Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа «Школа – территория здоровья»

Программа «Школа – территория здоровья»

Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 6-11 лет. Поэтому одной из главных целей педагогического коллектива сегодня становится формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, возможностям, склонностям, потребностям и интересам.

Концептуальное обоснование программы:

Эффективность мер по укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для школы. Это обусловлено гармоничностью связей между здоровьем и обучением, где происходит качественный подъем в сторону эффективности учебного процесса. Здоровье учащихся имеет прямое отношение к обучению. Школа должна создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Программа «Школа – территория здоровья» призвана содействовать утверждению в жизни детей идеи оздоровления, способствовать созданию благоприятных условий для раскрытия интеллектуального и духовного потенциала. Она ориентирована на пропаганду здорового образа жизни и достижение надежного уровня безопасности в школе.

Цели программы:

  1. Разработка физкультурно-массовых мероприятий, обеспечивающих развитие как духовных, так и физических качеств обучающегося.
  2. Создание в школе санитарно-гигиенических, материально-технических, организационно-педагогических условий здоровьесбережения.
  3. Организация и реализация диагностики состояния здоровья обучающихся с целью наблюдения за их развитием.
  4. Обеспечение полноценным, сбалансированным питанием учащихся.
  5. Создание содержательного и информационного обеспечения пропагандистской работы по приобщению школьников к здоровому образу жизни.

Задачи программы:

  1. Отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы.
  2. Организация полноценного сбалансированного питания.
  3. Нормирование учебной нагрузки, дозированный объем домашнего задания, использование педагогами методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся.
  4. Развитие психолого-педагогической и медико-педагогической службы школы для профилактики психологического и физиологического состояния учащихся.
  5. Внедрение кружковой, внеклассной, внешкольной работы в формирование здорового образа жизни учащихся.

Критерии здоровья:

  1. Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии с возрастом и полом.
  2. Соматическое и физическое здоровье – « я могу»
  3. Психическое здоровье – « я хочу»
  4. Нравственное здоровье – « я должен»

Компоненты здоровья:

  1. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. Отсутствие болезней или физических дефектов.
  2. Психическое здоровье – полный душевный комфорт.
  3. Эстетическое здоровье – здоровый ребенок, отличающийся здоровым видом, привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.
  4. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.
  5. Нравственное здоровье – мотивация в потребностно-информативной сфере жизнедеятельности, где основа нравственные ценности.

Основная задача школы – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. В обязанность медицинского работника входит выяснение причин заболеваемости и определение способов лечения, а также дальнейшая профилактика выявленных заболеваний. Медицинский работник – воздействует на причины болезни, школа – на причины здоровья.

Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:

  1. Состояние климата в семье и школе.
  2. Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
  3. Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
  4. Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
  5. Уровень психологической помощи учащимся.

Активная среда, где обучение учащихся происходит не за счет ресурсов его здоровья – это актуальная задача современной школы.

Каждый педагог должен знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей. Для этого создается модель ученика.

Модель личности ученика школы:

Это – человек:

  • физически развитый;
  • стремящийся к физическому совершенствованию;
  • без вредных привычек;
  • знающий способы поддержания здоровья.

Основные направления реализации программы:

  1. Санитарно-гигиеническое
  2. Физкультурно-оздоровительное
  3. Физкультурно-спортивное
  4. Психологическое
  5. Информационно-обучающее

В школе имеется хорошая материальная база для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников школы. Это: спортивный зал и актовый зал, игровая площадка для детей, медицинский кабинет, оснащенный всем необходимым оборудованием и медикаментами, кабинет психолога, столовая, коридоры школы предназначены для отдыха детей. Их украшают фотографии, картины, что создает положительный психоэмоциональный фон у учащихся. В рекреациях школы имеются « зеленые» уголки, расставлена мебель.

Ожидаемые результаты реализации программы « Школа – территория здоровья»

  1. Создание эффективной системы мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья, повышения работоспособности учащихся.
  2. Формирование установок на здоровый образ жизни.
  3. Разработка и апробирование комплекса организационно-педагогических условий, способствующих осуществлению практической направленности оздоровительной работы на базе программы « Здоровье».
  4. Заинтересованность педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.

Критерии оценки эффективности внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в работе.

  • Результаты проведения мониторинга здоровья учащихся.
  • Желание учащихся посещать школу.
  • Объем дневной учебной нагрузки на учащихся.
  • Наличие курящих школьников.
  • Гигиеническое состояние школьных туалетов, состояние сантехники.
  • Содержание уроков физкультуры и эмоциональная атмосфера на них.
  • Жизнь в школе после окончания уроков.
  • Активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья.
  • Психологический климат в педагогическом коллективе.
  • Эмоциональное состояние и вид учеников после уроков.
  • Характер взаимоотношений учащихся с учителями и друг с другом.

Исполнители программы:

  • учителя-предметники, работающие в 1-4 классах
  • классные руководители 1-4 классов
  • учителя физического воспитания
  • педагоги дополнительного образования
  • медицинский работник
  • психолог
  • заведующая библиотекой
  • социальный педагог

Контроль за выполнением программы;

Осуществляет директор школы, заместитель директора по безопасности жизнедеятельности, заместитель директора по воспитательной работе.

Работая по программе « Школа-территория здоровья», педагогический коллектив, учащиеся, родители имеют реальную возможность сохранить и укрепить здоровье каждого учащегося.

Программа реализации:

Санитарно-гигиеническое

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Питание учащихся 1-4 классов

регулярно

Заведующий столовой, классные руководители

4.

Освещение

регулярно

Учителя-предметники 1-4 классов

5.

Воздушный режим

( проветривание кабинетов)

регулярно

Учителя-предметники 1-4 классов

6.

Влажная уборка

регулярно

Заведующие кабинетами

7.

Медицинские осмотры

по плану медицинского работника

Медицинский работник

Физкультурно-оздоровительное

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Дни здоровья 1-4 классы

1 раз в четверть

Классные руководители 1-4 классов, учителя физкультуры

2.

Оздоровительный лагерь 1-4 классы

июнь

Администрация, начальник лагеря

3.

Зарядка различного вида 1-4 классы

регулярно

Классные руководители 1-4 классов, учителя-предметники

4.

Физические минутки 1-4 классы

на каждом уроке

Учителя-предметники

5.

Выезды в загородную зону 2-4 классы

1 раз в четверть

Классные руководители 2-4 классов

Физкультурно-спортивное

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Уроки физкультуры 1-4 классы

3 часа в неделю

Учителя физкультуры

2.

Плавание ( бассейн) 1-4 классы

1 час в неделю

Классные руководители

3.

Спортивные секции

регулярно в году

Учителя физкультуры, тренеры

4.

Участие в спортивных мероприятияхях

по плану

Учителя физкультуры

Психологическое

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Лекции для родителей

по плану психолога

психолог,

классные руководители

1-4 классов

2.

Диагностика психических состояний учащихся

2 раза в год

Психолог

3.

Тематические классные часы

по запросу

Психолог

4.

Индивидуальные консультации для учащихся, родителей, педагогов

по плану психолога

Психолог

Информационно-обучающее

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Уроки «Окружающий мир» 1-4 классы

1 час в неделю

Классные руководители

1-4 классов

3.

Беседы медицинского работника

1 раз в месяц

Медицинский работник

4.

Лекции для родителей

1 раз в четверть

Администрация, учителя

Базовыми компонентами на всех ступенях реализации программы являются:

  • формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся сохранения и укрепления здоровья;
  • формирование положительной мотивации, направленной на занятия физкультурой и различными видами спорта;
  • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления и оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

План подготовки к созданию «Школы – территории здоровья»

Формы работы

Сроки выполнения

1

Создать рабочую группу (5-6 человек) для принятия решения о выдвижении вопросов здоровья в число приоритетов работы школы

2

Разработать предварительный проект «Школа – территория здоровья» (с постановкой целей, задач, оценкой имеющихся ресурсов)

5

Распределить сферу ответственности, обязанности и задачи каждого участника проекта

6

Разработать программу диагностики состояния здоровья учащихся и структуры факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье

7

Составить карты индивидуальных показателей здоровья учащихся

8

Провести анализ полученных результатов состояния здоро­вья учащихся 1-4 классов

9

Учитывать полученные результаты состояния здоровья школьников при планировании и корректировке программы работы школы на втором этапе

План внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в работу школы

Проводимая работа

Сроки выполнения

1

Разработать школьную программу обеспечения приоритета здоровья

3

Обеспечить проведение мониторинга здоровья учащихся и происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья

4

Учитывать результаты мониторинга при составлении отчетов школы, при разработке программы развития

8

Обеспечить соблюдение требований СанПиНов к санитарно-гигиеническим условиям в школе

9

Включить в школьную программу мероприятия по профилактике основных «школьных болезней» и дезадаптационных состояний

10

Обеспечить благоприятное (педагогическое и психологиче­ское) влияние каждого учителя на своих учеников во время проведения уроков, с максимальной индивидуализацией этого воздействия

11

Обеспечить необходимый уровень грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья через воспитание у школьников культуры здоровья

План организации работы школы по здоровьесберегающим технологиям

п/п

Проводимая работа

Сроки выполнения

1

Составление расписания, позволяющего распределить нагрузку в течение дня, недели, учебного года в соот­ветствии с гигиеническими требованиями СанПиНов

2

Выбор учебных программ, учебных технологий, опти­мальных с точки зрения влияния на здоровье учащихся

3

Формирование благоприятного психологического климата в школе в целом

5

Провести социально-психологические тренинги

7

Разработать и проводить: зарядку, физкультминутки, физкультпаузы, динамические перемены

8

Привлечь родителей для занятий со школьниками физкультурой и спортом

9

Организовать рациональную работу школьной столовой

10

Эстетическое оформление столовой

11

В учебных кабинетах сделать функциональную расстановку мебели, позволяющую легко проводить физкультминутки

12

Оборудовать учебные кабинеты плакатами и стендами для гимнастики зрения

13

В планы уроков включать физкультминутки, вопросы по тематике здоровья

14

На уроках следить за детьми, входящими в группу риска и корректировать осанку и зрение

18

Организовать дежурство по школе с учетом требований СанПиНов

План мониторинга состояния здоровья школьников и здоровьесберегающей работы школы

Дата проведения

Направления диагностики и мониторинга

Сентябрь

(ежегодно)

Учет особенностей физического состояния и развития учащихся

Октябрь

(ежегодно)

Определение признаков физического развития

Ноябрь

(ежегодно)

Ориентировочная оценка состояния здоровья учащихся

Май, июнь

(ежегодно)

Оценка работы школы и учителя в сфере охраны здоровья учащихся и реализации здоровьесберегающих технологий

Метки: Вопросы управления