Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Моделирование системы управления освоением проектной деятельности. Ч. 1

Моделирование системы управления освоением проектной деятельности. Ч. 1 В статье представлена система организации проектной деятельности в школе. Приведены известные факты из истории метода проектов. В основной части статьи дается обоснование моделирования системы управления проектной деятельности. Проанализировав состояние системы на входе, ресурсы всех видов требуемого обеспечения, соотнеся цели с предполагаемыми результатами, моделируется система управления освоением проектной деятельности участниками педагогического процесса. Рассказывается о поэтапном проектировании процессов внутри системы. В конце работы делаются выводы об эффективности данной деятельности.

Хотя чужое знание может нас кое-чему

научить, мудр бываешь лишь

собственной мудростью. М. Монтель

Зачем нужно учиться? Ответ на этот «детский» вопрос каждый ищет самостоятельно. Даже нам, взрослым людям с высшим образованием, бывает трудно его сформулировать, хотя интуитивно все понятно. А детям, которые еще только начинают путь к знанию, необходима четкость.

«Учиться нужно, чтобы больше знать». А зачем знать больше?

«Учиться нужно, чтобы поступить в вуз». А зачем поступать в вуз? Чтобы снова учиться?

«Учиться нужно, чтобы в настоящей взрослой жизни уметь по– настоящему жить».

А как это связано с учебой? Как научить ребенка в школе тому, что поможет ему в настоящей взрослой жизни.

Каждый педагог-предметник действует в строго определенных образовательным стандартом рамках классно-урочной формы обучения. На уроках алгебры решают уравнения и упрощают выражения. Нужно это во взрослой жизни? На уроках биологии учат, из каких отдельных фаз состоит половое и бесполое деление клеток. Эти знания востребованы во взрослой жизни? Зачем же мы учим детей тому, что им не потребуется? Наверное, затем, что в самом процессе учебы заключено то необходимое знание, без которого невозможно выжить в современном мире. Это знание о том, как получать знания.

В требованиях к выпускникам средней школы перечислены не только знания, но и умения, которыми они должны овладеть. Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы. К таким методам могут быть отнесены проектные технологии, которые могут быть использованы учителями и обучающимися – как на уроке, так и во внеурочной работе.

Обратимся к словарю: «МЕТОД ПРОЕКТОВ, система обучения, при котором приобретаются знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов».

Из истории

Метод проектов возник во 2-й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесён в общеобразовательную школу. В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от того, что ребенок оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе». Данный метод назывался «обучение посредством делания». Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». Ребенок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой дея­тельности можно обязательно применить. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.

Метод проектов в представлении многих – сугубо американское изобретение. Но в 1905 году группа педагогов под руководством С. Т. Шацкого активно внедряет в педагогическую практику новые образовательные методы.

Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… Но в череде серьезных дел нашлось место и для педагогики. В 20-х годах метод проектов привлек внимание советских педагогов.

Сторонники метода проектов в Советской России В. Н. Шуль­гин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержания учебных проектов должны были со­ставлять общественно полезные дела подростков и детей. Универсализация метода проектов и развитие комплексной сис­темы обучения привели в 1929-1930 г. г. к разработке комплексно-проектной программы. Учебные предметы как таковые отрицались, а систематическое усвоение знаний под руководством учителя заменя­лось преимущественно работой по выполнению специальных практи­ческих заданий – проектов (например, проект «Поможем нашему за­воду-шефу выполнить промфинплан»). Учащиеся, работая на фабри­ке, заводе, в школьных мастерских, в колхозе, на учебно-опытном уча­стке, приобретали те знания, которые в той или иной мере были связаны с выполнявшейся ими практической работой. Между тем, одно­бокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности при­вело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко сни­зился. Данный факт послужил основанием для того, что в 1930 году вышло Постановление ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе»,согласно которому метод проектов был осужден, и в дальнейшем, к сожалению, в практи­ке советской школы не применялся. Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя во всей красе:

• не было учителей, способных работать с проектами;

• не было разработанной методики проектной деятельности;

• чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;

• «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;

• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

Основание моделирование системы

В настоящее время метод проектов вновь приобрел до­вольно широкую популярность. Это обусловливается, прежде всего изменениями во всех областях общественной жизни, включая сферу образования. Ведь теперь надо многое учиться делать самому учителю: понимать смысл и предназначение своей рабо­ты, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, про­думывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. А ведь этому специально не учили. Вот и возни­кает насущная потребность обучения проектированию. Причин этому несколько, корни лежат не только в сфере педагогики, а главным образом, в сфере социальной:

– необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями самостоятельно для решения новых познавательных и практических задач;

– актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т. е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли;

– актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

– значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: сбор необходимой информации, фактов, умения их анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы. К таким методам могут быть отнесены проектные технологии, которые могут быть использованы учителями и обучающимися – как на уроке, так и во внеурочной, внеклассной работе. Теперь как бы сделать так, чтобы благое дело не превра­тилось в профанацию или в крайность? Для этого важно определить границы педагогической целесообразности, условия эффективного применения метода проектов. И не скатываться в прежнюю крайность, считая его панацеей от всех болезней общества. Поэтому необходимо смоделировать систему управления освоением проектной деятельности участниками педагогического процесса. Освоение данной технологией затрагивает интересы всех участников:

учителей, т. к. проект направлен на развитие профессионализма учителя, его квалификации, проектной культуры;

обучающихся, т. к. педагогические условия, формируемые в ходе проекта вносят изменения в содержание учебной деятельности, в технологии организации обучения и изменяют тип взаимодействия между учителем и учеником;

родителей и общественности, т. к. профессионализм учителей, выполнение стандарта образования повышает статус школы;

администрации школы, т. к. обучение педагогов школы на основе подхода, ориентированного на совместное решение проблем школы, готовит педагогов к разрешению новых творческих задач в условиях постоянной изменчивости внешней среды.

НО, естественно, не следует забывать об ограничениях и рисках, связанных с внедрением данной технологии:

– временные рамки;

– невладение большинством педагогов проектными технологиями;

– отсутствие материально-технических, финансовых условий по освоению

проектной деятельности;

– отсутствие нормативно-правового сопровождения нововведений в

образовательном процессе;

– самое главное – нежелание менять уже отлаженные методики, учиться

новому, перестроить отношения с обучающимися из объект – субъектных в субъект – субъектные, партнерские.

Состояние системы на входе.

Итак, состояние системы на входе характеризуется прежде всего отсутствием должных знаний о проектной деятельности, нежелание некоторых учителей менять методику – отсутствием образовательной среды, благоприятной для развития проектной культуры. Отсюда вытекает противоречие между требованием времени к новым образовательным результатам и не владением многими педагогами проектной технологией, которая в новых образовательных стандартах заложена как основной вид деятельности.

Моделирование системы управления освоением проектной деятельности участниками педагогического процесса должно подчиненно реализации следующей цели – создание условий для повышения уровня компетентности педагогов и обучающихся путем формирования проектной культуры. Выполнять следующие задачи:

– освоение педагогами школы теории и практики проектной технологии;

– обеспечить включенность участников образовательного процесса в

проектирование;

– обеспечить финансовую поддержку освоения проектной деятельности;

Предполагаемый результат

– формирование образовательной среды, благоприятной для развития

проектной культуры;

– выстраивание педагогами школы личной траектории повышения

квалификации;

– освоение педагогами и обучающимися школы проектной технологии;

– создание базы данных по результатам внедрения проектной

деятельности;

– развитие у обучающихся социальных компетенций (умение

устанавливать связи между знанием и ситуацией, уметь мобилизовать в

определенной ситуации полученные знания и умения, уметь самоопределяться, планировать деятельность).

Проанализировав состояние системы на входе, ресурсы всех видов требуемого обеспечения, соотнеся цели с предполагаемыми результатами, можно моделировать систему управления освоением проектной деятельности участниками педагогического процесса.

Метки: Вопросы управления