Рабочая программа деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием "Простоканикулово". Ч. 1
Рабочая программа деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием "Простоканикулово". Ч. 1
По
яснительная записка
Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях, в санаториях, на пришкольных летних оздоровительных площадках.
МОУ «Лосихинская СОШ» имеет большой опыт организации гражданско – патриотического воспитания деятельности учащихся и в настоящее время патриотичкое воспитание – приоритетное направление учебно-воспитательного процесса школы. Одной из возможностей развития этого направления, по мнению педагогического коллектива, является летний лагерь с дневным пребыванием детей. Лагерь – форма организации деятельности школы, позволяющая:
значительно расширить формы организации воспитательного процесса, апробировать новые;
продолжить работу по реализации принципа преемственности между ступенями образования по экологическому образованию и воспитанию, преемственности между основным и дополнительным образованием;
повысится уровень воспитательной составляющей деятельности образовательного учреждения, работа по преемственности в период обучения и отдыха детей в летний период;
совершенствовать формы воспитательной деятельности, апробировать и внедрить в практику новое;
через участие детей в практической и игровой деятельности показать значимость патриотичкого воспитания в жизни каждого человека,в становлении ребёнка как гражданина своего села, района, края; в жизни нового поколения; расширить знания, полученные на уроках;
организовать деятельность по обучению детей приёмам охраны и
укрепления личного здоровья, здорового образа жизни;
получить навыки проведения самостоятельных исследований по истории своего села в рамках юбилея «Лосихе 270 лет», пополнить банк материалов школьного музея о историческом наследии своего села;
продолжить работу по внедрению и апробации в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных и проектно-исследовательских технологий на разных ступенях образования.
Цели программы:
создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, нравственное и патриотическое воспитание, творческое развитие.
Задачи программы:
Оздоровительные:
Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;
Воспитательные:
Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;
Создать условия способствующие формированию навыков здорового образа жизни;
Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся;
Способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным наследием своей малой Родины;
Создание условий для воспитания культуры общения.
Образовательные:
Создать условия для повышения уровня теоретической подготовки ребят в области истории, физики, астрономии, экологии, биологии;
Практическое совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности;
Развивающие:
Развитие способности глубокого сосредоточения, созерцания наблюдаемого живого объекта в многообразии его жизненных проявлений;
Создания условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление.
Принципы деятельности лагеря:
1. Прининципы самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
4. Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип расширения индивидуального истоического пространства. В соответствии с этим принципом основные исторические понятия, проблемы рассматриваются на уровне конкретного человека, группы людей, их ближайшего окружения, на уровне села, района, страны и всей планеты.
Методы реализации программы:
методы оздоровления:
– витаминизация;
- физиотерапия;
- закаливание;
- утренняя гимнастика;
- спортивные занятия и соревнования;
- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма;
- фитотерапия.
методы воспитания:
– убеждение;
– поощрение;
– личный пример;
– вовлечение каждого в деятельность;
– самоуправление.
методами образования:
– словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).
– экскурсий.
– игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).
– Проектно-конструкторские методы ( разработка проектов, программ, сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ).
– практическая работа( упражнения, тренинги, учебно-исследовательская деятельность, камеральная обработка собранных материалов).
– наблюдения (запись наблюдений).
Планирование работы.
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум села: Дом культуры, сельская библиотека, школьный музей, участковая больница, руководителей школьных кружков, старшую вожатую.
Формы организации деятельности по реализации программы:
Формы организации деятельности | ||
Массовые | Групповые | Индивидуальные |
Праздники Конкурсы Экскурсии, походы Спортивные соревнования Мастерская будущего КТД |
Отрядные огоньки Беседы, КТД Спортивно-оздоровительные процедуры Создание и реализация проектов Работа кружков и секций |
Индивидуальные беседы Выполнение учебно-исследовательских работ Создание и реализация проектов
|
Возможные риски:
Плохие природные условия;
Высокая активность клещей;
Поломка оргтехники.
Механизм реализации программы
Лета ждут все дети без исключения, потому что оно ещё один шаг к веселому отдыху, встрече с друзьями, а главное – отличному настроению.
Мы выбрали для себя необычную форму организации летнего отдыха детей – путешествие по «Простоканикулово» в связи с годом Космонавтики и юбилея села Лосиха.
В течение смены планируется реализация программы по блокам:
Организационный; его девиз: «Изучаем, исследуем, презентуем».
Интеллектуальный; его девиз: «Читаем, изучаем – ум обогащаем!».
Спортивно-оздоровительный; его девиз: «Движение – это жизнь».
Исторический; его девиз: «У человека нет будущего, если он не знает своего прошлого».
Космический; его девиз: «Человек – часть Вселенной».
Творческий; его девиз: «Радуйся своей жизни и радуй других».
В нашем путешествии по Простоканикулово– каждый день смены будет посвящен открытию одной из улиц деревни:
Улица встреч
Улица юных дизайнеров «Лосихе 260!»
Улица подвижных игр
Улица интеллектуалов
Улица романтиков
Улица космических сказок
Улица спорта
Улица юмора
Улица неболейка
Улица юный историк
Улица рекордов
Улица «Мульти-пультия»
Улица танца
Улица «очумелые ручки» «И снится нам…»
Улица талантов
Улица этикета
Улица героев
Улица неожиданностей.
Структура управления.
Капитан – начальник лагерной смены.
Гид– воспитатели.
Диспетчеры – вожатые.
пассажиры – дети.
Задача капитана, гидов и диспетчеров – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Стратегию участия в деле экипажей организуют гиды и диспетчеры.
Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает вахтовый журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс вахтовых журналов.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде деревенской улицы, где центром является двор Дяди Федора. Дети открывают каждый день новую, неизведанную ранее улицу. Всего улиц 18 – по количеству дней пребывания детей в лагере. Экипаж первым открывший улицу(победивший в общелагерном деле), устанавливает на ней свой символический флажок и красочно оформляет в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.
Рядом с картой планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
Конечно, что-либо может и не сработать. За долгие 18 дней наша деревня может столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть и гости Каждый член лагеря должен соблюдать Законы и Заповеди:
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Экипаж – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Экипажем разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый пассажир может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целомлагеря. Если в экипаже набирается 10 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых улиц тем, или иным экипажем, а также количество «звезд» в целом. По итогам победители получают призы и награды.
Режим дня
9. 00 – 9. 10 – Сбор
9. 10 – 9. 20 – Утренняя зарядка «».
9. 20 – 9. 30 – Сбор (организационная линейка).
9. 30 – 9. 55 – Завтрак.
10. 00 – 11. 00 – «старты» (спортивно-оздоровительный час).
11. 00 – 11. 55 – «хлопоты» (внутри командное дело).
12. 00 – 12. 35 – «одна семья» (общелагерное дело).
12. 35 – 13. 00 – Выход (Общественно – полезный труд).
13. 00 – 13. 30 – Обед.
13. 30 – 14. 15 – Час (занятия кружков).
14. 15 – 14. 30 – Инструктаж (планерка).
14. 30 – 14. 45 – «Приведи в порядок» (уборка территории).
14. 45-15. 00 –полдник.
15. 00 – Возвращение пассажиров домой.
Метки: Вопросы управления