Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Моделирование системы управления освоением проектной деятельности. Ч. 2

Моделирование системы управления освоением проектной деятельности. Ч. 2

Проектирование процессов внутри системы

1 этап – информационно-аналитический: дать информацию об актуальности темы, целях и задачах, которые реализуются в процессе работы над данной темой, познакомить с историей применения метода проектов, выяснить ожидания педагогов от включения в данную деятельность. На данном этапе необходимо продиагностировать уровень готовности к инновационной деятельности у педагогов. Учителям можно предложить вопросы, целью которых является выявление имеющихся представлений о современной школе, учителе, инновационных процессах, их осведомленности о проектной деятельности. Анализ суждений даст ориентацию индивидуальной работы с учителями и определит направление вариативных путей продвижения каждого. Полученные результаты помогут также учесть все нюансы в дальнейшей разработке содержания, форм, методов совместной и самостоятельной работы каждого педагога.

Результатом первого этапа должно быть осознание значимости проектной деятельности и необходимости подготовки к ней.

На этом же этапе важно понять руководителю образовательного учреждения:

– Что дает проектная деятельность педагогам и обучающимся наряду с традиционным способом обучения?

– Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?

– Как научить учителей руководить работой обучающихся?

– Как привлечь в школу специалистов из научной отрасли для консультирования по вопросам организации проектной деятельности?

– Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения?

– Как оценивается успешность работы обучающегося в проектной деятельности?

– Откуда привлечь ресурсы для реализации проектной деятельности?

Завучунеобходимо разобраться в следующих вопросах:

– Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект?

– Как организовать мониторинг формирования ЗУН, необходимых для выполнения учебного проекта?

– Как подобрать учебные проекты, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП?

– Предусмотрены ли ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов?

2 этап – освоение теории организации проектной деятельности. Задачи этого этапа заключаются в том, чтобы повысить теоретический уровень педагогов в изучаемом вопросе, создать материально-технические, финансовые условия по освоению проектной деятельности. На этом этапе планируется следующая работа:

– проведение теоретических семинаров (на базе школы, ресурсного центра, посещение областных семинаров);

– подборка литературы для учителей в методическом кабинете (книги, каталог журнальных статей по данной тематике);

– разработка памяток, методических рекомендаций, матриц пошаговой разработки проектов;

– использование возможностей курсовой и модульной подготовки

учителей;

– использование материалов и публикаций, методических

и информационных сайтов;

– приобретение компьютеров, создание локальной сети с выходом в

Интернет;

– выделение внебюджетных средств (на курсовую подготовку, участие в конкурсах).

Результатом второго этапа должно стать освоение теоретических знаний, создание базы данных по теме, укрепление материально-технической базы.

3 этап – применение теоретических знаний организации проектной деятельности на практике. Здесь предполагается передача навыков практической деятельности от учителя, ими обладающего, к ученику. Самое решающее звено отводится учителю. Меняется роль учителя. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные умения. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в структуре урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе. На этом этапе учителю нужно знать:

– Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная деятельность обучающихся?

– Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом?

– Как адаптировать известный учебный проект к особенностям своего класса?

– Как разработать учебный проект?

– Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта?

– С кем консультироваться по вопросам содержания проектной деятельности?

Овладение самостоятельной проектной деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Для обучающихся в начальной школе.

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно:

темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним;

• проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития;

длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей). В школе ведется кружок для обучающихся 3-4 классов «Юный исследователь». Используется метод проектов в реализации программы «Разговор о правильном питании».

Для обучающихся в основной школе.

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектная деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной);

Проблемы – близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым;

Целесообразно дать шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной компетентности.

Для обучающихся в старшей школе.

Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса. Именно для самостоятельного проектирования и исследования в школе создано общество «Сова».

Темы и проблемы проектных работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения;

• Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. В старшей школе целесообразно выполнение работ и с привлечением специалистов по теме проекта. Перспективно широкое использования разнообразных форм проектной деятельности: экспедиций, конференций и др.

Какие же проекты чаще всего могут быть реализованы в школе?

В основном – исследовательские, творческие и практико-ориентированные. Темы проектов наши педагоги определяли в ходе совместного обсуждения с учениками тех или иных проблем. Конечно, учителя предлагали то, что интересовало им лично, но предлагали не как окончательное решение, а как вариант, один из возможных проектов. Так родились проекты: «О чем рассказал семейный альбом», «Где мысль работать не устала», «Картофель и кукуруза – второй хлеб, а что ещё?», «Изучение способов повышения урожайности гибридов капусты белокочанной ранней в условиях сухостепной зоны Волгоградской области» и др.

В процессе работы над проектом учителя выполняли роль независимого консультанта, помогая учащимся самостоятельно достичь намеченную цель, учили предвидеть мини – проблемы, формировали умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть, умение проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт. Формировали навыки совместной работы и делового общения. Учебное проектирование учащиеся осваивают на уроках биологии, географии, химии (урок – проект «Многоликий углерод» (химия), «Лекарственные растения нашего поселка» (окружающий мир). Кроме этого в школе ведется работа по социальному проектированию (например, проект «Экологическое устройство школьного двора»).

Результатом данного этапа можно считать создание тьютерских групп «учитель-учитель», «учитель-ученик», «ученик-ученик»; сформированность навыков совместной работы и делового общения; освоение практических умений работать над проектом.

4 этап – демонстрация достижений в проектной деятельности и

оценивание успешности учителя и обучающегося в выполнении проекта.

Задачи:

– определить формы реализации проектной деятельности;

– использовать проектную деятельность как одну из активных форм обучения;

– расширить типологию проектов, используемых обучающимися в своей деятельности;

– создание условий, при которых и учителя и обучающиеся могли бы продемонстрировать свои достижения в проектной деятельности.

Поэтому надо планировать проведение открытых уроков (занятий) по проектной методике, различные фестивали, конкурсы по реализации проектной деятельности. Конкурсы, где можно сравнить себя с другими, показать свою состоятельность тоже стимул для педагога. Начиная от школьных конкурсов и до конкурсов регионального уровня – везде есть совместный труд учителя и учеников, как равных партнеров. При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности у обучающегося важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у ученика.

Модель системы поэтапных действий освоения проектной деятельности нельзя считать завершенной, если не будет введена структура управления деятельностью на каждом этапе.

Координирование всей системы управления возлагается на заместителя директора, в функционале которого учебно-методическая работа. Он создает группу учителей, заинтересованных данной проблемой. Совместно (или распределяясь) готовятся теоретические семинары, методические рекомендации, сценарии конкурсов. Руководители школьных МО учителей-предметников могут войти в эту инициативную группу, а могут выступать в роли помощников. Руководителю образовательного учреждения отводится особая роль. Во-первых, он должен быть во главе первого этапа, показав этим свою заинтересованность и значимость происходящего. Именно на первом этапе директор определяет материально-технические и финансовые ресурсы (а вернее их перспективу). Понимание факта самореализации учителя, повышения собственной компетентности, счастливые глаза ученика, создавшего свое творение, показавшего его другим и получившего заслуженную оценку, придут позже, а заинтересовать учителя создавать проекты надо сейчас. Планирование и проведение проекта – это дополнительный и нелегкий труд. И здесь нужна поддержка руководителя, который должен учитывать инновационную работу учителя при назначении стимулирующей части оплаты труда, при аттестации и т. д. На остальных этапах директор может быть наблюдателем, помощником, советчиком, но обязательно БЫТЬ.

Ни одно начинание не сможет воплотиться в жизнь, если не будут привлечены соответствующие ресурсы. Разные проекты потребуют разное обеспечение. Но каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:

материально-техническое оснащение;

учебно-методическое оснащение;

кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты);

информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, и т. д. ) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением);

организационное обеспечение (специальное расписание занятий, кабинетов, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность, помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием – медиатека);

финансовые (привлечение внебюджетных средств).

Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом.

Заключение.

Об эффективности системы освоения проектной деятельности говорят результаты конкурсов (ежегодно увеличивается количество участников конкурсов, число призовых мест); увеличивается количество учителей, которые используют метод проектов в урочной и внеурочной деятельности, выходят с проектами своих ребят на районный и региональный уровень. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга (посещение учебных занятий, анкетирование, участие в конкурсах) по выявлению степени применения метода проектов ( 2007 г. – 10 % учителей использовали метод проектов, 2008 г. – 25 %, 2009 г. –43 %. ) Но и есть учителя, стремящиеся просто дать готовое задание и получить его выполнение (а может и – нет). В преодолении этих затруднений и заключается развитие и совершенствование. Четкие временные рамки прохождения этапов освоения проектной деятельности одинаковые для всех педагогов школы нельзя определить. Каждый учитель работает в своем ритме.

Проектная деятельность – это возможность максимального раскрытия творческого потенциала педагога и обучающегося. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность направлена на повышение компетентности учителя, на соответствие им сегодняшним требованиям.

Литература

1. Кудрявцева Н. Г. Проектная деятельность учащихся //Справочник заместителя директора школы. 2008, №8 с. 47-58.

2. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М. , 2005.

3. Гребенкина Л. К. , Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М. , 2000.

4. Романовская М. Б. Метод проектов в образовательном процессе//Завуч. 2007, №3 с. 121-141.

5. Степанов С. В. Проектирование урока в системе компетентностного образования//Справочник заместителя директора школы. 2009, №9, с. 44-48.

6. Пототня Е. М. Педагогическое проектирование в условиях профильного обучения//Справочник заместителя директора школы. 2008, №12 с. 12-17

7. Могилев А. В. Интернет-проекты в системе образования//Справочник заместителя директора школы. 2008, №9 с. 8-20

Метки: Вопросы управления