Программа «Школа – территория здоровья»
Программа «Школа – территория здоровья»
Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 6-11 лет. Поэтому одной из главных целей педагогического коллектива сегодня становится формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, возможностям, склонностям, потребностям и интересам.
Концептуальное обоснование программы:
Эффективность мер по укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для школы. Это обусловлено гармоничностью связей между здоровьем и обучением, где происходит качественный подъем в сторону эффективности учебного процесса. Здоровье учащихся имеет прямое отношение к обучению. Школа должна создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Программа «Школа – территория здоровья» призвана содействовать утверждению в жизни детей идеи оздоровления, способствовать созданию благоприятных условий для раскрытия интеллектуального и духовного потенциала. Она ориентирована на пропаганду здорового образа жизни и достижение надежного уровня безопасности в школе.
Цели программы:
- Разработка физкультурно-массовых мероприятий, обеспечивающих развитие как духовных, так и физических качеств обучающегося.
- Создание в школе санитарно-гигиенических, материально-технических, организационно-педагогических условий здоровьесбережения.
- Организация и реализация диагностики состояния здоровья обучающихся с целью наблюдения за их развитием.
- Обеспечение полноценным, сбалансированным питанием учащихся.
- Создание содержательного и информационного обеспечения пропагандистской работы по приобщению школьников к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
- Отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы.
- Организация полноценного сбалансированного питания.
- Нормирование учебной нагрузки, дозированный объем домашнего задания, использование педагогами методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся.
- Развитие психолого-педагогической и медико-педагогической службы школы для профилактики психологического и физиологического состояния учащихся.
- Внедрение кружковой, внеклассной, внешкольной работы в формирование здорового образа жизни учащихся.
Критерии здоровья:
- Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии с возрастом и полом.
- Соматическое и физическое здоровье – « я могу»
- Психическое здоровье – « я хочу»
- Нравственное здоровье – « я должен»
Компоненты здоровья:
- Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. Отсутствие болезней или физических дефектов.
- Психическое здоровье – полный душевный комфорт.
- Эстетическое здоровье – здоровый ребенок, отличающийся здоровым видом, привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.
- Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.
- Нравственное здоровье – мотивация в потребностно-информативной сфере жизнедеятельности, где основа нравственные ценности.
Основная задача школы – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. В обязанность медицинского работника входит выяснение причин заболеваемости и определение способов лечения, а также дальнейшая профилактика выявленных заболеваний. Медицинский работник – воздействует на причины болезни, школа – на причины здоровья.
Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:
- Состояние климата в семье и школе.
- Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
- Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
- Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
- Уровень психологической помощи учащимся.
Активная среда, где обучение учащихся происходит не за счет ресурсов его здоровья – это актуальная задача современной школы.
Каждый педагог должен знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей. Для этого создается модель ученика.
Модель личности ученика школы:
Это – человек:
- физически развитый;
- стремящийся к физическому совершенствованию;
- без вредных привычек;
- знающий способы поддержания здоровья.
Основные направления реализации программы:
- Санитарно-гигиеническое
- Физкультурно-оздоровительное
- Физкультурно-спортивное
- Психологическое
- Информационно-обучающее
В школе имеется хорошая материальная база для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников школы. Это: спортивный зал и актовый зал, игровая площадка для детей, медицинский кабинет, оснащенный всем необходимым оборудованием и медикаментами, кабинет психолога, столовая, коридоры школы предназначены для отдыха детей. Их украшают фотографии, картины, что создает положительный психоэмоциональный фон у учащихся. В рекреациях школы имеются « зеленые» уголки, расставлена мебель.
Ожидаемые результаты реализации программы « Школа – территория здоровья»
- Создание эффективной системы мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья, повышения работоспособности учащихся.
- Формирование установок на здоровый образ жизни.
- Разработка и апробирование комплекса организационно-педагогических условий, способствующих осуществлению практической направленности оздоровительной работы на базе программы « Здоровье».
- Заинтересованность педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
Критерии оценки эффективности внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в работе.
- Результаты проведения мониторинга здоровья учащихся.
- Желание учащихся посещать школу.
- Объем дневной учебной нагрузки на учащихся.
- Наличие курящих школьников.
- Гигиеническое состояние школьных туалетов, состояние сантехники.
- Содержание уроков физкультуры и эмоциональная атмосфера на них.
- Жизнь в школе после окончания уроков.
- Активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья.
- Психологический климат в педагогическом коллективе.
- Эмоциональное состояние и вид учеников после уроков.
- Характер взаимоотношений учащихся с учителями и друг с другом.
Исполнители программы:
- учителя-предметники, работающие в 1-4 классах
- классные руководители 1-4 классов
- учителя физического воспитания
- педагоги дополнительного образования
- медицинский работник
- психолог
- заведующая библиотекой
- социальный педагог
Контроль за выполнением программы;
Осуществляет директор школы, заместитель директора по безопасности жизнедеятельности, заместитель директора по воспитательной работе.
Работая по программе « Школа-территория здоровья», педагогический коллектив, учащиеся, родители имеют реальную возможность сохранить и укрепить здоровье каждого учащегося.
Программа реализации:
Санитарно-гигиеническое
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Питание учащихся 1-4 классов | регулярно | Заведующий столовой, классные руководители |
4. | Освещение | регулярно | Учителя-предметники 1-4 классов |
5. | Воздушный режим ( проветривание кабинетов) |
регулярно | Учителя-предметники 1-4 классов |
6. | Влажная уборка | регулярно | Заведующие кабинетами |
7. | Медицинские осмотры | по плану медицинского работника | Медицинский работник |
Физкультурно-оздоровительное
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Дни здоровья 1-4 классы | 1 раз в четверть | Классные руководители 1-4 классов, учителя физкультуры |
2. | Оздоровительный лагерь 1-4 классы | июнь | Администрация, начальник лагеря |
3. | Зарядка различного вида 1-4 классы | регулярно | Классные руководители 1-4 классов, учителя-предметники |
4. | Физические минутки 1-4 классы | на каждом уроке | Учителя-предметники |
5. | Выезды в загородную зону 2-4 классы | 1 раз в четверть | Классные руководители 2-4 классов |
Физкультурно-спортивное
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Уроки физкультуры 1-4 классы | 3 часа в неделю | Учителя физкультуры |
2. | Плавание ( бассейн) 1-4 классы | 1 час в неделю | Классные руководители |
3. | Спортивные секции | регулярно в году | Учителя физкультуры, тренеры |
4. | Участие в спортивных мероприятияхях | по плану | Учителя физкультуры |
Психологическое
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Лекции для родителей | по плану психолога | психолог, классные руководители 1-4 классов |
2. | Диагностика психических состояний учащихся | 2 раза в год | Психолог |
3. | Тематические классные часы | по запросу | Психолог |
4. | Индивидуальные консультации для учащихся, родителей, педагогов | по плану психолога | Психолог |
Информационно-обучающее
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Уроки «Окружающий мир» 1-4 классы | 1 час в неделю | Классные руководители 1-4 классов |
3. | Беседы медицинского работника | 1 раз в месяц | Медицинский работник |
4. | Лекции для родителей | 1 раз в четверть | Администрация, учителя |
Базовыми компонентами на всех ступенях реализации программы являются:
- формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся сохранения и укрепления здоровья;
- формирование положительной мотивации, направленной на занятия физкультурой и различными видами спорта;
- формирование системы знаний по овладению методами оздоровления и оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
План подготовки к созданию «Школы – территории здоровья»
№ | Формы работы | Сроки выполнения |
1 | Создать рабочую группу (5-6 человек) для принятия решения о выдвижении вопросов здоровья в число приоритетов работы школы | |
2 | Разработать предварительный проект «Школа – территория здоровья» (с постановкой целей, задач, оценкой имеющихся ресурсов) | |
5 | Распределить сферу ответственности, обязанности и задачи каждого участника проекта | |
6 | Разработать программу диагностики состояния здоровья учащихся и структуры факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье | |
7 | Составить карты индивидуальных показателей здоровья учащихся | |
8 | Провести анализ полученных результатов состояния здоровья учащихся 1-4 классов | |
9 | Учитывать полученные результаты состояния здоровья школьников при планировании и корректировке программы работы школы на втором этапе |
План внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в работу школы
№ | Проводимая работа | Сроки выполнения |
1 | Разработать школьную программу обеспечения приоритета здоровья | |
3 | Обеспечить проведение мониторинга здоровья учащихся и происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья | |
4 | Учитывать результаты мониторинга при составлении отчетов школы, при разработке программы развития | |
8 | Обеспечить соблюдение требований СанПиНов к санитарно-гигиеническим условиям в школе | |
9 | Включить в школьную программу мероприятия по профилактике основных «школьных болезней» и дезадаптационных состояний | |
10 | Обеспечить благоприятное (педагогическое и психологическое) влияние каждого учителя на своих учеников во время проведения уроков, с максимальной индивидуализацией этого воздействия | |
11 | Обеспечить необходимый уровень грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья через воспитание у школьников культуры здоровья |
План организации работы школы по здоровьесберегающим технологиям
п/п | Проводимая работа | Сроки выполнения |
1 | Составление расписания, позволяющего распределить нагрузку в течение дня, недели, учебного года в соответствии с гигиеническими требованиями СанПиНов | |
2 | Выбор учебных программ, учебных технологий, оптимальных с точки зрения влияния на здоровье учащихся | |
3 | Формирование благоприятного психологического климата в школе в целом | |
5 | Провести социально-психологические тренинги | |
7 | Разработать и проводить: зарядку, физкультминутки, физкультпаузы, динамические перемены | |
8 | Привлечь родителей для занятий со школьниками физкультурой и спортом | |
9 | Организовать рациональную работу школьной столовой | |
10 | Эстетическое оформление столовой | |
11 | В учебных кабинетах сделать функциональную расстановку мебели, позволяющую легко проводить физкультминутки | |
12 | Оборудовать учебные кабинеты плакатами и стендами для гимнастики зрения | |
13 | В планы уроков включать физкультминутки, вопросы по тематике здоровья | |
14 | На уроках следить за детьми, входящими в группу риска и корректировать осанку и зрение | |
18 | Организовать дежурство по школе с учетом требований СанПиНов |
План мониторинга состояния здоровья школьников и здоровьесберегающей работы школы
Дата проведения | Направления диагностики и мониторинга |
Сентябрь (ежегодно) |
Учет особенностей физического состояния и развития учащихся |
Октябрь (ежегодно) |
Определение признаков физического развития |
Ноябрь (ежегодно) |
Ориентировочная оценка состояния здоровья учащихся |
Май, июнь (ежегодно) |
Оценка работы школы и учителя в сфере охраны здоровья учащихся и реализации здоровьесберегающих технологий |
Метки: Вопросы управления