Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ

Изменения в современном обществе вызывают смену образовательной парадигмы: главным ориентиром педагогического процесса становится развитие личности на основе индивидуальных способностей.

Все больше внимания уделяется вопросам сохранения здоровья школьников на основе валеологически обоснованной организации образовательного процесса. Переход к новой модели образования сопровождается пересмотром его содержания, возрастанием значения продуктивного обучения и развития творческих способностей учащихся.

Большое значение в этом процессе приобретают информационные технологии образования (ИТО), поскольку они наиболее эффективны в условиях динамичного учебного процесса, быстрого накопления и обновления научного знания. Их активное внедрение способствует индивидуализации обучения, объективности контроля, оперативному созданию, поиску и распространению актуальной учебной информации, ее отбору и структурированию в соответствии с целями конкретного учебного заведения.

В то же время использование ИТО имеет ряд особенностей, которые при несоблюдении определенных условий вступают в противоречие с принципами педагогики здоровья, могут оказывать негативное влияние как на психофизиологическое состояние, так и на физическое здоровье школьников. Эти проблемы не остаются без внимания: разработаны технические и гигиенические требования к аппаратуре, определены оптимальные режимы работы учеников различных классов с вычислительной техникой, совершенствуются методики включения информационных технологий в учебный процесс, развивается педагогическая эргономика.

Тем не менее можно выделить несколько вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением и «человеческим фактором», которые сохраняют актуальность и требуют внимания при компьютеризации обучения: соответствие применяемых технических средств, помещений и мебели санитарно-гигиеническим нормативам; соблюдение режима работы с вычислительной техникой; формирование мотивации, обеспечивающей активное творческое применение ИТО; разработка учебных программ с учетом психофизиологических особенностей восприятия информации; ее отбор и структурирование на основе учебных целей; организация мероприятий, снижающих негативное влияние работы с компьютерной техникой на здоровье учащихся.

Значимость этих вопросов подтверждается проведенным исследованием, в котором приняли участие руководители школ, учителя и ученики 7-11 классов. По итогам бесед и анкетирования установлено, что большинство опрошенных положительно относятся к компьютерному обучению, считают работу с компьютером безвредной только при соблюдении гигиенических норм, отмечая при этом неполное соответствие имеющейся техники и мебели данным нормам. Более половины опрошенных (в основном старшеклассники, проводящие за дисплеем более 2 часов в день) не делают перерывов в работе, мотивируя это высоким интересом к ней. Остальные отдыхают (чаще сидя, реже в движении) по 5-10 минут через каждые 30-60 минут или при развитии усталости. Около 20% учеников, в основном начинающих пользователей, ощущают нервное напряжение при работе с компьютером в школе, связывая его с необходимостью концентрации внимания и возможными ошибками в управлении компьютером.

Несмотря на небольшое время работы школьников с вычислительной техникой, почти у всех возникают различные преходящие признаки утомления и ухудшения психофизиологического состояния: 72% опрошенных отмечают непри-ятные ощущения в глазах, 41% – дискомфорт в области шеи и плеч, 23% – ухудшение восприятия, 12% – раздражительность. Установлено, что у тех учени-ков, которые регулярно делают перерывы, признаки утомления и изменения в состоянии встречаются реже. Примечательно, что многие ученики знают о необ-ходимости перерывов и подвижного отдыха, расслабления глаз и специальных упражнений для них, но практически никто этого не делает.

Полученные данные позволяют сделать два основных вывода: применение ИТО, воспринимаемое в основном положительно, в определенных условиях спо-собно оказывать негативное влияние на здоровье школьников; значительная часть учеников не обладает достаточным уровнем валеологической культуры. Следовательно, для улучшения ситуации необходимы не только совершенст-вование технических средств ИТО, но и ориентация на педагогику здоровья, дополнительные усилия учителей и родителей для формирования у учащихся привычки заботиться о своем здоровье. Перспективой исследований в данном направлении может стать изучение эффективности специальных комплексов упражнений при регулярной работе школьников с компьютерами, а также оценка влияния форм представления учебной информации и организации интерфейса обучающих программных средств на психофизиологическое состояние школьни-ков, разработка рекомендаций по оптимизации применения информационных образовательных технологий на основе педагогики здоровья.

Терешенков В. А. ,

Кубанский Государственный Университет,

г. Краснодар

Метки: Вопросы управления