Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование здоровьесберегающей среды школы

Формирование здоровьесберегающей среды школы Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов осуществляется посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении. Школе успешно удаётся быть конкурентноспособной на рынке образовательных услуг при условии организации учебного процесса на принципах сохранения здоровья обучающихся. Через здоровьесберегающие проекты достигается одна из главных целей – обеспечение повышения качества обучения и воспитания. Все эти проекты объединены вектором деятельности, направленным на развитие самого ценного – здоровья детей. Здоровье является базовым компонентом гармоничного развития человека.

Здоровье ребенка, его психическое и физическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Проблема создания адекватных детскому организму условий образования в настоящее время приобрела особую актуальность.

Создание здоровьесберегающей среды обучения в школе формируется через создание материально– технической базы для активизации учебного процесса и внедрения результативных здоровьесберегающих педагогических технологий. Для создания здоровых и безопасных условий работы и учебно-воспитательного процесса в школе проходит апробация и оценка большинства инновационных разработок по следующим направлениям:

– здоровьесберегающая внутришкольная среда;

– оздоровительные технологии;

– интенсификация двигательного режима обучающихся полного дня: физминутки, подвижные игры, часы здоровья, спортивные праздники, соревнования;

– проведение мониторинга состояния здоровья;

– оптимизация школьного питания: горячее питание, соки, витаминизация в 1-4 классах.

Реализация нацпроекта «образование» представила возможность школе приобрести спортивный инветарь, комплекты ученической мебели, технологическое оборудование для пищеблока, оборудовать классы информатики с учётом санитарно – гигиенических условий работы. Кабинеты в школе оснащены мебелью, соответствующей росту учащихся; соблюдается тепловой режим в кабинетах начальной школы, спортивном зале; установлено дополнительное люминесцентное освещение для классных досок, практически укомплектован медицинский кабинет.

Проведенное психологом нашей школы исследование общего эмоционального состояния учащихся показало, что более 50% имеют повышенный уровень тревожности, наблюдается резкое снижениеуровня умственной работоспособности у учащихся 1-11 классов к концу учебного дня и недели, что свидетельствует о развитии утомления, ведет к возникновению проблем в обучении и развитии, провоцирует рост числа хронических заболеваний.

Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью. Увеличение объема домашних заданий, заставляющее детей часами просиживать над тетрадями и книгами, увлечение компьютерными играми, Интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного (а значит, нездорового) образа жизни, распространения гиподинамии.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников зависит от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья – самих учащихся, их родителей и, что особенно огорчает, педагогов. Анкетирование показало, что здоровье является для большинства учащихся одной из главных жизненных ценностей. Однако дети неадекватно оценивают состояние своего здоровья, слабо разбираются в вопросах здорового образа жизни и, как следствие этого, недостаточно заботятся о собственном организме. Наряду с этим анкетирование педагогов показало недостаточную валеологическую компетентность; недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий: толерант­ности, доброжелательности, чувства юмора и др.

Актуальным для коллектива стало формирование здоровьесберегающей среды школы, которое призвано решить проблемы, касающиеся сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

К таким проблемам относятся следующие:

  • проблема учебных перегрузок школьников, приводящих к состоянию переутомления;
  • проблема организации физической активности учащихся, профилактики гиподинамии;
  • проблема питания школьников;
  • проблема предупреждения вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней);
  • проблема вредных привычек;
  • проблема формирования культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;
  • проблема организации сотрудничества с родителями уча­щихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технологии работы учителя на уроке, – сердцевина здоровьесберегающей педагогики. Большая часть этих условий, как и гигиенических, регламентированы в СанПиНах, но в отличие от первых здесь бесспорен приоритет педагогов.

Учебный план школы разработан с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки школьников, на основании которого составляется общешкольное расписание уроков и внеклассных мероприятий с учетом шкалы Сивкова М. Г. Особое внимание уделяется правильному распределению нагрузки для учащихся начальной школы. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не группируются в один день. В расписание уроков в 1 классе включены динамические паузы продолжительностью 40 минут, которые проводятся на воздухе или в спортивном зале.

Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет выполнять свою задачу по охране их здоровья. Ребенок, подросток, не заботящийся о своем здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, на ведение здорового образа жизни, при всем старании учителей остаться здоровым в современных условиях жизни не сможет.

Необходимый уровень грамотности (знаний, умений, навыков), т. е. обучение здоровью обеспечивается как путем интеграции вопросов здоровья в содержание большинства школьных программ (ОБЖ, биологи, физической культуры и др. ), так и путем введения элективных курсов, через классные часы, уроки здоровья, которые проводятся не только в традиционной форме, но и с использованием тренингов, дискуссий, видеопросмотров с последующим обсуждением, практических занятий.

В программе каждой учебной дисциплины отводится время на рассмотрение вопросов, связанных с пропагандой здорового образа жизни, мероприятий по сохранению и укреплению здоровья, экологическим проблемам.

Одной из основных проблем школы является организация питания.

Мы много говорим о правильном питании на классных часах. Проводим уроки здоровья. Ведь правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека. На таких уроках ребенок не только учится сам, но и учит других – своих друзей, родителей. Взрослые члены семьи отмечают, что о многих секретах правильного питания они узнали от своих детей.

100% учащихся школы охвачены питанием. Школа проводит С – витаминизацию блюд. Для улучшения качества употребляемой питьевой воды используется бутиллированная артезианская вода.

За организацией питания, соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил следит бракеражная комиссия в составе ответственного за организацию питания, директора. Ими составляется меню, проводится осмотр работников пищеблока, бракераж пищи, контролируется соблюдение правил хранения продуктов и санитарно-гигиеническое состояние помещений.

Соблюдению санитарно-гигиенических норм в школе уделяется должное внимание. Составлен план-график контроля на весь учебный год за соблюдением данных норм и правил техники безопасности в школе.

Сегодня остро стоят проблемы снятия утомления школьников в процессе урока и повышения их двигательной активности.

Особое место в образовательном процессе занимает внеклассная физкультурно-оздоровительная работа. Анализ работы по физическому воспитанию обучающихся показывает, что в 2009-2010 учебном году оздоровлено всеми формами физкультурно-спортивных мероприятий (основная форма – урок, соревнования, физкультурные праздники, спортивные секции, группы здоровья, ОФП – 568 человек (89%). К окончанию учебного года наблюдается увеличение количества обучающихся с высоким уровнем развития и снижение количества обучающихся с низким уровнем развития.

Анализ показателей физической подготовленности учащихся 1-11 кл.

(2007-2010 уч. годов)

Уровень

развития

2007-2008

2008-2009

2009-2010

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

Высокий

93/17

158/28

99/16,4

146/25

108/17

Средний

341/60

310/55

369/61,3

348/58

475/74

Низкий

121/21

80/14

118/19,6

83/14

54/8,5

Освобождение

13/2

15/3

16/2,7

18/3

3/0,5

Распределение учащихся по группам здоровья

(2007-2010)

Группа здоровья

2007-2008

(чел. /%)

2008-2009

(чел. /%)

2009-2010

(чел. /%)

I

35/6

50/8

13/2

II

387/68,5

404/67

459/72

III

140/25

148/25

158/25

IV

3/0,5

0/0

10/1,6

Группа здоровья

2007-2008

(чел. /%)

2008-2009

(чел. /%)

2009-2010

(чел. /%)

Основная

468/83

500/83

502/78

Подготовительная

81/14

94/15,6

128/20

Специализированная

3/0,5

1/0,2

2/0,3

Освобождение

9/1,6

2/0,3

2/0,3

ЛФК

4/0,7

5/0,8

6/1

За счет малых форм физического воспитания удовлетворяется потребность в движениях и реализуется около 40% суточной нормы двигательной активности.

Проводимая в школе работа по сохранению, укреплению и формированию здоровья способствует гармоничному развитию личности, воспитанию у школьников высоких нравственных качеств.

Формирование здоровьесберегающей среды школы создает условия, которые обеспечивают высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволяют отодвигать утомление и избегать переутомления, снижают уровень общей тревожности учащихся. У учащихся возросла потребность в здоровом образе жизни, занятиях физической культурой и спортом. В школе нет случаев грубого нарушения Устава школы и правил поведения для учащихся.

В соответствии с планом работы школы проводятся дни ДРК по проблемам: «Нормализация учебной нагрузки», «Дозирование домашних заданий»; осуществляется контроль за работой учителей-предметников по исполнению нормативных документов: ст. 51 закона РФ «Об образовании» (охрана здоровья обучающихся), санитарно-эпидемиологических правил СанПин: «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», а также за соблюдением оптимального здоровья обучающихся.

Деятельность школы, направленная на оздоровление и гармоничное развитие обучающихся, позволила добиться результатов. Так посещаемость занятий составляет 98%. Проведение массовой витаминизации в начальных классах уменьшило количество пропусков по причине острой заболеваемости до 20%.

Результаты проводимого мониторинга в начале и в конце каждого учебного года показали положительную динамику состояния здоровья обучающихся 1—11 классов:

– улучшилось состояние осанки и стопы обучающихся;

– уменьшилось число детей с пониженным зрением;

– снизились показатели состояния эндокринной системы, гастропатологии, тубинфицированных учащихся.

Динамика заболеваемости обучающихся по годам

Виды заболеваний

Учебный год

2007-2008

(чел. /%)

2008-2009

(чел. /%)

2009-2010

(чел. /%)

Опорно-двигательная система

234/41,4

570/94,6

565/88%

Тубинфицированные

149/26,4

238/39,5

196/30%

Понижение зрения

77/14

135/22,4

108/17%

Эндокринные заболевания

63/11

99/16,4

85/13%

Невропатология

98/17

101/16,8

109/17%

Гастропатология

25/4,4

49/8

43/7%

Лорпатология

54/10

84/14

85/13%

Хирургия

39/7

91/15

94/15%

Сердечно-сосудистые

11/20

129/21,4

132/20%

Нефропатология

4/0,7

2/0,3

2/0,3%

Кожные заболевания

10/2

5/0,8

6/0,9%

Аллергические заболевания

11/2

11/1,9

15/2%

Наблюдается снижение числа простудных заболеваний, нет роста нарушений зрения и осанки.

2008-2009

Таким образом, анализ работы школы по сохранению здоровья учащихся показал, что значительно сократилось количество простудных заболеваний и не прогрессируют хронические заболевания. Из 640 учащихся, обучающихся в школе, 24% занимаются в кружках и секциях, способствующих физическому развитию.

Занятость обучающихся в спортивных кружках и секциях

в 2009-2010 уч. году

Классы

Занимаются в школьных секциях

Занимаются в спортивных комплексах

Занимаются в спортивных клубах

Занимаются в ДЮСШ

Занимаются в ДЮКФП

Итого:

(кол-во/%)

от общего количества обучающихся

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

1-4 классы

0

0%

53

59%

29

32%

8

9%

0

0%

90/14,2%

5-9 классы

0

0%

25

45%

22

39%

9

16%

0

0%

56/8,9%

10-11 классы

0

0%

5

72%

1

14%

1

14%

0

0%

7/1,1%

Всего:

0

0%

83

54%

52

34%

18

12%

0

0%

153/24,2%

УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

№ п/п

Характеристика объекта (описание элементов, пропускная собственность и т. д. )

Место расположения (адрес)

1.

Спортплощадка: беговые дорожки, футбольное поле, 2 турника, 2 рукохода, полоса препятствий. Пропускная способность: 200 чел.

ул. Транспортная, 29, около школы «стадион»

2.

Баскетбольная площадка: 4 кольца, разметка, защитное ограждение окон, светильников, батарей от ударов мячом. Пропускная способность: 10 чел.

ул. Транспортная, 29, в школе, спортивный зал

3.

Футбольное поле: ворота (2 шт. ) укреплены прочно в земле. Пропускная способность: 12 чел.

ул. Транспортная, 29, около школы «стадион»

4.

Турник: 2 шт. Пропускная способность: 2 чел.

ул. Транспортная, 29, около школы «стадион»

5.

Мини-футбол: имеются 2 ворот, разметка, защитное ограждение окон, светильников, батарей от ударов мячом. Пропускная способность: 10 чел.

ул. Транспортная, 29, в школе, спортивный зал

6.

Рукоходы: 2 шт. 1 рукоход – высота 2м. Пропускная способность: 2 чел. 2 рукоход – высота 2м 30см. Пропускная способность: 3 чел.

ул. Транспортная, 29, около школы «стадион»

7.

Полоса препятствий: 7 шин наполовину закопаны в землю.

Пропускная способность: 2 чел.

ул. Транспортная, 29, около школы «стадион»

8.

Другое: 1. ) 2 каната для лазания – (300 кг). Повреждений и смещений канатов нет. Пропускная способность: 2 чел. 2. ) шведская стена: (120 кг) каждая перекладина. Повреждений нет. Пропускная способность: 4 чел.

ул. Транспортная, 29, в школе, спортивный зал

Выстраивая свою работу на принципах социально-экономического партнёрства, школе удалось привлечь самых разных социальных партнёров. На базе образовательного учреждения осуществляется интеграция деятельности различных структур, работающих в области оздоровления детей: Центра помощи семье и подростку, Центра медицинской профилактики, ГИДУВа, районных поликлиник, учреждений дополнительного образования, органов управления образования.

В успешной реализации проектов, направленных на укрепление здоровья детей, обращаем внимание на возможности администрации школы сделать родителей учащихся своими союзниками и активными участниками.

Метки: Вопросы управления