Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Анализ организационной культуры педагогического коллектива

Анализ организационной культуры педагогического коллектива В процессе анализа итогов учебного года мы считаем возможным рассмотреть уровень развития организационной культуры школы. Под организационной культурой школы понимается «наличие у всех работающих общих целей, непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей и заинтересованность в обеспечении общих конечных результатов в организации» (О. Е. Лебедев). В ходе анализа организационной культуры школы изучаются ее формальная структура, которая включает в себя уровень централизации управления (степень делегирования полномочий), фиксированность процедур, правила внутреннего распорядка и т. д. Далее анализируется неформальная система, которую образуют неформальные действия и отношения, групповые ценности и нормы, ожидания, традиции. Отдельно подвергаются анализу технологии, используемые на всех уровнях управления системы, – например, такие, как технологии сбора, хранения, передачи, использования информации о ходе и результатах образовательного процесса; процедуры планирования; приемы и техники анализа промежуточных и итоговых результатов деятельности школы в целом и отдельных ее подструктур и т. д. Данная методика позволяет диагностировать культуру и климат своей школы как организации, определить отношение коллектива к фактически существующему положению дел и выявить желаемые изменения. Отвечая на каждый вопрос, члены педагогического коллектива должны дать ответ по двум позициям:

– анализ сегодняшнего состояния культуры и климата школы (в опроснике графа «в настоящее время»);

– как я представляю себе будущее моей школы как организации (в опроснике графа «для меня это важно»).

Далее мы приводим опросник на тему: «Диагностика организационной культуры и климата»

Каждый вопрос начинается словами (в соответствии со смыслом): «Я считаю, что моя школа…»; «Я считаю, что в моей школе…»; «В моей школе…»

Утверждение

В настоящее время

Для меня это важно

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Общешкольные мероприятия планируются совместно

2

Моя деятельность регламентирована администрацией и документами

3

Учителя общаются друг с другом

4

Администрация соглашается с решением творческих групп

5

Администрация общается с учителями как с равными партнерами

6

Администрация часто посещает уроки учителей

7

Я часто выполняю поручения, не входящие в должностные обязанности

8

Моя школа нравится родителям

9

Администрация работает с учителями по повышению их проф. мастерства

10

Во всей школе существует единый порядок планирования

11

У меня есть возможность высказать свое мнение

12

Учителя часто собираются вместе по неформальным поводам

13

Я считаю, что авторитет директора признается всеми членами коллектива

14

Непреподавательский состав школы участвует в школьной жизни

15

Коллеги часто посещают мои уроки

16

Мне часто приходится решать мои рабочие вопросы с руководством

17

В школе часто появляются люди со стороны (специалисты)

18

Администрация предоставляет условия и поддерживает деятельность творческих групп

19

Учителя помогают друг другу анализировать процесс преподавания

20

Повышение квалификации всегда происходит вне школы

21

Выполнение утвержденных правил и процедур строго контролируется администрацией

22

В школе выражено чувство взаимной поддержки

23

Я часто хожу на уроки к коллегам

24

У меня есть возможность работать автономно

25

Администрация уделяет много внимания изучению нормативных документов

26

К моему мнению прислушиваются

27

Учителям нравится, когда посещают их уроки

28

Директор принимает посетителей только в определенное время

29

Учителя обсуждают пути совершенствования учебного процесса

30

План работы школы составляется администрацией

31

Учителя проявляют интерес к работе коллег

32

Директору часто приходится решать проблемы, возникающие между учителями

33

Учителя делятся материалами и пособиями

34

В школе есть учителя, которые работают обособленно

35

Внутри школы у учителей есть возможности профессионального роста

36

Я могу обратиться к директору в любое время

37

Учителя работают вместе как одна команда

38

Я могу работать над интересующей меня проблемой

39

Директор в нашей школе сосредоточен в основном на координационных функциях

40

Я не чувствуют себя одиноким в нашей школе

41

Меня могли бы контролировать меньше

42

Моя школа нравится учащимся

43

Учителя сами создают творческие группы

44

Я считаю, что все решения должен принимать директор

45

Администрация поощряет учителей, сотрудничающих с коллегами

46

Я считаю, что если директор уйдет из школы, то школа сильно изменится

47

Все идеи директора разделяются и поддерживаются

48

Я считаю, что в нашей школе всегда достигаются поставленные цели

Обработка результатов проводится по среднему баллу:

да – 3 балла; скорее да, чем нет – 2 балла; нет – 0 баллов.

В результате математической обработки результатов строится диаграмма.

Приводим фрагмент анализа диаграммы:

Приложение №1

Анализ диаграммы

Направления анализа

Позитивные тенденции

№ вопросов

Негативные тенденции

№ вопросов

Цели и ценности в педагогическом коллективе

– в школе созданы условия повышения педагогического мастерства и творчества учителей

– климат в учительском коллективе –

комфортный

9,11,17,

18,24,

35,38,43,

40

– недостаточный престиж школы среди родителей

– педагогический коллектив нельзя считать командой единомышленников

8, 42

37, 48

Отношения между участниками образовательного процесса

– стиль общения учителей – взаимопомощь и поддержка

– стиль общения учителей и администрации– партнерство

– соответствие запросов и реального общения учителей и других работников школы

3,19,29,

31,33,

5,11,36

12,14

– недостаточная авторитетность директора

– не всегда оцениваются инициатива и педагогический опыт учителей

13, 32, 44,

46, 47

15, 23, 26,

27, 45

Процесс принятия решения

– демократический стиль принятия решений

– четкое определение должностных обязанностей, опора на нормативные документы

– четкая и определенная система планирования

1,4,16

2,25

10

– недостатки в организации контроля

21, 39, 41

Метки: Вопросы управления