Анализ организационной культуры педагогического коллектива
Анализ организационной культуры педагогического коллектива В процессе анализа итогов учебного года мы считаем возможным рассмотреть уровень развития организационной культуры школы. Под организационной культурой школы понимается «наличие у всех работающих общих целей, непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей и заинтересованность в обеспечении общих конечных результатов в организации» (О. Е. Лебедев). В ходе анализа организационной культуры школы изучаются ее формальная структура, которая включает в себя уровень централизации управления (степень делегирования полномочий), фиксированность процедур, правила внутреннего распорядка и т. д. Далее анализируется неформальная система, которую образуют неформальные действия и отношения, групповые ценности и нормы, ожидания, традиции. Отдельно подвергаются анализу технологии, используемые на всех уровнях управления системы, – например, такие, как технологии сбора, хранения, передачи, использования информации о ходе и результатах образовательного процесса; процедуры планирования; приемы и техники анализа промежуточных и итоговых результатов деятельности школы в целом и отдельных ее подструктур и т. д. Данная методика позволяет диагностировать культуру и климат своей школы как организации, определить отношение коллектива к фактически существующему положению дел и выявить желаемые изменения. Отвечая на каждый вопрос, члены педагогического коллектива должны дать ответ по двум позициям:
– анализ сегодняшнего состояния культуры и климата школы (в опроснике графа «в настоящее время»);
– как я представляю себе будущее моей школы как организации (в опроснике графа «для меня это важно»).
Далее мы приводим опросник на тему: «Диагностика организационной культуры и климата»
Каждый вопрос начинается словами (в соответствии со смыслом): «Я считаю, что моя школа…»; «Я считаю, что в моей школе…»; «В моей школе…»
№ | Утверждение | В настоящее время | Для меня это важно | ||||||||||
Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
1 | Общешкольные мероприятия планируются совместно | ||||||||||||
2 | Моя деятельность регламентирована администрацией и документами | ||||||||||||
3 | Учителя общаются друг с другом | ||||||||||||
4 | Администрация соглашается с решением творческих групп | ||||||||||||
5 | Администрация общается с учителями как с равными партнерами | ||||||||||||
6 | Администрация часто посещает уроки учителей | ||||||||||||
7 | Я часто выполняю поручения, не входящие в должностные обязанности | ||||||||||||
8 | Моя школа нравится родителям | ||||||||||||
9 | Администрация работает с учителями по повышению их проф. мастерства | ||||||||||||
10 | Во всей школе существует единый порядок планирования | ||||||||||||
11 | У меня есть возможность высказать свое мнение | ||||||||||||
12 | Учителя часто собираются вместе по неформальным поводам | ||||||||||||
13 | Я считаю, что авторитет директора признается всеми членами коллектива | ||||||||||||
14 | Непреподавательский состав школы участвует в школьной жизни | ||||||||||||
15 | Коллеги часто посещают мои уроки | ||||||||||||
16 | Мне часто приходится решать мои рабочие вопросы с руководством | ||||||||||||
17 | В школе часто появляются люди со стороны (специалисты)
|
||||||||||||
18 | Администрация предоставляет условия и поддерживает деятельность творческих групп | ||||||||||||
19 | Учителя помогают друг другу анализировать процесс преподавания | ||||||||||||
20 | Повышение квалификации всегда происходит вне школы | ||||||||||||
21 | Выполнение утвержденных правил и процедур строго контролируется администрацией | ||||||||||||
22 | В школе выражено чувство взаимной поддержки | ||||||||||||
23 | Я часто хожу на уроки к коллегам | ||||||||||||
24 | У меня есть возможность работать автономно | ||||||||||||
25 | Администрация уделяет много внимания изучению нормативных документов | ||||||||||||
26 | К моему мнению прислушиваются | ||||||||||||
27 | Учителям нравится, когда посещают их уроки | ||||||||||||
28 | Директор принимает посетителей только в определенное время | ||||||||||||
29 | Учителя обсуждают пути совершенствования учебного процесса | ||||||||||||
30 | План работы школы составляется администрацией | ||||||||||||
31 | Учителя проявляют интерес к работе коллег | ||||||||||||
32 | Директору часто приходится решать проблемы, возникающие между учителями | ||||||||||||
33 | Учителя делятся материалами и пособиями | ||||||||||||
34 | В школе есть учителя, которые работают обособленно | ||||||||||||
35 | Внутри школы у учителей есть возможности профессионального роста | ||||||||||||
36 | Я могу обратиться к директору в любое время | ||||||||||||
37 | Учителя работают вместе как одна команда | ||||||||||||
38 | Я могу работать над интересующей меня проблемой | ||||||||||||
39 | Директор в нашей школе сосредоточен в основном на координационных функциях | ||||||||||||
40 | Я не чувствуют себя одиноким в нашей школе | ||||||||||||
41 | Меня могли бы контролировать меньше | ||||||||||||
42 | Моя школа нравится учащимся | ||||||||||||
43 | Учителя сами создают творческие группы | ||||||||||||
44 | Я считаю, что все решения должен принимать директор | ||||||||||||
45 | Администрация поощряет учителей, сотрудничающих с коллегами | ||||||||||||
46 | Я считаю, что если директор уйдет из школы, то школа сильно изменится | ||||||||||||
47 | Все идеи директора разделяются и поддерживаются | ||||||||||||
48 | Я считаю, что в нашей школе всегда достигаются поставленные цели | ||||||||||||
Обработка результатов проводится по среднему баллу:
да – 3 балла; скорее да, чем нет – 2 балла; нет – 0 баллов.
В результате математической обработки результатов строится диаграмма.
Приводим фрагмент анализа диаграммы:
Приложение №1
Анализ диаграммы
Направления анализа | Позитивные тенденции | № вопросов | Негативные тенденции | № вопросов |
Цели и ценности в педагогическом коллективе | – в школе созданы условия повышения педагогического мастерства и творчества учителей
– климат в учительском коллективе – комфортный
|
9,11,17, 18,24, 35,38,43,
40 |
– недостаточный престиж школы среди родителей – педагогический коллектив нельзя считать командой единомышленников |
8, 42
37, 48 |
Отношения между участниками образовательного процесса | – стиль общения учителей – взаимопомощь и поддержка
– стиль общения учителей и администрации– партнерство
– соответствие запросов и реального общения учителей и других работников школы |
3,19,29, 31,33,
5,11,36
12,14 |
– недостаточная авторитетность директора – не всегда оцениваются инициатива и педагогический опыт учителей |
13, 32, 44, 46, 47
15, 23, 26, 27, 45
|
Процесс принятия решения |
– демократический стиль принятия решений
– четкое определение должностных обязанностей, опора на нормативные документы
– четкая и определенная система планирования
|
1,4,16
2,25
10 |
– недостатки в организации контроля | 21, 39, 41 |
Метки: Вопросы управления