Экспертиза расписания учебных занятий и ведения классных журналов
Экспертиза расписания учебных занятий и ведения классных журналов Материалы могут быть использованы в режиме самоэкспертизы в самом образовательном учреждении.
Необходимо отметить, что ситуация самоэкспертизы позволяет отрефлексировать не только процесс разработки образовательной программы, учебного плана как компонента образовательной программы, расписания учебных занятий как средства реализации учебного плана и реализации учащимся права выбора индивидуального образовательного маршрута через выбор предметных областей, но и способствует дальнейшему расширению образовательного пространства школы.
1. Экспертиза расписания учебных занятий
Экспертиза расписания учебных занятий – это процедура его изучения и оценки на основе оптимального соотношения материально-технических возможностей образовательного учреждения и возможности предоставления учащимся права выбора индивидуального образовательного маршрута.
Экспертиза проводится с целью:
– установления соответствия расписания занятий требованиям санитарно-гигиенических норм,
– осуществления возможности выбора учащимся индивидуального образовательного маршрута,
– достижения образовательного результата при сохранении соматического здоровья учащихся.
Функции экспертизы:
– дать всесторонний анализ расписания занятий,
– спрогнозировать возможные негативные для здоровья учащихся последствия реализации расписания,
– спрогнозировать возможные негативные последствия для учителей в сфере их здоровья, получения образовательного результата, совершенствования их педагогического мастерства,
– определить возможности учащихся в получении дополнительного образования.
Экспертиза расписания проводится:
– по инициативе образовательного учреждения:
при определении перспектив вариативности образовательных программ,
при планировании организации образовательного процесса в текущем учебном году,
при изучении условий организации образовательного процесса,
при изучении возможности успешной реализации учебного плана,
в режиме изучения преподавания предметных и образовательных областей;
– при утверждении расписания на новый учебный год,
при экспертизе учебных планов,
при экспертизе результатов реализации образовательных программ.
Проводится экспертиза расписания как нормативного документа, определяющего режим функционирования школы.
В ходе экспертизы устанавливается:
– соответствие расписания нормативным документам,
– распределение учебной нагрузки учащихся по дням недели,
– соответствие максимально допустимой нагрузки учащихся существующим требованиям,
– соответствие учебному плану школы, видам образовательных программ, реализуемых в школе,
– соответствие распределения предметных областей в течение учебного дня и учебной недели возможностям учащихся и учителей.
Параметры экспертизы раcписания учебных занятий определяются исходя из требований к организации учебно-воспитательного процесса по следующим нормативным положениям:
Параметр экспертизы |
Нумерация позиции в санитарных правилах и нормах |
Максимально допустимая нагрузкаучащихся | 2. 9. 1 |
Распределение максимально допустимой нагрузки по возрастным категориям | 2. 9. 2
|
Шестидневная учебная неделя для учащихся 5-11-х классов всех видов ОУ с углубленным содержанием предмета | 2. 9. 3 |
Продолжительность урока не превышает 45 минут | 2. 9. 4 |
Начало занятий не ранее 8 часов | 2. 9. 5 |
Обучение классов с углубленным содержанием учебных программ в первую смену | 2. 9. 5 |
Обучение классов начальной школы, 5-х классов, выпускных классов в первую смену | 2. 9. 5 |
Наличие расписания факультативных занятий | 2. 9. 15 |
Проведение факультативных занятий в дни с наименьшим количеством обязательных уроков | 2. 9. 15 |
Наличие перерыва продолжительностью 45 минут между последним уроком и факультативными занятиями | 2. 9. 15 |
Отсутствие сдвоеных уроков в начальной школе | 2. 9. 16 |
Отсутствие сдвоенных уроков для учащихся 5-9-х классов, кроме уроков труда, физкультуры, уроков проведения контрольных и лабораторных работ | 2. 9. 16 |
Наличие динамической паузы или уроков физкультуры после сдвоенных уроков по основным и профильным предметам |
2. 9. 16 |
Чередование в течение дня и недели для младших школьников основных предметов с уроками ИЗО, музыки, труда, физкультуры | 2. 9. 17 |
Чередование в течение дня и недели для учащихся старшего возраста предметов физико-математического и гуманитарного циклов | 2. 9. 17
|
Построение расписания с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся |
2. 9. 18
|
Соответствие распределения предметов в течение учебного дня ранговой шкале сложности предметов Сивкова; наличие аргументации в случаях незначительного отхода от данной позиции | 2. 9. 18
|
Соответствие временного интервала между уроками нормативным требованиям (10 минут – маленькая перемена, 30 минут – большая перемена после 2-х или 3-х уроков) | 2. 9. 19
|
При представлении расписания учебных занятий наличие пояснительной записки является обязательным.
Результаты работы экспертной группы или эксперта отражаются в экспертном заключении. При организации такой работы в режиме внутренней экспертизы появляется реальная возможность предупреждения межличностных конфликтов, связанных с расписанием учебных занятий.
Экспертное заключение
по результатам экспертизы расписания учебных занятий
Дата проведения экспертизы _______________
Цель экспертизы____________________________________________
№ |
Название параметра экспертизы |
Соответ- ствует |
Не соотв. | Соотв. , но не в полной мере |
1 | Максимально допустимая нагрузка учащихся
|
|||
2 | Распределение максимально допустимой нагрузки учащихся по возрастным категориям | |||
3 | Шестидневная неделя для учащихся 5-11-х классов с углубленным содержанием предмета | |||
4 | Продолжительность урока не превышает 45 минут | |||
5 | Начало занятий не ранее 8 часов | |||
6 | Обучение классов с углубленным содержанием учебных программ в первую смену | |||
7 | Обучение классов начальной школы, 5-х классов, выпускных классов в первую смену | |||
8 | Построение расписания с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся. Соответствие распределения предметов в течение дня и недели ранговой шкале сложности предметов Сивкова |
|||
9 | Проведение факультативных занятий в дни с наименьшим количеством обязательных уроков | |||
10 | Продолжительность перемен 10 минут – маленькая перемена 30 минут – большая перемена, после 2-х или 3-х уроков |
|||
11 | Наличие расписания факультативных занятий | |||
12 | Наличие перерыва продолжительностью 45 минут между последним уроком и факультативными занятиями | |||
13 | Отсутствие сдвоенных уроков в начальной школе | |||
14 | Отсутствие сдвоенных уроков для учащихся 5-9-х классов, кроме уроков труда, физкультуры, уроков проведения контрольных и лабораторных работ | |||
15 | Наличие динамической паузы или уроков физкультуры после сдвоенных уроков по основным и профильным предметам |
Выводы и предложения:
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Руководитель экспертной группы ___________________
Эксперты ___________________
"____ " _________________200… г.
Самоэкспертиза расписания в образовательном учреждении может проводиться не только с позиции соответствия его нормативным документам, но и с целью прогнозирования результата обучения и совершенствования педагогического мастерства учителя.
Оценка расписания учебных занятий в той или иной мере осуществляется любым педагогом, но строится она по-разному. В первом случае педагог оценивает расписание с позиции удобства именно для него лично, во втором случае с позиции ученика, в третьем – в комплексе: оценка возможности реализации своей учебной программы, создания условий для освоения учебной программы учащимся, создания условий для освоения образовательной программы в целом и возможности получения дополнительного образования в школе или вне школы. Формирование такой оценки расписания занятий требует от администрации не только знания нормативных позиций, но и обучения педагогического коллектива методам комплексной экспертной оценки.
Экспертиза расписания учебных занятий с позиции создания условий для учителя с целью получения обоснованного педагогического результата строится по другим параметрам. Эти параметры включают в себя:
– определение максимального количества уроков у учителя в день,
– использование дней максимальной работоспособности учащихся для изучения предметов высокого уровня сложности или профильных предметов,
– равномерное распределение учебного предмета по дням недели,
– изменение порядкового номера предмета в недельном расписании,
– учет ориентации учащихся на предметные области при распределении дневной и недельной нагрузки,
– значимость профессиональной компетентности учителя при распределении предмета в расписании,
– создание условий для формирования навыков организации урока у молодых учителей,
– использование организаторского потенциала опытных учителей,
– возможность посещения уроков опытных учителей учителями, начинающими свою педагогическую биографию,
– возможность проведения методических объединений, методических семинаров по образовательным областям и т. д.
Совокупность этих параметров в какой-то степени формирует систему ценностей педагогического коллектива. Изменяемость этих параметров позволяет развиваться образовательному учреждению, находить пути оптимального сочетания режима функционирования и режима развития образовательного учреждения, пути совершенствования режима функционирования. Поскольку определение этих параметров предполагает наличие определенного уровня готовности к такой работе, использование самоэкспертизы как инструмента развития требует осторожности и взвешенности позиций администрации, исполняющего (или исполняющих) роль эксперта. В качестве примера приводится возможная форма эспертного заключения.
Экспертное заключение по результатам экспертизы расписания учебных занятий с позиции учителя
№ | Параметр экспертизы | Да | Нет | Не в полной мере |
1 | Распределение предметов высокого уровня сложности по номерам уроков и дням недели в период максимальной работоспособности учащихся | |||
2 | Наличие оптимального временного интервала в течение недели | |||
3 | Чередование номера урока в расписании в течение недели | |||
4 | Соответствие дней разгрузки в течение недели дням минимальной работоспособности учащихся | |||
5 | Соответствие номера урока или дня недели обучения по основным и (или) профильным предметам дням максимальной работоспособности учащихся | |||
6 | Учет ориентации учащихся на предметные области при распределении дневной (недельной) нагрузки | |||
7 | Учет профессиональной компетентности учителя при распределении предмета в расписании в течение дня и недели | |||
8 | Учет личностных качеств учителя, способности создавать психоэмоциональный фон урока |
Выводы и предложения:
________________
Анализ работы учителей по ведению классных журналов
Анализ работы педагогического коллектива по ведению классных журналов – это обобщение сведений, полученных на основе их изучения .
Анализ работы по ведению классных журналов проводится с целью:
– исполнения инструкции по ведению классных журналов;
– оценки системы обратной связи в процессе обучения;
– опосредованной оценки деятельности службы сопровождения;
– определения наличия дифференцированного и индивидуального подхода в обучении учащихся;
– проверки выполнения учебных программ;
– проверки системы работы с учебной документацией.
Функции анализа:
" Нормативная – заключение по результатам изучения классных журналов рассматривается как основа для принятия административных решений.
" Ориентирующая – дает основу для рекомендаций учителям по совершенствованию работы со школьной документацией, определения направлений совершенствования методической подготовки учителей.
" Системно-формирующая – определяет пути совершенствования нормирующей деятельности образовательного учреждения.
Анализ по ведению журналов.
Анализ работы по ведению классных журналов проводится методистами, заместителями директора по учебной работе, научно-методической работе в режиме текущего контроля или по окончании четверти, полугодия, года.
Методисты или заместители директора, проверяющие журнал, отвечают по заданным позициям, указывая в примечании фамилии учителей, преподаваемый предмет, номера страниц в журнале, где допущены нарушения. По усмотрению проверяющего в графе «примечание» могут быть зафиксированы фамилии учителей, работа которых может быть рекомендована для изучения как в плане обобщения опыта, так и в плане проверки.
Заключение по результатам анализа работы учителей по ведению классных журналов
Дата проверки_______ Класс______
Классный руководитель_____________
Фамилия, имя, отчество проверяющего журнал______________
№ | Показатель
|
Да | Нет | Примечание |
1 | Заполнен журнал – Факультативных занятий – индивидуальных и групповых занятий
|
|||
2 | Наименования учебных предметов в классном журнале соответствуют их наименованиям в учебном плане | |||
3 | Количество часов на изучение предметов, зафиксированное в классном журнале, соответствует количеству часов в учебном плане
|
|||
4 | Наличие заполнения: – листка здоровья учащихся; – общих сведений об учащихся; – посещение учащимися кружков и факультативов; – листа учета посещаемости учебных занятий.
|
|||
5 | Имеется анализ выполнения учебных программ в течение четверти, семестра, года
|
|||
6 | Журнал своевременно заполняется учителями
|
|||
7 | Журнал проверяется администрацией ОУ
|
|||
8 | Выполняется практическая часть предметных областей лабораторные и практические работы по химии, физике, биологии |
|||
9 | Система обратной связи соответствует нормативным требованиям: – учащиеся опрашиваются систематически; – оценки за контрольные и самостоятельные работы выставляются своевременно; – существует индивидуальный подход в работе со слабоуспевающими учащимися; – оценка выполняет стимулирующую функцию; – существует оптимальное соотношение количества оценок за письменные работы и устный опрос; – существует объективность при выставлении четвертных и годовых оценок учащимся
|
|||
10 | В журналах отсутствует исправление оценок
|
|||
11 | Учителя фиксируют в журналах отсутствие учащихся на уроке
|
|||
12 | Регистрация отсутствующих на уроке учащихся учителями соответствует регистрации классным руководителем | |||
13 | Своевременно заполняется сводная ведомость успеваемости учащихся | |||
14 | Существует система учета пропуска уроков учащимися без уважительной причины | |||
15 | Имеется документация, обосновывающая выбытие учащихся |
Метки: Вопросы управления