Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Экспертиза расписания учебных занятий и ведения классных журналов

Экспертиза расписания учебных занятий и ведения классных журналов Материалы могут быть использованы в режиме самоэкспертизы в самом образовательном учреждении.

Необходимо отметить, что ситуация самоэкспертизы позволяет отрефлексировать не только процесс разработки образовательной программы, учебного плана как компонента образовательной программы, расписания учебных занятий как средства реализации учебного плана и реализации учащимся права выбора индивидуального образовательного маршрута через выбор предметных областей, но и способствует дальнейшему расширению образовательного пространства школы.

1. Экспертиза расписания учебных занятий

Экспертиза расписания учебных занятий – это процедура его изучения и оценки на основе оптимального соотношения материально-технических возможностей образовательного учреждения и возможности предоставления учащимся права выбора индивидуального образовательного маршрута.

Экспертиза проводится с целью:

– установления соответствия расписания занятий требованиям санитарно-гигиенических норм,

– осуществления возможности выбора учащимся индивидуального образовательного маршрута,

– достижения образовательного результата при сохранении соматического здоровья учащихся.

Функции экспертизы:

– дать всесторонний анализ расписания занятий,

– спрогнозировать возможные негативные для здоровья учащихся последствия реализации расписания,

– спрогнозировать возможные негативные последствия для учителей в сфере их здоровья, получения образовательного результата, совершенствования их педагогического мастерства,

– определить возможности учащихся в получении дополнительного образования.

Экспертиза расписания проводится:

– по инициативе образовательного учреждения:

при определении перспектив вариативности образовательных программ,

при планировании организации образовательного процесса в текущем учебном году,

при изучении условий организации образовательного процесса,

при изучении возможности успешной реализации учебного плана,

в режиме изучения преподавания предметных и образовательных областей;

– при утверждении расписания на новый учебный год,

при экспертизе учебных планов,

при экспертизе результатов реализации образовательных программ.

Проводится экспертиза расписания как нормативного документа, определяющего режим функционирования школы.

В ходе экспертизы устанавливается:

– соответствие расписания нормативным документам,

– распределение учебной нагрузки учащихся по дням недели,

– соответствие максимально допустимой нагрузки учащихся существующим требованиям,

– соответствие учебному плану школы, видам образовательных программ, реализуемых в школе,

– соответствие распределения предметных областей в течение учебного дня и учебной недели возможностям учащихся и учителей.

Параметры экспертизы раcписания учебных занятий определяются исходя из требований к организации учебно-воспитательного процесса по следующим нормативным положениям:

Параметр экспертизы
Нумерация позиции в санитарных правилах и нормах

Максимально допустимая нагрузкаучащихся

2. 9. 1

Распределение максимально допустимой нагрузки по возрастным категориям

2. 9. 2

Шестидневная учебная неделя для учащихся 5-11-х классов всех видов ОУ с углубленным содержанием предмета

2. 9. 3

Продолжительность урока не превышает 45 минут

2. 9. 4

Начало занятий не ранее 8 часов

2. 9. 5

Обучение классов с углубленным содержанием учебных программ в первую смену

2. 9. 5

Обучение классов начальной школы, 5-х классов, выпускных классов в первую смену

2. 9. 5

Наличие расписания факультативных занятий

2. 9. 15

Проведение факультативных занятий в дни с наименьшим количеством обязательных уроков

2. 9. 15

Наличие перерыва продолжительностью 45 минут между последним уроком и факультативными занятиями

2. 9. 15

Отсутствие сдвоеных уроков в начальной школе

2. 9. 16

Отсутствие сдвоенных уроков для учащихся 5-9-х классов, кроме уроков труда, физкультуры, уроков проведения контрольных и лабораторных работ

2. 9. 16

Наличие динамической паузы или уроков физкультуры

после сдвоенных уроков по основным и профильным

предметам

2. 9. 16

Чередование в течение дня и недели для младших школьников основных предметов с уроками ИЗО, музыки, труда, физкультуры

2. 9. 17

Чередование в течение дня и недели для учащихся старшего возраста предметов физико-математического и гуманитарного циклов

2. 9. 17

Построение расписания с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности

учащихся

2. 9. 18

Соответствие распределения предметов в течение учебного дня ранговой шкале сложности предметов Сивкова; наличие аргументации в случаях незначительного отхода от данной позиции

2. 9. 18

Соответствие временного интервала между уроками нормативным требованиям (10 минут – маленькая перемена, 30 минут – большая перемена после 2-х или 3-х уроков)

2. 9. 19

При представлении расписания учебных занятий наличие пояснительной записки является обязательным.

Результаты работы экспертной группы или эксперта отражаются в экспертном заключении. При организации такой работы в режиме внутренней экспертизы появляется реальная возможность предупреждения межличностных конфликтов, связанных с расписанием учебных занятий.

Экспертное заключение

по результатам экспертизы расписания учебных занятий

Дата проведения экспертизы _______________

Цель экспертизы____________________________________________

Название параметра экспертизы

Соответ-

ствует

Не соотв.

Соотв. ,

но не в полной мере

1

Максимально допустимая нагрузка учащихся

2

Распределение максимально допустимой нагрузки учащихся по возрастным категориям

3

Шестидневная неделя для учащихся 5-11-х классов с углубленным содержанием предмета

4

Продолжительность урока не превышает 45 минут

5

Начало занятий не ранее 8 часов

6

Обучение классов с углубленным содержанием учебных программ в первую смену

7

Обучение классов начальной школы, 5-х классов, выпускных классов в первую смену

8

Построение расписания с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся.

Соответствие распределения предметов в течение дня и недели ранговой шкале сложности предметов Сивкова

9

Проведение факультативных занятий в дни с наименьшим количеством обязательных уроков

10

Продолжительность перемен

10 минут – маленькая перемена

30 минут – большая перемена, после 2-х или 3-х уроков

11

Наличие расписания факультативных занятий

12

Наличие перерыва продолжительностью 45 минут между последним уроком и факультативными занятиями

13

Отсутствие сдвоенных уроков в начальной школе

14

Отсутствие сдвоенных уроков для учащихся 5-9-х классов, кроме уроков труда, физкультуры, уроков проведения контрольных и лабораторных работ

15

Наличие динамической паузы или уроков физкультуры после сдвоенных уроков по основным и профильным предметам

Выводы и предложения:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Руководитель экспертной группы ___________________

Эксперты ___________________

"____ " _________________200… г.

Самоэкспертиза расписания в образовательном учреждении может проводиться не только с позиции соответствия его нормативным документам, но и с целью прогнозирования результата обучения и совершенствования педагогического мастерства учителя.

Оценка расписания учебных занятий в той или иной мере осуществляется любым педагогом, но строится она по-разному. В первом случае педагог оценивает расписание с позиции удобства именно для него лично, во втором случае с позиции ученика, в третьем – в комплексе: оценка возможности реализации своей учебной программы, создания условий для освоения учебной программы учащимся, создания условий для освоения образовательной программы в целом и возможности получения дополнительного образования в школе или вне школы. Формирование такой оценки расписания занятий требует от администрации не только знания нормативных позиций, но и обучения педагогического коллектива методам комплексной экспертной оценки.

Экспертиза расписания учебных занятий с позиции создания условий для учителя с целью получения обоснованного педагогического результата строится по другим параметрам. Эти параметры включают в себя:

– определение максимального количества уроков у учителя в день,

– использование дней максимальной работоспособности учащихся для изучения предметов высокого уровня сложности или профильных предметов,

– равномерное распределение учебного предмета по дням недели,

– изменение порядкового номера предмета в недельном расписании,

– учет ориентации учащихся на предметные области при распределении дневной и недельной нагрузки,

– значимость профессиональной компетентности учителя при распределении предмета в расписании,

– создание условий для формирования навыков организации урока у молодых учителей,

– использование организаторского потенциала опытных учителей,

– возможность посещения уроков опытных учителей учителями, начинающими свою педагогическую биографию,

– возможность проведения методических объединений, методических семинаров по образовательным областям и т. д.

Совокупность этих параметров в какой-то степени формирует систему ценностей педагогического коллектива. Изменяемость этих параметров позволяет развиваться образовательному учреждению, находить пути оптимального сочетания режима функционирования и режима развития образовательного учреждения, пути совершенствования режима функционирования. Поскольку определение этих параметров предполагает наличие определенного уровня готовности к такой работе, использование самоэкспертизы как инструмента развития требует осторожности и взвешенности позиций администрации, исполняющего (или исполняющих) роль эксперта. В качестве примера приводится возможная форма эспертного заключения.

Экспертное заключение по результатам экспертизы расписания учебных занятий с позиции учителя

Параметр экспертизы

Да

Нет

Не в полной мере

1

Распределение предметов высокого уровня сложности по номерам уроков и дням недели в период максимальной работоспособности учащихся

2

Наличие оптимального временного интервала в течение недели

3

Чередование номера урока в расписании в течение недели

4

Соответствие дней разгрузки в течение недели дням минимальной работоспособности учащихся

5

Соответствие номера урока или дня недели обучения по основным и (или) профильным предметам дням максимальной работоспособности учащихся

6

Учет ориентации учащихся на предметные области при распределении дневной (недельной) нагрузки

7

Учет профессиональной компетентности учителя при распределении предмета в расписании в течение дня и недели

8

Учет личностных качеств учителя, способности создавать психоэмоциональный фон урока

Выводы и предложения:

________________

Анализ работы учителей по ведению классных журналов

Анализ работы педагогического коллектива по ведению классных журналов – это обобщение сведений, полученных на основе их изучения .

Анализ работы по ведению классных журналов проводится с целью:

– исполнения инструкции по ведению классных журналов;

– оценки системы обратной связи в процессе обучения;

– опосредованной оценки деятельности службы сопровождения;

– определения наличия дифференцированного и индивидуального подхода в обучении учащихся;

– проверки выполнения учебных программ;

– проверки системы работы с учебной документацией.

Функции анализа:

" Нормативная – заключение по результатам изучения классных журналов рассматривается как основа для принятия административных решений.

" Ориентирующая – дает основу для рекомендаций учителям по совершенствованию работы со школьной документацией, определения направлений совершенствования методической подготовки учителей.

" Системно-формирующая – определяет пути совершенствования нормирующей деятельности образовательного учреждения.

Анализ по ведению журналов.

Анализ работы по ведению классных журналов проводится методистами, заместителями директора по учебной работе, научно-методической работе в режиме текущего контроля или по окончании четверти, полугодия, года.

Методисты или заместители директора, проверяющие журнал, отвечают по заданным позициям, указывая в примечании фамилии учителей, преподаваемый предмет, номера страниц в журнале, где допущены нарушения. По усмотрению проверяющего в графе «примечание» могут быть зафиксированы фамилии учителей, работа которых может быть рекомендована для изучения как в плане обобщения опыта, так и в плане проверки.

Заключение по результатам анализа работы учителей по ведению классных журналов

Дата проверки_______ Класс______

Классный руководитель_____________

Фамилия, имя, отчество проверяющего журнал______________

Показатель

Да

Нет

Примечание

1

Заполнен журнал

– Факультативных занятий

– индивидуальных и групповых занятий

2

Наименования учебных предметов в классном журнале соответствуют их наименованиям в учебном плане

3

Количество часов на изучение предметов, зафиксированное в классном журнале, соответствует количеству часов в учебном плане

4

Наличие заполнения:

– листка здоровья учащихся;

– общих сведений об учащихся;

– посещение учащимися кружков и факультативов;

– листа учета посещаемости учебных занятий.

5

Имеется анализ выполнения учебных программ в течение четверти, семестра, года

6

Журнал своевременно заполняется учителями

7

Журнал проверяется администрацией ОУ

8

Выполняется практическая часть предметных областей

лабораторные и практические работы по химии,

физике,

биологии

9

Система обратной связи соответствует нормативным требованиям:

– учащиеся опрашиваются систематически;

– оценки за контрольные и самостоятельные работы выставляются своевременно;

– существует индивидуальный подход в работе со слабоуспевающими учащимися;

– оценка выполняет стимулирующую функцию;

– существует оптимальное соотношение количества оценок за письменные работы и устный опрос;

– существует объективность при выставлении четвертных и годовых оценок учащимся

10

В журналах отсутствует исправление оценок

11

Учителя фиксируют в журналах отсутствие учащихся на уроке

12

Регистрация отсутствующих на уроке учащихся учителями соответствует регистрации классным руководителем

13

Своевременно заполняется сводная ведомость успеваемости учащихся

14

Существует система учета пропуска уроков учащимися без уважительной причины

15

Имеется документация, обосновывающая выбытие учащихся

Метки: Вопросы управления