Программы наблюдений при посещении уроков
Программы наблюдений при посещении уроков
Программы наблюдений
при посещении личностно-ориентированного урока.
Технология учебно-воспитательного процесса на основе индивидуально-ориентированного способа обучения (ИОСО) и индивидуального учебного плана ученика (ИУПУ) базируется на следующих принципах:
§ доверие педагогическому профессионализму учителя;
§ безусловное соблюдение физиолого–гигиенических норм работы обучающихся;
§ гарантированность образовательной подготовки обучающихся на любом отрезке учебного процесса;
§ комфортность для ученика и учителя.
При посещении уроков я руководствуюсь критериями профессиональной готовности учителей для работы по данным технологиям.
Предлагаю Программы наблюдений при посещении личностно-ориентированного урока, разработанные мною и заместителем директора по методической работе Блинковой Л. В.
Программа
наблюдения при посещении личностно – ориентированного урока
Цель: контроль и оценочно – результативный аспект урока.
ФИО учителя________________________________________________
Предмет____________________________________________________
Класс_______________________________________________________
Дата_______________________________________________________
Параметры оценки | 0 | 1 | 2 |
1. Создание для ученика ситуации успеха и уверенности. | |||
2. Сотрудничество ученика и учителя. | |||
3. Возможность выбора учеником уровня сложности и трудности задания. | |||
4. Возможность выбора учеником формы контрольной процедуры. | |||
5 Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика. | |||
6. Использование метода малых групп. | |||
7. Логическая своевременность контроля | |||
8. Гарантирование ученику права на повышение отметки. | |||
9. Использование безотметочного контроля. | |||
10. Поощрение ученика. | |||
11. Разнообразие форм отметки: | |||
– отметка успешной деятельности; | |||
– стимулирование само– и взаимооценки; | |||
– позиция педагога как: партнера при само и взаимооценки; | |||
– аргументирование отметки. | |||
12. Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, рациональный способ выполнения задания. | |||
13. Способствовала ли оценочно – аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я – концепции личности обучающихся, выработке у ребенка индивидуального стиля познания. |
Выводы и рекомендации:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Программа
наблюдения при посещении личностно – ориентированного урока.
Цель: мотивационно – ориентированный и организационный аспекты урока.
Ф. Щ. О. педагога____________________________________________
Предмет_______________________________________________
Класс (группа)___________________________________________
Дата:_________________________________________________
Параметры оценки | 0 | 1 | 2 |
1. Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный настрой обучающихся к работе на уроке? | |||
2. Какие педагогические приемы для этого были использованы? | |||
3. Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры урока? | |||
4. Стали ли они личностно значимыми для обучающихся? | |||
5. Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности обучающихся? | |||
6. Какие педагогические приемы использовались для актуализации и обогащения субъективного опыта обучающегося? | |||
7. Применялись ли диалоговые и полилоговые формы общения? | |||
8. Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого ученика? | |||
9. Присутствовала ли у педагога толерантность и доверие? | |||
10. Были ли созданы условия для проявления самостоятельности обучающихся? | |||
11. Оптимальна ли мера помощи? | |||
12. Учитывался ли индивидуальный темп и стиль учебной деятельности ребенка? | |||
13. Обладали ли ученики реальным правом выбора домашнего задания? | |||
14. Синергетика урока: | |||
– формы работы и способы получения знаний; | |||
– взаимо и самообучение, их элементы; | |||
– само и взаимоконтроль; | |||
– внутригрупповая организация. | |||
15. Коммуникативное пространство (наличие обмена информацией; свобода слова и мнений; выбор форы и стиля коммуникаций, SS позиция). |
Выводы и рекомендации:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Программа
наблюдения при посещении личностно – ориентированного урока.
Цель: формирование способов интериоризации знаний.
Ф. И. О. педагога___________________________________________
Предмет_________________________________________________
Класс (группа)_____________________________________________
Дата:___________________________________________________
Параметры оценки | 0 | 1 | 2 |
1. Этап введения обучающихся в новый материал: | |||
– способы стимулирования познавательной активности; | |||
– оптимальные формы введения в новый материал: | |||
• блоковая подача – погружение; | |||
• организация самостоятельной работы по опорным и справочным материалам; | |||
• введение нового материала через лидера группы; | |||
• введение нового материала через создание проблемной ситуации. | |||
2. Этап работы обучающихся под руководством педагога над учебной задачей (проблемой). Коррекция с учетом учебной ситуации по готовности: | |||
– самостоятельная работа с учебной литературой с учетом индивидуальных способностей и активности обучающихся; | |||
– изучение внутри группы с использованием внутригруппового контроля (парного или с помощью подготовленных учеников); | |||
– самоконтроль с помощью тестов и др. ; | |||
– способы усвоения знаний (через понятие к практике или через практику к общему понятию) – каждая группа по желанию; | |||
– акцентирование внимания на способах работы с материалом; | |||
– свобода передвижения в классе во время проработки темы; | |||
– способы реакции на непонимание и ошибку (техника «скорой помощи» педагога, совместное обсуждение, опоры – подсказки, взаимоконсультации). |
Выводы и рекомендации:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Программа
наблюдения при посещении личностно – ориентированного урока.
Цель: соотношение учебного, воспитывающего и содержательного аспектов урока.
Ф. И. О. педагога__________________________________________
Предмет________________________________________________
Класс (группа)____________________________________________
Дата:________________________________________________
Параметры оценки | 0 | 1 | 2 |
1. Осознание и понимание педагогом тех требований, которые он выдвигает перед учеником. | |||
2. Уважение к личности ученика. | |||
3. Создание режима наибольшего благоприятствования. | |||
4. Психологическая комфортность. | |||
5. Тактичное и уважительное отношение к ученику. | |||
6. Является ли адекватным отобранный учебный материал: | |||
– требованиям учебной программы; | |||
– цели и задачам урока. | |||
7. Насколько изучаемое является интересным и значимым для обучающихся? | |||
8. Смог ли учитель установить взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом ребенка. | |||
9. Формировал ли учитель системное представление об изучаемом явлении: | |||
– выявить важное и характерное; | |||
– обнаружить и установить внутрипредметные и межпредметные связи. | |||
10. Существует ли практическая направленность учебного материала (формирование эмоционально – волевой сферы, ценностных отношений, социализации). |
Выводы и рекомендации:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Программа
наблюдения при посещении личностно-ориентированного урока.
Цель посещения: выявить умения выстраивать субъект-субъектные отношения.
Учитель___________________________________________
Предмет___________________________________________
Класс
Умения | 0 | 1 | 2 |
Сохранение психического и физического здоровья детей: | |||
1. Обеспечение поддержания благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе. | |||
2. Учёт учителем психосберегающих факторов при построении уроков. | |||
3. Распределение времени и гигиенический режим труда учителя на уроке. | |||
4. Обеспечение поддержания и укрепления психического и физического здоровья детей на уроке. | |||
5. Чередование видов деятельности труда и отдыха детей на уроке. | |||
6. Использование способов повышения работоспособности учащихся на уроке. | |||
Взаимоотношения «учитель-ученик»: | |||
1. Умение использовать каналы косвенных воздействий для снятия напряжённости во взаимодействиях. | |||
2. Искусство выбора методов педагогического воздействия. | |||
3. Формирование учителем гуманных отношений на уроке. | |||
4. Выбор учителем эффективных средств для осуществления воспитательного и развивающего аспектов урока. | |||
5. Создание условий для раскрепощения личности ребёнка, выражения ею потенциальных возможностей, творчества и инициативы. | |||
6. Владение учителем методами контроля на различных этапах урока. | |||
7. Ученик-учитель: взаимопонимание– взаимодействие-сотрудничество. | |||
Коммуникативные умения учителя: | |||
1. Оказывать внушающее воздействие на учащихся. | |||
2. Вооружать методом достижения целей и внушать уверенность в успехе. | |||
3. Проявлять требовательность и справедливость во взаимоотношениях с сильными, средними и слабыми учениками. | |||
4. Предотвращать и разрешать конфликты: | |||
• подходить к явлениям, событиям окружающей жизни с точки зрения ученика, | |||
• изменять точку зрения ученика, его позицию путём раскрытия перед ним подлинных ценностей и целей, аргументируя их значимость, | |||
• преодолевать чувство личной неприязни к учащемуся в поисках справедливого решения проблемы. |
Выводы и рекомендации:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Метки: Вопросы управления