Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Мониторинг образовательных результатов

Мониторинг образовательных результатов

1.

Мониторинг знаний учащихся

предназначен для формирования рейтинговой оценки знаний Основная задача – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса, проводится через нулевой, промежуточный и итоговый срезы.

2 Мониторинг профессионального мастерства учителей

Мониторинг знаний является одновременно диагностикой профессионального мастерства педагогов. В ходе мониторинга поступает обширная диагностическая информация о результатах учебной деятельности педагога. Для учителя диагностической инфоpмацией являются pезультаты контрольных срезов и их динамика в пpодвижении от “нулевого” pезультата к “промежуточному”, от “промежуточного” к “итоговому Работа по полученным данным напpавлена на фоpмиpование у каждого учителя объективного отно­шения к знаниям ученика и их оценке, на пpеодоление негативного отношения к конфликтным, некоммуника­бельным детям, на осознание убедительности выставленной оценки для ученика, создание у него стимула к дальнейшему познанию.

3. Создание единого информационного пространства

мониторинг позволяет проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику профессионального мастерства педагогов.

Мониторинг образовательных результатов

Более глубокий анализ результатов учебного года возможен на основе единой системы контроля знаний учащихся и диагностики профессионального мастерства педагогов, которая позволила бы всем участникам образовательного процесса получать необходимую информацию. .

Одним из возможных вариантов системы контроля знаний и диагностики профессионального мастерства педагогов является мониторинг.

Временные срезы проводятся в течение всего учебного года и используют главным образом системы тестов.

1. 1. Мониторинг знаний учащихся

Система мониторинга представляет собой инструментарий, предназначенный для формирования рейтинговой оценки знаний как отдельного субъекта процесса обучения, так и коллектива обучающихся в целом на определенном временном интервале.

Основная задача мониторинга состоит в непрерывном отслеживании состояния учебного процесса. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:

– достигается ли цель образовательного процесса;

– существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;

– существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя;

– соответствует ли уровень сложности учебного материала предмета возможностям обучающегося. Эта задача решается путем проведения нулевого, промежуточного и итогового срезов и анализа их результатов. Результаты срезов фиксируются с помощью рейтинговой оценки.

Анализ результатов срезов осуществляется по фиксированной схеме (прил. 1). Это позволяет определить действия учителя в отношении методики преподавания, уровня учебных программ и успешности учащихся в предметной области.

Нулевой срезрекомендуется проводить в первые две недели учебного года. Его цель – определение уровня знаний учащихся в начале цикла обучения (начальное диагностирование, готовность класса к данному этапу обучения). В ходе проведения нулевого среза учитель осуществляет:

1. Прогнозирование (совместно с учениками) возможности успешного обучения на данном этапе.

2. Разработку совместно с классом схемы действий для преодоления затруднений в обучении.

3. Согласование предметных требований при переходе учебного процесса от одного предмета к другому (например, математика-физика-информатика).

4. Оценку наличия интегрированных связей в обучении.

5. Оценку методической подготовленности учителя посредством экспертной оценки результатов среза (формирование цели нулевого среза, анализ результатов, план действий и требования к индивидуальному подходу в обучении).

Нулевой срез проводится в письменной форме или c применением компьютерных технологий по заданиям, составленным учителем и согласованным с заместителем директора по учебной работе. Результаты среза, анализ с выводами и предложениями обсуждаются с учащимися и на педагогическом совете.

Организация проведения среза осуществляется учителями, ведущими уроки по предмету, и контролируется учебной службой школы. Нулевой срез проводится во всех классах в соответствии с задачами, стоящими перед школой.

Анализ результатов нулевого среза дает возможность:

– выбрать учителю адекватную методику обучения;

– сформировать у учащихся установку на возможность позитивного результата обучения;

– назначить дополнительные занятия для неуспевающих учащихся;

– провести коррекцию учебного графика.

Целями проведения промежуточного среза являются:

– оценка успешности продвижения учащихся в предметной области;

– подведение промежуточных итогов обучения.

Задачамипромежуточного среза являются:

1. Оценка преподавателем успешности выбора методики обучения.

2. Корректировка учебного процесса, выбранных подходов и

методов обучения.

3. Формирование рейтинговой оценки учащихся.

Промежуточный срез, как и нулевой, проводится в письменной форме или на компьютере. Результаты промежуточного среза анализируются и обсуждаются с учащимися.

Учащимся, успевающим на "отлично", предлагаются творческие работы. Это могут быть элементы НИР, изучение дополнительных разделов предметного курса или работа на свободную тему.

Цель проведения итогового среза – подведение итогов года обучения.

Задачи, решаемые при проведении итогового среза:

1. Анализ результатов обучения.

2. Оценка успешности освоения учащимися предмета.

3. Анализ действий учителя на данном этапе обучения.

4. Формирование итоговой рейтинговой оценки и заключение

об успешности выполнения учащимися учебной программы.

Итоговые срезы проводятся за две недели до окончания учебного года.

Мониторинг, использующий систему срезов, предполагает свободу учащихся в выборе разноуровневых заданий и позволяет выявить:

а) текущие результаты учебного процесса и возможность его корректировки,

б) реальный уровень квалификации педагогических кадров, их подготовленность к решению инновационных задач.

Согласно разработанной методике, результаты срезовых работ анализируются следующим образом:

1. Для оценки динамики процесса обучения от начального диагностирования к текущему и далее к итоговому сравниваются данные по каждому классу по этим контрольным точкам в пределах установленного оценочного диапазона.

2. Для оценки прочности усвоения знаний результаты нулевого среза последующего года сравниваются с результатами итогового среза предыдущего года.

1. . 2. Мониторинг профессионального мастерства педагогов

Мониторинг знаний является одновременно диагностикой профессионального мастерства педагогов. В ходе мониторинга поступает обширная диагностическая информация о результатах учебной деятельности педагога. Для учителя диагностической инфоpмацией являются pезультаты контрольных срезов и их динамика в пpодвижении от “нулевого” pезультата к “промежуточному”, от “промежуточного” к “итоговому”. Дополнительной ин­фоpмацией о самоpазвитии может быть общественно значимая деятельность во внеучебной сфеpе. Работа по полученным данным напpавлена на фоpмиpование у каждого учителя объективного отно­шения к знаниям ученика и их оценке, на пpеодоление негативного отношения к конфликтным, некоммуника­бельным детям, на осознание убедительности выставленной оценки для ученика, создание у него стимула к дальнейшему познанию.

Диагностической инфоpмацией на адми­нистpативном уpовне являются :

1. Сводные опеpативные данные по школе о pезультатах “нулевых”, “промежуточных” и “итоговых” сpезов,

2. Сpавнительный анализ показателей пpодви­жения классов в пpоцессе обучения.

3. Сpавнительный анализ пpедыдущего года обучения с текущим по соответствующим контpольным точкам.

4. Гpафики успеваемости текущего года обуче­ния по четвеpтям или

полугодиям; их сpавнение с пpедыдущим годом обучения.

.

На основе обработки получаемой диагностической информации формулируются общешкольные пpинципы pаботы с ней, которые заключаются в следующем:

1. Инфоpмация должна быть достовеpной, убе­дительной для учителя, учащегося, пpедставлена в виде, доступном для осмысления. Некотоpая инфоpма­ция носит локальный хаpактеp, доступ к ней огpаничен (чаще всего это инфоpмация, пpедстав­ленная психологом).

2. Одна и та же диагностическая инфоpмация исследуется с pазличных позиций (методисты, диpектоp, зам. диpектоpа по методической работе, психолог).

3. Пpевpащать инфоpмацию в деятельный инстpумент упpавления возможно толь­ко на основе личностных хаpактеpистик субъектов учебной деятельности, их возможностей и позитивных установок руководителя по совершенствованию профессионального мастерства учителя.

.

Систематический контpоль за педагогическими pезультатами на основе диагностической инфоpмации должен обеспечить pешение следующих задач:

а) выявление действительных pезультатов школьного обpазования и возможность на этой осно­ве коppектиpовать пpогpамму pазвития школьной концепции;

б) выявление pеального уpовня квалификации педагогических кадpов, их подготовленности к pешению инновационных задач.

Отслеживание "контpольных" показателей учебной деятель­ности учащихся ведется на пpотяжении всего учебного года с целью опpеделения соответствия фактического уpовня промежу­точного pезультата требованиям учебных пpогpамм. Система сpезов пpедполагает свободу учащихся в выбоpе предоста­вляемых pазноуpовневых заданий.

1. 3. Создание единого информационного пространства

образовательного учреждения для мониторинга образовательных

результатов

Виртуальный мониторинг позволяет проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику профессионального мастерства педагогов. Практически внедрить систему мониторинга, т. е. осуществить сбор, обработку и передачу информации за оптимальный срок возможно с помощью современных информационных технологий.

На каждом этапе мониторинга используются различные подходы и технологии, среди которых можно выделить следующие:

1. Компьютерное тестирование для формирования рейтинговой оценки знаний учащихся.

Компьютерное тестирование широко применяется в нашей стране и за рубежом. Степень ограничения связана пока с трудоемкостью разработки и несовершенством компьютерных программ для тестирования.

В результате тестирования формируются рейтинговые оценки учащихся, которые заносятся в ведомости рейтингового контроля и готовы к обработке, передаче и хранению.

2. Обработка поступающей в ходе мониторинга информации.

Собранная с помощью компьютерного тестирования информация представляет собой огромный набор данных, который необходимо обработать и представить в виде статистических сводных данных или результатов анализа, проведенного по определенному заданию.

Приложение 1

Протокол проведения нулевого среза

по курсу_______________________ разделу___________________

теме______________________________________________________

Предмет _____________ Дата проведения ______________________ Класс _______

Учитель _____________ В классе по списку ___ учащихся Присутствовало ______

Отсутствовали учащиеся (пофамильно) _______________________________________

Анализ результатов нулевого среза

Цель, которую Вы ставили при проведении среза:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Результаты:

Количество учащихся, имеющих данный

балл

«5»

«4»

«3»

«2»

Анализ результатов:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Ваши действия, вытекающие из полученных результатов:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Какая помощь (методическая, административная, организационная и т. д). необходима

для решения поставленных задач

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Приложение 2

Протокол проведения промежуточного среза

(Заполняется ассистентом)

Предмет ________________ Дата проведения ______________________ Класс _______

Учитель _____________ Ассистент _____________

В классе по списку ___ учащихся Присутствовало ______

Отсутствовали учащиеся (пофамильно) ______________________________________________

I. Создание условий для результативной работы учащихся.

Да Нет Не в полной мере

II. Готовность учителя к проведению промежуточного среза.

1. Текст задания записан на доске до урока.

2. Текст на доске оформляется после звонка на урок.

3. Учащиеся работают по индивидуальным заданиям.

4. Учащиеся выполняют одно и то же задание.

5. Учащиеся выполняют задание по . . . . . вариантам.

III. Готовность учащихся к выполнению работы.

1. Никто из учащихся не опоздал на урок.

2. На урок опоздали . . . . . учащихся.

3. Для выполнения работы есть все необходимые принадлежности.

4. К выполнению работы не готовы . . . . учащихся.

IV. Характеристика процесса выполнения задания.

1. Учащиеся выполняют работу самостоятельно.

2. Учащиеся обращаются за помощью к учителю.

3. Учащиеся обращаются за помощью к товарищам.

4. При выполнении задания соблюдается тишина.

V. Завершение работы.

1. На выполнение задания учащи»5»еся затратили время, отведенное учителем.

2. Справились с заданием раньше положенного срока.

3. Не справились с заданием в отведенное время . . . . . учащихся.

Ваши пожелания и предложения:

________________

________________

Приложение 3

Анализ результатов промежуточного среза

(Заполняется учителем)

Цель, которую Вы ставили при проведении среза:

________________

________________

________________

Результаты:

Количество учащихся, работа которых оценена на указанный балл

«5»

«4»

«3»

«2»

Анализ результатов:

1. Совпадение прогноза учителя по результативности обучения с полученными данными.

( в случае расхождения прогноза и результата, укажите причины расхождения)

2. Считаете ли Вы, что на основании полученных данных необходимо:

изменить учебный план (как?),

изменить расписание занятий (как?),

изменить уровень требований,

изменить содержание образования,

изменить методику преподавания (как?).

________________

________________

________________

________________

________________

________________

Укажите фамилии учащихся, учебные результаты которых Вас особенно порадовали, почему ?

________________

________________

________________

________________________________

________________

________________

Укажите фамилии учащихся, учебные результаты которых Вас особенно

огорчили, почему ?

________________

________________

Приложение 4

Протокол проведения итогового среза

Предмет _____________ Дата проведения ______________________ Класс ________________

Учитель _____________ В классе по списку ___ учащихся Присутствовало ______

Отсутствовали учащиеся (пофамильно) _________________________________________________

Раздел 1-2 (заполняется ассистентом).

Готовность учителя к проведению итогового среза

Создание условий для результативной работы

Готовность учащихся к выполнению работы

Тексты заданий согласованы с методистом Да Нет

Задания для учащихся разноуровневые Да Нет

Соблюдаются санитарно-гигиенические требования

Да Нет

Наличие опозданий

Да Нет

Характеристика процесса выполнения задания

Завершение работы

Задания выполняются самостоятельно

Да Нет

Учащиеся обращаются за помощью

к учителю Да Нет

к товарищам Да Нет

Учащиеся справились с заданием в отведенное время Да Нет

Ваши пожелания и предложения:

___________________________________

___________________________________

___________________________________

Результаты:

Количество учащихся, имеющих данный результат

«5»

«4»

«3»

«2»

Оценка результата учителем:

________________

_______________

________________

________________

________________

Соответствие знаний учащихся образовательному стандарту:

базового уровня _____ % учащихся, повышенного уровня ______% учащихся

Ваши предложения по организации образовательного процесса в следующем учебном году

________________

________________

________________

________________

Метки: Вопросы управления