Рабочая программа для надомного обучения "Музыка и движение"; VIII вид, 2 вариант, 2 класс
Рабочая программа для надомного обучения "Музыка и движение"; VIII вид, 2 вариант, 2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету «Музыка и движениё» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.
Данная программа будет реализовываться для индивидуального обучения ученика 2 класса 8 вида 2 варианта Киселёва Романа.
Ребёнок на надомном обучении. Диагноз: тяжёлая умственная отсталость, ДЦП и нарушение физического развития. У Романа недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера, вследствие этого он испытывает значительные трудности в усвоении учебного материала. Также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. На уроках ребёнок быстро устаёт, отличается пониженной работоспособностью. Все психические процессы развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: может издавать лишь отдельные звуки. Графомоторные навыки не сформированы.
Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимися являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков, трещоток и пр. ).
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.
Задачи программы:
– организация музыкально-речевой среды;
– пробуждение речевой активности учащихся;
– пробуждение интереса к музыкальным занятиям;
– формирование музыкально-ритмические движений;
– развитие музыкального вкуса.
Цели программы:
– развивать способность к коллективной деятельности;
– воспитание и развитие стремления учащихся устанавливать коммуникативные контакты с окружающими;
– расширять круг общения;
– совершенствовать средства общения.
Организационная структура программы:
Программа разработана на ученика 2 класса Киселёва Романа. Согласно учебному плану школы 0,5 часа в неделю, 4,5 часов – 1 четверть, 3 часа – вторая четверть, 5 часов – третья четверть и 4 часа – четвертая четверть. Продолжительность одного урока – 20 минут.
Организационная структура уроков:
Уроки строятся на основе следующих принципов:
– интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
– системности;
– преемственности.
Формы работы. На уроках, в процессе работы по данному предмету разработано последовательное использование следующих упражнений:
– музыкально-ритмические движения;
– упражнения с использованием простейших ударных и шумовых инструментов;
– вокальные упражнения.
Такая классификация позволяет систематизировать работу в данном направлении.
В процессе обучения на уроках активно применяются различные упражнения, в основу которых положены многократные повторения умственных и практических действий заданного содержания.
Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
…№… | ………………Тема…………………………. | Кол-во часов |
1. ЧЕТВЕРТЬ. | ||
1. | Слушание и пение | 2,5 |
2. | Музыкально-ритмические движения | 2 |
ИТОГО | 4,5 часа | |
2 ЧЕТВЕРТЬ. | ||
1. | Музыкально-ритмические движения | 1 |
2. | Игра на музыкальных инструментах | 2 |
ИТОГО | 3часа | |
3 ЧЕТВЕРТЬ. | ||
1. | Слушание и пение | 2 |
2. | Музыкально-ритмические движения | 2 |
3. | Игра на музыкальных инструментах | 1 |
ИТОГО | 5 часов | |
4 ЧЕТВЕРТЬ. | ||
1. | Слушание и пение | 2 |
2. | Музыкально-ритмические движения | 1 |
3. | Игра на музыкальных инструментах | 1 |
ИТОГО | 4 часа |
СОДЕРЖАНИЕ.
№ п/п | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ПРИМЕЧАНИЕ. |
1 четверть. | 4,5 ч. | ||
1. | Слушание и пение | 2,5 | |
Обучение учащихся пропеванию под музыку своих имен. | 0,5 | ||
Слушание аудиокассет | 0,5 | ||
Слушание звучания музыкальных инструментов | 0,5 | ||
Упражнения на развитие слухового внимания и сосредоточение | 1 | ||
2. | Музыкально-ритмические движения | 2 | |
Совместное с учащимися исполнение хороводных песенок, в ходе которых они побуждаются к созданию простейших характерных образов. | 1 | ||
Бессловесные игры-импровизации с музыкальным сопровождением с участием одного персонажа по текстам песенок (пропевает учитель), например, «Заинька, попляши. . . ». | 1 | ||
2 четверть. | 3 ч. | ||
1. | Музыкально-ритмические движения | 1 | |
Игры под музыку, включающие противоположные действия, крупные и мелкие движения | 1 | ||
2. | Игра на музыкальных инструментах | 2 | |
Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (барабан, дудочка, гармошка и др. ) для развития аудиального восприятия. | 1 | ||
Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью «звучащих жестов» | 1 | ||
3 четверть. | 5 ч. | ||
1. | Слушание и пение | 2 | |
Слушание и пропевание попевок. | 1 | ||
Слушание и различение звучания музыкальных игрушек. | 1 | ||
2. | Музыкально-ритмические движения | 2 | |
Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками | 1 | ||
Игры с музыкальным сопровождением на сохранение равновесия | 1 | ||
3. | Игра на музыкальных инструментах | 1 | |
Обучение учащихся сопровождению игры на музыкальных инструментах (исполняет учитель) | 1 | ||
4 четверть. | 4 ч. | ||
1. | Слушание и пение | 2 | |
Слушание и различение звучания детских музыкальных инструментов. | 1 | ||
Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков. | 1 | ||
2. | Музыкально-ритмические движения | 1 | |
Упражнения на общую моторику | 0,5 | ||
Двигательные речевые упражнения | 0,5 | ||
3. | Игра на музыкальных инструментах | 1 | |
игры на самодельных музыкальных инструментах | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОМУ КУРСУ.
1. Самостоятельно или при помощи педагога пропевать под музыку своё имя
2. Согласовывать движения с движениями учителя.
3. Слушать и пропевать попевки
4. Ходить в различных направлениях по словесной инструкции учителя.
5. Играть на самодельных музыкальных инструментах.
6. Узнавать разнообразные звуки.
7. Прокатывать мяч друг другу.
8. Совместно с учителем исполнять хороводные песенки.
Перечень учебно-методического оборудования
1. Зонтики детские.
2. Игрушки
3. Шапочки– маски для музыкальных игр.
4. Аудиокассеты на узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей).
5. Карточки с изображением различных музыкальных инструментов и игрушек, которые учащиеся используют в свих играх-занятиях.
6. Магнитофон, аудиокассеты с записями различных мелодий и детских песен.
7. Музыкальные инструменты: барабан, бубен, ксилофон, погремушки.
8. Мячи.
9. Полифункциональное игровое оборудование: игровая дорожка, ребристая доска, сенсорная тропа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.
2. Баряева Л. Б. , Гаврилушкина О. П. , Зарин А. , Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб. : КАРО, 2007.
3. Катаева А. А. , Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М. , 1990.
4. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: Пособие для учителя-дефектолога / Е. А. Стребелева. – М, 2008.
5. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред. JI. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановай. – СПб. : КАРО, 2009.
6. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. – СПб. : Союз художников, 2007.
7. Забрамная С. Д. , Исаева Т. Н. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 1. – С. 49-53.
Метки: Вопросы управления