Управленческий аспект деятельности лицея в работе с одарёнными детьми
Управленческий аспект деятельности лицея в работе с одарёнными детьми «Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало многим лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим»
Лукиан
Проблема одарённости тысячелетие привлекает внимание огромного числа людей. А. И. Герцен сказал «Гений – это роскошь истории». Надо признать, в наше время эта роскошь стала необходимостью. Как создать условия, обеспечивающие проявление и развитие способностей каждого ученика? С 2005 года школа (лицей) перешла в режим инновационного обучения, ориентированного на формирование готовности личности выпускника к быстрой адаптации в условиях современного общества, профильной ориентации, активной жизненной позиции.
Непрерывно ведётся поиск различных эффективных методов организации учебного и внеурочного процессов. Организация учебно-воспитательного процесса в лицее включает в себя следующие моменты: – Качественное изменение содержания образования в связи с переходом на новые программы («Школа 2100»); расширение учебных курсов, особенно в 9-11 классах, увеличение количества учебных часов на занятия по выбору учащихся.
– Применение оптимальных методов, приёмов; использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных.
– Повышение ответственности у всех участников образовательного процесса за конечный результат обучения.
Положительных результатов помогает добиться комплексно-целевая программа «Интеллект», где разработана система работы лицея по развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся и поставлена сверхзадача: создание максимальных условий для непрерывного восходящего развития потенциала одарённого ребёнка.
Основными направлениями деятельности, творческого поиска являются:
1. Изучение особенностей каждого ребёнка с целью определения спектра его возможностей в различных сферах деятельности.
2. Внедрение и апробирование передовых технологий обучения одарённых школьников.
3. Организация психолого-педагогического просвещения педагогического коллектива и родителей по проблеме одарённости.
4. Создание и организация работы НОУ «Квант».
5. Организация предметных конкурсов и олимпиад.
6. Введение профильного межшкольного обучения (создание сети со школами района).
7. Создание школьных традиций, поощрений лучших учащихся.
Однако работа с высокоинтеллектуальными детьми требует от учителя специальной подготовки, знаний и профессиональных умений.
Теоретическая и практическая подготовка учителей к работе с одарёнными детьми осуществляется по нескольким направлениям:
1. Регулярная курсовая переподготовка при ИРООО, 2 педагога лицея закончили магистратуру ОГПУ в 2008-2009г. , продолжают обучение – 3 человека.
2. Участие в работе семинаров лицейского и районного уровня по системе работы с одарёнными детьми.
3. Работа методических объединений и методического совета лицея по организации исследовательской деятельности учащихся и учителей.
4. Развитие собственной образовательной практики учителя через совершенствование форм и методов педагогической деятельности.
Учителя в начальном звене учат детей азам поисково-исследовательской деятельности. Учащиеся 5-7 классов защищают творческие проекты. Учащиеся 8-11 классов принимают активное участие в работе лицейского НОУ «Квант», затем участвуют поэтапно в лицейских, районных и областных конференциях.
Ежегодно до 15 ребят защищают свои исследовательские работы на уровне лицея, до 10 – на районной конференции, 3-4 доклада представляется в области, из них за последние три года 6 человек удостоены дипломами, 1 ученик стал победителем 39-й региональной научно-практической конференции.
Заслуживает внимания и результативность участия обучающихся Москаленского лицея в олимпиадах различного уровня. Так за последние 3 года обучающиеся лицея заняли более 100 призовых мест на уровне района, 11 – на зональном и областном уровне, один ученик стал участником финала X Всероссийской олимпиады по краеведению, ученица 11 класса Попова Оля участвовала во Всероссийской олимпиаде по праву в Москве в 2009 году.
Учителя лицея совершенствуют свои уроки, демонстрируя их на различных уровнях. Высокую оценку получил урок учителя русского языка и литературы Климович С. А. , о котором написал главный редактор приложения «Литература» к газете «Первое сентября» Волков С. В. («Литература» № 5 – 2007г. ). Участвуя во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок», посвящённом 175-летию Д. И. Менделеева, учитель химии Фалькенберг О. А. вышла в финал конкурса и приняла участие в семинаре-конференции в Москве с 15 по 21 марта 2007 года.
Четыре педагога лицея стали победителями Всероссийского конкурса «Лучшие учителя России» в рамках национального проекта «Образование»: Фалькенберг О. А. , Геращенко В. Е. , Климович С. А. , Шелленберг Н. В.
Особенностью работы стало участие педагогов и учащихся в Интернет-проектах и конкурсах. Так за 2008-2009 учебный год в них приняло участие 240 учащихся и 13 педагогов лицея.
Главная задача, которую мы поставили перед собой и, думаю, успешно решаем – создание благоприятной творческой атмосферы в лицее.
Администрация не оставляет без внимания способных детей и педагогов, помогающих им развиваться.
Хочется закончить словами Омара Хайяма: «Человек, словно в зеркале мир, многолик, он ничтожен и, всё же, безмерно велик».
Метки: Вопросы управления