Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Анализ деятельности Центра здоровья МБОУ СОШ №2 за 2010-2011 учебный год. Ч. 2

Анализ деятельности Центра здоровья МБОУ СОШ №2 за 2010-2011 учебный год. Ч. 2

Анализ структурного визуального мышления

обучающихся 1-х классов

Таблица № 12

Учебный

год

Кол-во

Слабый уровень

Средний уровень

Хороший уровень

Высокий уровень

2010-2011

67

28

40,5 %

29

42 %

11

16 %

-

-

4. Зрительно-моторная координация. У 43,5 % детей выявлена слабая зрительно-моторная координация, которая может быть причиной нелепых ошибок при списывании с доски, из учебника или из прописей. Родителям были даны рекомендации постепенно приучать ребенка к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы и сличению ее с образцами.

Анализ зрительно моторной координации

обучающихся 1-х классов

Таблица № 13

Учебный

год

Кол-во

Слабый уровень

Средний уровень

Хороший уровень

Высокий уровень

2010-2011

69

30

43,5 %

35

51 %

3

4,5 %

-

-

5. Личностно ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.

По результатам диагностики уровня адаптации младших школьников всей параллели 1-х классов выявлено, что 28 (47 %) обучающихся имеют высокий уровень школьной мотивации и адаптации: 1 «А» – 11 чел. (42 %); 1 «Б» – 9 чел. (36 %); 1 «В» – 8 чел. (36 %).

Хорошая школьная мотивация у 22 (36 %): 1 «А» – 6 чел. (23 %); 1 «Б» – 10 чел. (40 %); 1 «В» – 6 чел. (27 %).

Положительное отношение к школе испытывает 9 чел. (15 %): 1 «А» 2 чел. (8 %); 1 «Б» 5 чел. (20 %); 1 «В» – 2 чел. (10 %).

Низкая школьная мотивация у 1 ребенка в 1 «А» классе (2 %).

Сравнительный анализ уровня школьной мотивации

обучающихся 1-х классов

Таблица № 14

Учебный год

Кол-во

Высокий уровень школьной мотивации

Хорошая мотивация и положительное отношение к школе

Низкая школьная мотивация

чел.

%

чел.

%

чел.

%

2008-2009

39

23

59 %

12

31 %

3

8 %

2009-2010

41

17

41 %

23

56 %

1

2 %

2010-2011

60

28

47 %

31

51 %

1

2 %

Наблюдается повышение высокого уровня школьной мотивации детей.

В апреле 2010-2011 учебного года в параллели 4-х классов была проведена групповая психодиагностика с целью изучения интеллектуальных способностей, мотивации и тревожности обучающихся.

Всего было обследовано 39 обучающихся и получены следующие результаты.

Сравнительный анализ уровня тревожности обучающихся 4-х классов

Таблица № 15

Учебный год

Тревожность (уровни %)

высокий

повышенный

средний

2008-2009

10 (15%)

32 (48%)

24 (36%)

2009-2010

8 (20 %)

9 (23 %)

14 (42 %)

2010-2011

1 (2 %)

12 (29 %)

29 (69 %)

Таким образом, по представленным данным видно, что в сравнении с предыдущим годом количество обучающихся с высоким уровнем личностной тревожности снизилось. В основном 69 % детей показали средний уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности в пятом классе.

Интеллектуальные способности:

В результате тестирования были выявлены следующие уровни интеллектуальных способностей обучающихся:

Сводная таблица результатов группового интеллектуального теста

обучающихся 4-х классов

Таблица № 16

Учебный год

Всего обследовано

уровни

высокий

норма

близко к норме

низкий

очень низкий

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

2008-2009

32

2

6%

15

47%

10

31%

5

16%

-

-

2009-2010

37

2

6 %

16

43 %

13

35 %

6

16 %

-

-

2010-2011

42

11

26%

10

24%

10

24%

8

19%

3

7%

На основании проведенной диагностики можно сделать следующие выводы:

В 4-Б и 4-В классах есть обучающиеся, у которых может быть нарушена адаптация к школьному процессу в 5 классе.

Ежегодно, в начале учебного года, с обучающимися 5-х классов проводится работа по адаптации детей в среднем звене:

– определение школьной тревожности (тест Филлипса);

– определение школьной мотивации (по Лускановой Н. Г. ).

Сравнительный анализ школьной тревожности обучающихся 5-х классов

Таблица № 17

Учебный год

Всего обследовано

Высокий уровень

Повышенный уровень

Средний уровень

чел.

%

чел.

%

чел.

%

2008-09

46

5

11

9

19

32

70

2009-10

60

9

15

21

35

30

50

2010-11

38

10

26

5

13

23

61

По представленным данным, мы видим, что количество тревожных детей в этом учебном году по сравнению с предыдущим незначительно увеличилось.

Основными причинами появления или увеличения школьной тревожности, являются следующие:

– переход из другой школы, другого класса;

– учителя-предметники (нужно привыкнуть к требованиям каждого);

– новый классный руководитель;

– непривычное расписание;

– разные кабинеты.

Успешность адаптации младшего подростка зависит от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Вторым диагностическим этапом в работе по адаптации детей в среднем звене являлось определение уровня школьной мотивации детей. Выявлены 5 уровней школьной мотивации:

1. Максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности у 17% обучающихся. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны, ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

2. Хорошая школьная мотивация у 40%, такие дети успешно справляются с учебной деятельностью, дети проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.

3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами – у 8% обучающихся. Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителями. Учебный процесс их мало интересует.

4. Низкая школьная мотивация у 4% обучающихся. Эта группа школьников посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация у 3% обучающихся. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в отношениях с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями.

Сравнительный анализ школьной мотивации обучающихся 5-х классов

Таблица № 18

Учебный год

Всего обследовано

Максимально высокий уровень

Хороший уровень

Положительное отношение к школе

Низкий уровень

Негативное отношение

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

2008-09

46

1

2,5

11

24

18

39,5

8

17

8

17

2009-10

60

9

15

19

32

17

28

10

17

5

8

2010-11

30

5

17

12

40

8

27

4

13

1

3

В результате анализа полученных данных были сделаны следующие выводы:

1. Период адаптации в среднем звене прошел для большинства детей благополучно, это говорит о том, что дети не испытывают тревоги по отношению к школе либо она незначительная.

2. Обучающиеся, испытывающие повышенную и высокую тревожность в школе, чаще всего имеют страх в ситуации проверки знаний и страх самовыражения, а также проблемы с учителями и страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

3. Обучающиеся, испытывающие повышенную и высокую тревожность в школе, имеют максимально высокий или хороший уровень школьной мотивации.

4. По результатам обследования в 5-а и 5-б классах была выделена группа обучающихся, так называемая «группа риска», дети которой испытывают затруднения в период адаптации.

Дети «группы риска» посетили 7 занятий (5-а класс) и 0 занятий (5-б класс, по неизвестным обстоятельствам обучающиеся на занятия не приходили), которые проводились один раз в неделю. Основной целью этого курса является помощь детям в адаптации к школе, создание условий, позволяющих каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с одноклассниками и новыми учителями.

По окончании курса занятий была проведена повторная диагностика.

По результатам повторной диагностики тревожности, часть группы (5-а класс) имеет средний уровень тревожности – 25% (1 человек, до коррекционных занятий 0%) обучающихся, 50% ( 2 человека) детей проявляют повышенную тревожность по отношению к школе. Обучающихся с высоким уровнем тревожности по окончании курса коррекционных занятий выявлено 25% обучающихся (1 человек).

Сравнительный анализ уровня тревожности обучающихся 5 классов «группы риска»

Таблица № 19

Учебный год

Количество детей «группы риска»

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Высокий уровень (чел/%)

Повышенный уровень (чел/%)

Средний уровень

(чел/%)

Высокий уровень (чел/%)

Повышенный уровень (чел/%)

Средний уровень

(чел/%)

2008-09

16

5/31,25

8/50

3/18,75

1/6,25

5/31,25

10/62,5

2009-10

16

8/50

8/50

0

4/25

4/25

8/50

2010-11

4

4/100

0

0

1/25

2/50

1/25

Таким образом, повторная диагностика уровня тревожности по окончании курса коррекционных занятий свидетельствует о положительной динамике, т. е. процент обучающихся со средним уровнем тревожности увеличился на 50%, а процент обучающихся с высоким уровнем сократился на 25%.

Было проведено психологическое обследование обучающихся 5-А, Б; 6-А, Б, В классов с использованием методики ГИТ (групповой интеллектуальный тест).

Цель обследования: изучение интеллектуального развития обучающихся.

Всего было обследовано 91 человек. В результате были выявлены следующие уровни интеллектуальных способностей обучающихся:

Уровень интеллектуальной способности обучающихся 5-А и 5 Б классов

Таблица № 20

Учебный год

Всего обследовано

Высокий

ур-нь

(чел/%)

Средний

ур-нь

(чел/%)

Близко к норме

(чел/%)

Низкий

ур-нь

(чел/%)

о. низкий

ур-нь

(чел/%)

2010-2011

38

5/13%

8/21%

15/39%

9/24%

1/3%

Уровень интеллектуальной способности обучающихся 6-А, Б, В классов

Таблица № 21

Учебный год

Всего обследовано

Высокий

ур-нь

чел/%)

Средний

ур-нь

(чел/%)

Близко к норме

(чел/%)

Низкий

ур-нь

(чел/%)

о. низкий

ур-нь

(чел/%)

2010-2011

53

4/8%

17/32%

16/30%

15/28%

1/2%

При анализе полученных данных выявлена неравномерность умственного развития представителей группы. Учитывая высокий процент обучающихся с низким уровнем развития, не следует ожидать, что отставание пройдет само собой; напротив, отставание может усилиться, что скажется на успешности обучения в старших классах.

В 6-А, 6-Б, 6-В классах проводилась обследование обучающихся с целью выявления детей «группы риска». Для диагностики использовался опросник М. И. Рожкова и М. А. Ковальчука.

Всего обследовано 52 человека.

Анализ выявления детей «группы риска» среди обучающихся 6 классов

Таблица № 22

Учебный год

Всего обследовано

Агрессивность

Неуверенность в себе

Повышенный уровень

чел. /%

Средний уровень

чел. /%

Низкий уровень

чел. /%

Повышенный уровень

чел. /%

Средний уровень

чел. /%

Низкий уровень

чел. /%

2010-11

52

15/29%

15/29%

22/42%

14/27%

18/35%

20/38%

В 8 –А и 8 – Б классах было проведено психологическое обследование с использованием методики ШТУР (школьный тест умственного развития).

Цель обследования: изучение интеллектуального развития обучающихся и использование результатов диагностики для дальнейшего обучения детей.

Всего обследовано 40 человек и выявлены следующие уровни:

Сравнительный анализ интеллектуального развития обучающихся 8 классов

Таблица № 23

Учебный год

Всего обследовано

Высокий

ур-нь

чел/%)

Средний

ур-нь

(чел/%)

Близко к норме

(чел/%)

Низкий

ур-нь

(чел/%)

о. низкий

ур-нь

(чел/%)

2009-2010

57

2/3,51%

6/10,53%

9/15,79%

13 /22,81%

27 /47,37%

2010-2011

40

0/0%

5/12,5%

9/22,5%

8/20%

18/45%

При анализе полученных данных выявлена неравномерность интеллектуального развития представителей группы. Учитывая высокий процент обучающихся с низким уровня интеллектуального развития, не следует ожидать, что отставание пройдёт само собой; напротив, отставание может усилиться, что скажется на успешности обучения в старших классах.

По запросу классного руководителя 8 А класса была проведена диагностика обучающихся для выявления мотивации их обучения. Для диагностики использовался опросник «Учебная мотивация».

Цель обследования: выявить познавательные и социальные мотивы учения обучающихся.

Всего обследовано 20 человек.

Анализ учебной мотивации обучающихся 8 А класса

Таблица № 24

Учебный год

Всего обследовано

Познавательные мотивы

Социальные мотивы

Высокий уровень чел. /%

Средний уровень чел. /%

Высокий уровень чел. /%

Средний уровень

чел. /%

Низкий уровень чел. /%

2010-2011

20

12/57%

8/38%

8/38%

11/52%

1/5%

При анализе полученных данных выявлено, что у большинства обучающихся этого класса, познавательные и социальные мотивы сформированы на высоком и среднем уровне.

С обучающихся 9-А, 9-Б, 9-В, 9-Г классов было проведено психологическое обследование с целью измерения тревожности подростков к самым разнообразным переживаниям, как положительным, так и отрицательным и для планирования дальнейшей работы по психологической подготовке к сдаче экзаменов.

Всего было обследовано 58 обучающихся.

В результате анализа полученных данных выявилась следующая картина.

Уровень тревожности во время уроков.

Повышенную тревожность на уроке испытывают 8 чел. (14 %): 9-А – 2 чел. (10 %); 9-Б – 2 чел. (9 %); 9-В – 1 чел. (10 %); 9-Г – 3 чел. (33 %). При стрессовой ситуации на уроках они могут проявлять различные переживаемые эмоции: напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность.

Низкий уровень тревоги испытывают 19 % (11 человек).

Испытывают на уроках тревогу среднего уровня 67 % обучающихся (39 чел. ).

Сравнительный анализ школьной тревожности

обучающихся 9-х классов

Таблица № 25

Учебный год

Тревожность во время проверки знаний

уровень

высокий

средний

низкий

2009-2010

3

9 %

27

79 %

4

12 %

2010-2011

8

14 %

39

67 %

11

19 %

В начале учебного года проводилось обследование 10-А класса для изучения периода адаптации с использованием следующих методик:

1. Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера в модификации А. Д. Андреевой).

2. Выявление психологической атмосферы в классе (методика Ф. Фидлера, адаптирована Ю. Л. Ханиным).

В результате анализа полученных данных выявилась следующая картина.

Уровень тревожности во время уроков.

Повышенную тревожность на уроке испытывают 7 человек 24 %. При стрессовой ситуации на уроках они могут проявлять различные переживаемые эмоции: напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность

Низкий уровень тревоги испытывают 8 человек – 28 %.

48 % обучающихся испытывают на уроках тревогу среднего уровня.

Анализ уровня школьной тревожности обучающихся 10 А класса

Таблица № 26

Учебный год

Тревожность во время проверки знаний

уровень

высокий

средний

низкий

2010-2011

7

24 %

14

48 %

8

28 %

Психологическая атмосфера в классе в среднем удовлетворительная. Оценки по всем параметрам выше среднего. Средний балл 5,56 (максимальный балл 7,00)

С обучающимися 11-х классов было проведено психологическое обследование с использованием следующих методик:

1. Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера в модификации А. Д. Андреевой).

2. Методика диагностики эмоциональности (в основу положен фрагмент опросника В. М. Русалова, модификация А. А. Грецова).

Диагностика была проведена с целью выявления уровня эмоциональности, тревожности и конкретизировать, с какими именно жизненными сферами они связаны для планирования дальнейшей работы по психологической подготовке к сдаче ЕГЭ.

Всего было обследовано 39 человек.

В результате анализа полученных данных выявилась следующая картина.

Уровень тревожности во время уроков.

Повышенную тревожность на уроке испытывают 7 человек 18 %. При стрессовой ситуации на уроках они могут проявлять различные переживаемые эмоции: напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность

Низкий уровень тревоги испытывают 13 человек – 33 %.

19 (49 %) обучающихся испытывают на уроках тревогу среднего уровня.

Сравнительный анализ уровня школьной тревожности обучающихся 11-х классов

Таблица № 27

Учебный год

Тревожность во время проверки знаний

уровень

высокий

средний

низкий

2009-2010

2

17 %

6

50 %

4

33 %

2010-2011

7

18 %

19

49 %

13

33 %

Индивидуальная диагностика

Индивидуальная форма диагностики обучающихся проводилась по запросам администрации школы, родителей, а также обучающихся СКК VII вида с целью составления коррекционных программ. Основная направленность диагностики – исследование структуры интеллекта, определение актуального уровня интеллектуального развития.

В работе использовалась стандартизированная методика Д. Векслера. Полученные результаты использовались для написания психологической характеристики по требованию детского невропатолога городской больницы или для написания психологического представления на школьную и городскую ПМПК. Всего было обследовано 20 обучающихся.

Также диагностика использовалась при индивидуальной коррекционно-развивающей работе. Были использованы различные методики, которые применялись в зависимости от характера обращения (Проективные, тест В. М. Русалова, тест уровня притязаний, психофизиологическая проба, тест Кеттелла)

Всего было обследовано 31 обучающихся, 4 родителей, 2 педагога.

Сравнительный анализ индивидуальной диагностики обучающихся

Таблица № 28

Учебный год

по методике Векслера

Индивидуальное обследование

обучающиеся

родители

педагоги

2009-2010

24

13

1

-

2010-2011

20

31

4

2

Коррекционная и развивающая работа.

В нашей школе в 2010-2011 году обучалось 26 детей-инвалидов, 17 из которых обучаются на дому и 9 человек в классных коллективах. По своему состоянию здоровья часть обучающихся на дому на занятия приходят в школу и занимаются индивидуально, каждый со своим педагогом. Для детей, обучающихся на дому, образование, воспитание и развитие ведется с учетом данных о состоянии здоровья, психических и физических возможностей обучающихся, в соответствии с медицинскими рекомендациями. Обучение осуществляется по индивидуальным программам, составленным на основе стандартного образования с учетом психофизических индивидуальных особенностей каждого ученика.

Количество детей-инвалидов,

обучающихся в школе

Таблица № 29

Учебный год

Обучаются в школе

Обучаются на дому

Всего

2008-2009

8

16

25

2009-2010

9

14

23

2010-2011

9

17

26

Не смотря на состояние своего здоровья, дети принимают участие в школьной жизни школы, те дети, которые обучаются в классных коллективах на уровне школы и города, а обучающиеся на дому посещают школьные мероприятия: различные концерты, новогодние утренники, театрализованные представления. С двумя учениками (Куров Вячеслав и Николенко Артём) проводились индивидуальные занятия по физической культуре по специально разработанному календарно-тематическому плану.

Ежегодно в школе проводятся недели здоровья, которые включают в себя мероприятия с участием детей-инвалидов. Это такие мероприятия как:

– викторины и конкурсы «В мире животных»,«Знатоки родной природы», которые проводятся в школьной библиотеке с применением информационных компьютерных технологий. Ребята с интересом отвечают на вопросы викторины, за правильные ответы дети получают разнообразные призы;

– развивающие игры «Поделись улыбкою своей»,«Путешествие в волшебную страну», «Общение без слов». При проведении данных игр большое внимание уделяется формированию у детей предпосылок для обогащения зрительных представлений, развития внимания, речи, коррекции познавательной активности. В игре «Путешествие в волшебную страну» внимание уделялось изобразительной деятельности, а именно, совершенствованию предметной деятельности, развитию сенсорики и зрительно-двигательной координации, путем рисования непосредственно пальчиками при помощи красок. Система работы организована так, что она побуждает детей взаимодействовать с различными её элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка;

– просмотр мультфильмов в школьном кинозале;

– игровое ассорти – занятие на тренажерах в кабинете оздоровительной физкультуры;

– соревнования «Веселые старты», проводили учителя физической культуры. Праздник начался с веселых конкурсов. Все дети соревновались, старались не отставать, и, глядя со стороны, было невозможно представить, что некоторые дети имеют тяжелые заболевания. У всех детей, глаза светились от радости, с лиц не сходила улыбка;

– экскурсии, прогулки, которые способствуют расширению их социальных связей. В ходе экскурсий, на прогулках закрепляются правила поведения в общественных местах, учреждениях бытового обслуживания. Подростки учатся пользоваться телефоном и находить номера экстренного вызова: милиции, медицинской скорой помощи, пожарной команды. И только овладев социально-бытовыми навыками, эти дети смогут в определенной степени приспособиться к жизни.

Школьники посещают все мероприятия с большим интересом. Организация данных мероприятий способствует психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога проводилась в групповой и индивидуальной формах с обучающимися 1-х, 2-х, 4-х, 5-х, 6-х, 8-Г, 9-х, 10-го, 11-х классов. Занятия проводились по программам.

С обучающимися 1-А, 1-Б, 1-В (68 человек) классов были проведены развивающие занятия по программе «Социализация детей». Цель программы: преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического и эмоционального напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Было проведено 24 занятия (по 8 занятий в каждом классе).

С группой обучающихся 1-х классов (10 человек) проводились занятия по программе «Коррекция познавательных интересов». Цели курса: 1) коррекция познавательных интересов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; 2) коррекция психологических предпосылок овладения учебной деятельностью; 3) формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действий, произвольности, рефлексии). Было проведено 13 занятий.

С группой обучающихся 1-Б, 1-В классов (5 человек) были проведены занятия по программе «Личностно-эмоциональная коррекция». Цель программы: Самовыражение ребенка в условиях группы, эмоциональное сближение детей, снятие напряжения, перестройка отношений участников группы к проблемным ситуациям, моделирование различных путей выхода из конфликта. Было проведено 8 занятий.

С группой обучающихся 2-А класса (6 человек) проводились занятия по программе «Коррекция познавательных интересов». Цель программы: коррекция познавательных интересов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, повышение школьной мотивации. Было проведено 7 занятий.

С группой обучающихся 2-Б класса (5 человек) проводились занятия по программе «Я учусь владеть собой». Цель программы: нормализация взаимоотношений между детьми в общении; обучение детей умению ви­деть за своими поступками проявление особенностей характера, умению адаптироваться к изменяющимся социальным условиям. Было проведено 5 занятий.

С обучающимися 4-Б классов (19 человек) проводились занятия по программе «Дорога в пятый класс». Цель программы: помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях; способствовать формированию учебных навыков; способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии; развивать умение видеть ситуацию с разных сторон находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы. Было проведено 4 занятия.

С обучающимися 1-В и 4-В классов СКК 7 вида в течение года проводились коррекционно-развивающие занятия. Целью этих занятий является развитие познавательной и эмоциональной сферы детей. В работе с детьми используются такие методы, как логически-поисковые задачи; имитационные и ролевые игры; психогимнастика; рисуночные методы; элементы групповой дискуссии; техники и приемы саморегуляции.

Эти методы являются хорошим средством развития психических механизмов и формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения. Всего было проведено: 46 занятий (по 1,5 часа в неделю).

Коррекционно-развивающие занятия «Адаптация в среднем звене».

Коррекционно-развивающие занятия проводились в групповой форме с обучающимися 5-А класса. Занятия проводились по программе «Я – пятиклассник».

Цель: снижение высокого уровня тревожности у детей младшего подросткового возраста с помощью коррекционной программы «Я – пятиклассник». Всего 7 занятий.

Основная проблема и трудность данных занятий – организация регулярного посещения занятий (что определяет положительную динамику). Поскольку занятия стоят вне расписания, некоторые дети просто не хотят, не могут или им неудобно оставаться после уроков. К тому же со стороны классных руководителей осуществляется слабый контроль и низкая заинтересованность посещения детьми такого рода занятий.

Тренинговые занятия проводились в 6-А, 6-Б, 6-В классах по программе «Пойми себя».

Цель: Создать условия для личностного роста подростков.

Задачи: Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нём; расширение знаний участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций; способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей; способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

6-А класс(9 человек) посетили 2 занятия; 6-Б класс(15 человек) посетили 3 занятия; 6-В класс(7 человек) посетили 4 занятия.

В течение учебного года педагогом-психологом проводились коррекционно – развивающие занятия в 8-Г, 9-Г СКК 7 вида.

Цель: развитие познавательной и эмоциональной сферы детей.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Используются следующие методы: логически-поисковые задачи; имитационные и ролевые игры; психогимнастика; рисуночные методы; элементы групповой дискуссии; техники и приемы саморегуляции.

Эти методы являются хорошим средством развития психических механизмов и формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения. Всего проведено по 126 часов в каждом классе (4 часа в неделю).

С обучающимися 9-х классов проводились занятия по программе «Психологическая подготовка в ЕГЭ». Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи:

1. Обучение способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу;

2. Обучение обучающихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе сдачи экзамена.

С обучающимися 9-А, 9-Б класса (4 человека) было проведено 5 занятий

С обучающимися 9-В класса (9 человек) было проведено 7 занятий.

С обучающимися 10-х классов (9 человек) в рамках военно-полевых сборов были проведены тренинговые занятия. Цель данных занятий: воспитание моральных и психологических качеств защитников Родины. Задача: сплочение подросткового коллектива; создание доверительной атмосферы в коллективе подростков; развитие коммуникативных навыков; повышение самооценки курсантов. Было проведено 4 занятия.

С обучающимися 11-А класса (4 человека) были проведены занятия по программе «Психологическая подготовка к ЕГЭ». Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов. Всего проведено 5 занятий.

С детьми с ОВЗ было проведено 2 занятия с элементами арт-терапии.

Индивидуальные занятия проводились:

– с ученицей 1-го класса проводились занятия по коррекции личностно-эмоциональных проблем (8 занятий);

– с учеником 2-го класса проводились занятия по программе «коррекция познавательных процессов» (6 занятий);

– с ученицей 2-го класса проводились занятия с целью снятия напряжения, решения личностных проблем (6 занятий);

– с учеником 2-го класса проводились занятия по коррекции внимания (10 занятий);

– с ученицами 8-го класса проводились занятия по программе «Познаю себя, учусь владеть собой» (12 занятий);

– с учеником 8-го класса проводились занятия прогрессивной мышечной релаксации на снятие напряжения (2 занятия);

– с ученицей 10-го класса проводились занятия на снижение тревожности (4 занятия);

– с ученицами 10-го класса проводились занятия с цель. Изучения и закрепления на конкретных примерах стилей конструктивного поведения в конфликтных ситуациях (6 занятий);

– с ученицей 11-го класса проводились занятия с целью развития толерантности в семейных отношениях (7 занятий);

– с ребенком с ОВЗ проводились занятия арт-терапии (8 занятий).

Коррекционно-развивающая работа на школьном логопункте строилась на основе разработанной программы «Коррекция устной речи и письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы», а также на основе рабочих программ для детей с общим недоразвитием речи. Групповые занятия проводились по коррекции дислексии и дисграфии. Каждая группа посещала коррекционные занятия 2 раза в неделю (по 4-5 человек). Кроме того, проводились и индивидуальные занятия с обучающимися 1-х классов (23 человека) и детьми-инвалидами (8 человек).

Консультативная деятельность

Консультативная работа педагогов-психологов заключалась в проведении индивидуальных и групповых консультаций администрации школы, педагогов, родителей и обучающихся.

В 2010-2011 уч. году было проведено 121 индивидуальных и 24 групповых консультаций для обучающихся, их родителей и педагогов. В основном консультации проводились по результатам диагностических работ и проблемам детско-родительских отношений.

Метки: Вопросы управления