Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Принципы педагогической техники

Принципы педагогической техники – Видите – вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? – Так. – А вот обычный узел. Вы ведь уже видели такие? – Да. – А теперь мы с вами перевяжем нити узлами – вот так. И получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или сделать что-нибудь еще. Видите, какая польза от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? – Да.

Приемы педагогической техники – сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.

А теперь познакомимся с основными принципами педтехники. Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.

ПРИНЦИПЫ СВОБОДЫ ВЫБОРА.

Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, – свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.

ФОРМУЛИРОВКА: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Например: «В. Ф. Шаталов задает ученикам много

задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С. Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И. П. Волков дает ученикам только тему, а

учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала».

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ

«Я знаю, что я ничего не знаю», – говорил мудрый грек. «Я хорошо знаю химию, литературу и историю», – звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник (и даже студент) границы своей информированности и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда ж тогда взять любознательности, без которой всякое обучение – лишь воспитание исполнителей!

ФОРМУЛИРОВКА 1: не только давать знания – но и еще показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов – главное достояние школьника! Единственный оправданный и симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо «образование не достигает точки насыщения».

И еще один момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые «закрытые» задачи, то есть имеющие точное условие , строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие

(как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?. . . ) разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор – между задачами школярски-закрытыми и жизненными, открытыми – зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.

ФОРМУЛИРОВКА 2: использовать в обучении открытые задачи.

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», – говорил академик Александр Львович Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность».

Доказательства? Да вспомним хотя бы выпускника педвуза, впервые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не были пропущены через деятельность, отлитые в рабочие приемы педтехники. И результат такой подготовки известен.

ФОРМУЛИРОВКА: освоения учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.

Действительно, чтобы знания становились инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с

ним работать.

Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.

Что значит работать со знаниями? Это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

ФОРМУЛИРОВКА: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, – тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баке. Без этого успешный полет немыслим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Учитель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ (высокого КПД)

Идеальность – одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам – принцип рентабельности, инженерам – принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… Идеальность действия (или, если хотите, его

КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Наш идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда! Наверное, наш идеал, как и всякий другой идеал, недостижим. Но стремиться к нему полезно.

ФОРМУЛИРОВКА: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования

Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше?

Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.

И последнее. Однажды Джейн Поли, ведущая программы новостей одного из телеканалов США, сказала: «Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки» Сетка, сеть – образ, с которого мы начали. Приемы педагогической техники – сеть. А результат – хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

На одном из методических фестивалей педагоги Москаленского лицея поделились приёмами педагогической техники.

Шелленберг Надежда Васильевна, учитель начальных классов, познакомила присутствующих с авторской программой по развитию речи в начальных классах, которую уже используют многие педагоги района.

Серых Анна Ивановна, учитель русского языка и литературы, продемонстрировала интересный методический приём «Лови ошибку».

Курдюмова Елена Васильевна, учитель истории, рассказала о приёмах, формах и методах работы, используемых на уроках с целью воспитания интереса к культуре и истории родного края, понимания необходимости сохранить культурные и исторические памятники.

Артамонова Лариса Владимировна, учитель математики, в своём выступлении: «Виртуальная школа: что это и зачем?» доказала присутствующим, что электронные издания стимулируют творческую деятельность учащихся, воспитывают навыки самоконтроля, изменяют роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.

Долинная Вера Павловна, учитель биологии, рассказала как она развивает мышление ребят на своих уроках.

Убедила в необходимости применения на уроках математики тестовых технологий Бадюк Ольга Ярославна.

О повышении интереса к изучению музыки и иностранного языка поведали Баранова Татьяна Александровна и Благодарная Елена Юрьевна.

Всегда активное участие в методических фестивалях принимают учителя начальных классов. И на этот раз

об уровнях и видах домашнего задания рассказала Суховая Людмила Борисовна.

Покорила всех присутствующих Каримова Алия Абаевна, учитель изобразительного искусства, выступив по теме: «Путь познания самого себя через изобразительное искусство». Ей был вручён приз зрительских симпатий.

Вот так в нашем лицее проходят методические фестивали.

Метки: Вопросы управления