Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Постоянно действующий семинар как одна из форм методической работы

Постоянно действующий семинар как одна из форм методической работы ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ СЕМИНАР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Каждый участник образовательного процесса понимает, что Школа сегодня – это многоцелевая система. У каждого методического подразделения свои цели, отражающие его специфику, профессиональные и личностные интересы его членов. В сложной управленческой деятельности образовательного учреждения методическая работа – одно из приоритетных направлений. Именно эта сфера выходит сегодня на первые позиции, ибо происходящие сегодня в образовательных учреждениях изменения активно влияют на характер и содержание методической деятельности. Ориентируясь на модернизацию образования, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, прежде всего, необходимо помнить, что личность учащегося формируется личностью самого учителя. К такому выводу позволили прийти и практика работы в школе и специальные социологические исследования.

Методическая работа в нашем образовательном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом. Индивидуальные и профессиональные качества педагогов, конкретные особенности каждой предметной дисциплины требуют от школьной методической службы разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой. Поэтому в методической работе мы используем разноуровневый подход и самые разнообразные формы методического обучения.

Массовые: проблемно-стратегические педсоветы по наиболее актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса, научно-практические конференции, общешкольные методические совещания.

Групповые, коллективные: заседание методических объединений, творческих групп, семинары, групповые консультации, методические недели как форма отчета методического объединения, творческие отчеты педагогов.

Индивидуальные: работа по самообразованию учителя, наставничество, индивидуальные консультации по авторским программам, элективным курсам, по вопросам аттестации, разработка учителем методической темы, УМК, КИМ.

В последние годы в образовании ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, на современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Для реализации своих методических целей и задач мы применяем различные способы и формы, но наряду с такими традиционными формами, как педагогический совет, методические совещания и методические недели, в нашей школе на протяжении последних нескольких лет особое внимание уделяется работе постоянно действующего семинара (ПДС). Из всего многообразия способов работы он является наиболее эффективным, он оптимален и для учителей, и для психологов.

Семинар – это доступная, удобная, многофункциональная форма, которую можно использовать и для повышения квалификации, и для переподготовки, и для включения учителей в процессы разработки и реализации программы эксперимента, и для обсуждения достигнутых результатов, анализа проблемных ситуаций, выставления экспертных оценок и формулирования выводов.

Именно за счет выстроенной грамотно, тщательно продуманной по структуре и содержанию работы ПДС, в нашей школе реализуются важнейшие функции методической работы:

1. по связи с «внешней средой», то есть ее функции по отношению к общегосударственной системе образования, психолого-педагогической науке, передовому педагогическому опыту: осмысление социального заказа, внедрение достижений и рекомендаций психолого-педагогических наук и передового педагогического опыта.

2. по отношению к педагогическому коллективу школы реализуется за счет анализа образовательного процесса в школе и его результатов, выработки единого педагогического кредо, общих позиций по актуальным проблемам образования, стимулирования педагогического творчества и инициативы.

3. по отношению к конкретному учителю, воспитателю реализует основную цель – помочь учителю в росте его мастерства, профессиональной компетентности.

При этом для более успешной реализации вышеназванных функций в содержание работы ПДС включаются следующие направления:

Воспитательное предусматривает повышение квалификации учителей по вопросам теории и методике воспитания школьников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.

Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний педагогов по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения школьников.

Психологическое направление обеспечивает повышение квалификации учителей в области общей, возрастной и педагогической психологии.

Физиологическое направление предусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене учащихся.

Техническое направление позволяет учителям совершенствовать свой опыт работы с различными современными техническими средствами обучения, помогает избавиться от устаревших взглядов, делает педагога более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его статус и конкурентноспособность.

Самообразовательное направление подчеркивает необходимость постоянного самосовершенствования и саморазвития педагогов по всем направлениям. Активное участие в подготовке и проведении ПДС стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

Существуют субъективные факторы, препятствующие обучению педагогических кадров непосредственно в школе. Самый главный из них – отсутствие у педагогов потребности совершенствовать свои способности. Осознает учитель потребность в повышении своей квалификации – сам начинает учиться, не осознает – оказывает сопротивление даже самому хорошо организованному обучению. Последнее очень часто происходит потому, что педагог не видит связи между методической работой и решением своих профессиональных проблем. Поэтому работу ПДС в нашей школе мы планируем с учетом реальных потребностей учителей. Содержание потребностей определяется с помощью опроса «Программа изучения трудностей в работе учителей». Учителями школы заполняются анкеты, на вопросы которой они отвечают, оценивая свои знания и умения. После тестирования учителей составляется карта образовательных запросов педагогов, то есть тех проблем, затруднений, процесс разрешения которых в последствии закладывается в основу работы постоянно действующих семинаров, которые проводятся для всего педагогического коллектива по конкретной теме или проблеме, требующей реализации. Периодичность проведения – 1 раз в месяц по определенному плану.

Этапы подготовки и проведения ПДС

1. Выбор темы

Тематика семинаров продумывается и обсуждается сначала на заседаниях МО, а затем утверждается на весь учебный год научно-методическим советом. План проведения ПДС доводится до сведения всех учителей для того, чтобы каждый педагог мог спланировать свою работу и принять активное участие в проведении того или иного семинара

2. Целеполагание

При подготовке к конкретному ПДС продумываются цели, задачи и выбираются оптимальные средства для проведения каждого этапа семинара в зависимости от предложенной темы и решаемой проблемы. Обязательными элементами данной процедуры являются: постановка проблемы, анализ причин возникновения проблемы, проектирование способов решения данной проблемы, обобщение опыта – определение класса проблем, сходных с данной, и выявление общих особенностей этого класса и частных нюансов, характерных для данного конкретного случая.

3. Теоретическая часть

В теоретической части семинара, прежде всего, происходит доступное освещение актуальных вопросов учебно-воспитательного процесса, раскрывается содержание новых технологий, методов, приемов обучения. Содержание информационного блока определяется общей тематикой семинара или заказом со стороны его участников.

4. Работа психолого-педагогической службы

Особую ценность для педагогов представляют рекомендации и консультации психолого-педагогической службы. Поэтому при проведении каждого ПДС продумывается участие в его работе школьного психолога и социального педагога. При этом важно обеспечить обстановку творчества, неформального общения, которая побуждает к коллективному решению актуальных учебно-педагогических задач.

5. Практическая часть

Каждый семинар сопровождается практическим занятием. В центре внимания присутствующих не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно важно для профессионального мастерства учителей и воспитателей. При этом практические занятия могут быть тренировочными и творческого характера.

6. Рефлексия

Заканчивается работа ПДС подведением итогов по конкретной проблеме, анализом работы всего педагогического коллектива и отдельных педагогов по данному вопросу с выработкой рекомендаций для дальнейшей работы.

Необходимым условием для проведения ПДС является подбор разнообразных активных форм на каждом этапе семинара. Некоторые из таких форм наших ПДС стали практически традиционными.

Дискуссия

Цель: вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы, выявление противоречий между различными точками зрения, применение теоретических знаний для анализа действительности.

Форма проведения: коллективное обсуждение теоретических вопросов.

Методика проведения: ознакомление слушателей с проблемой, постановка вопросов участникам, обсуждение различных точек зрения, заключение по итогам обсуждения.

Методический ринг

Цель: совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

Форма проведения: групповая работа (группа оппонентов, поддержки, сторонников и противников обсуждаемой проблемы)

Методика проведения: методический ринг как разновидность дискуссии при наличии противоположных взглядов на вопрос или как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.

Методический диалог

Цель: обсуждение определенной проблемы, выработка плана совместных действий.

Форма проведения: круглый стол

Методика проведения: Методический диалог ведется между ведущим и участниками или между группами участников, которые заранее знакомы с темой обсуждения. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства.

Деловая игра

Цель: отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий. Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Он активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений.

Форма проведения: коллективная или групповая работа.

Методика проведения: процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа: конструирование игры, организационная подготовка, ход игры, подведение итогов.

Методический тренинг

Цель: отработка определенных профессиональных навыков и умений.

Форма проведения: индивидуальная или групповая

Методика проведения: тренировочный режим, доверительное и откровенное общение с применением раздаточного материала, ТСО.

Эффективность работы постоянно действующего семинара во многом определяется внешними организационными условиями, такими как: поддержка со стороны администрации; наличие квалифицированных кадров; связь с повседневной практикой; возможности доступа к необходимой информации. В нашей школе – это уже хорошо налаженный и отработанный механизм и все затраты окупаются сторицей. Затрачивая определенные (не слишком уж большие) усилия на обеспечение развития своих педагогов, в результате мы получаем коллектив, который стремится к высокому статусу, успешности и профессиональному росту.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агапов И. А. Учимся продуктивно мыслить. – М. : Про – Пресс, 2001.

2. Голубева Л. В. Методическая работа в школе. – Волгоград: Учитель, 2006.

3. Ильенко Л. П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. – М. : Аркти, 1999.

4. Сыромятникова Л. М. Настольная книга завуча: методическая работа в школе. – М. : Глобус, 2007. – 284 с.

5. Ширшина Н. В. Повышение педагогического мастерства учителя: опыт создания системы методической работы в школе. – Волгоград: Учитель, 2008. – 172 с.

Метки: Вопросы управления