. Севрук А. И. , Юдина Е. А. Мониторинг качества преподавания в школе. М. , 2005

2. Третьяков П. И. Регион: управление образованием по результатам. М. , 2004

Метки: Вопросы управления