Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Анализ воспитательной работы за 2010-2011 уч. год

Анализ воспитательной работы за 2010-2011 уч. год Воспитание – организованная деятельность ребенка, направленная на вовлечение его в активное взаимодействие с современной культурой. Процесс воспитания – процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательной работы, подчиненной идее целостного формирования личности. Комплексный подход требует и единство педагогических воздействий: прав, обязанностей и ответственности. Все участники воспитательного процесса выполняли свои воспитательные задачи.

Миссией школы – интерната является предоставление максимально широкого поля образовательных и воспитательных возможностей наибольшему числу учащихся, в соответствии с их личными потенциалами, образовательными потребностями, социокультурными нормами и ценностями.

Воспитательная работа школы – интерната охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные знания, занятия в объединениях дополнительного образования, экскурсионную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятии.

Целью воспитания в школе является социализация личности ребёнка (умение жить в обществе).

Темой работы школы – интерната в 2010-11 учебном году была «Социально-трудовая адаптация воспитанников школы – интерната». Основными задачами воспитательной работы МСОУ школы-интерната VIII вида были:

1. Сохранение контингента воспитанников, в том числе детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Создание программы развития школы на 2011-2016 г. г.

3. Позитивная социализация воспитанников в общество.

4. Создание условий для гуманистического формирования личности в процессе ее самореализации, воспитания и саморазвития;

5. Повышение качества проведения воспитательных занятий на основе внедрения новых информационных технологий.

6. Разработка системного дифференцированного подхода к воспитанию учащихся с целью формированию у них активной жизненной позиции и потребности в ЗОЖ.

Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа:

Укрепление связи семьи и школы.

Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в школе велась большая работа с родителями и лицами их замещающими по плану, который включает в себя пять направлений:

1. Ознакомление родителей с организацией учебно-воспитательного процесса.

2. Повышение психолого – педагогической культуры родителей. Пропаганда педагогических знаний.

3. Индивидуальная работы с неблагополучными семьями, родителями, лишенных родительских прав.

4. Организационные формы работы школы с родителями.

5. Взаимодействие с общественными организациями.

В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль играет родительский всеобуч. Администрация школы, классные руководители, воспитатели в 2010-2011 уч. году использовали различные формы работы с родителями:

– Родительские собрания по классам ( 1 раз в четверть)

– Общешкольное родительское собрание (1 раз)

– Индивидуальные беседы (еженедельно)

– Вызов родителей на заседания КДН и ЗП

– Выезд в семьи, посещения на дому (еженедельно)

В этом учебном году 100% родителей посетили школу-интернат. Так же значительно увеличилось количество родителей, посещающих общешкольные родительские собрания: 2008-2009 уч. год – 33 родителя (58%), 2009-2010 уч. год – 47 родителей (78%), 2010-2011 уч. год – 51 родитель (75%).

Анализируя социальный состав семей воспитанников за последние два года, можно сделать вывод, что увеличилось общее количество семей с 60 до 68, уменьшилось количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с 30 до 22 человек, выросло количество неблагополучных семей, снизилось количество многодетных, малообеспеченных, неполных семей (см. приложение №1).

На начало учебного года на учете в ОДН состояло 9 семей. Благодаря совместной работе педагогов школы-интерната, сельских администраций, КДН и ЗП, ОДН УВД к концу учебного года на учете состоят 2 неблагополучные семьи.

В течение года велась работа с родителями, целью которой было – дать психолого– педагогические знания через родительские собрания, консультации администрации школы, классных руководителей, психолога, социального педагога по социальным вопросам, вопросам педагогической коррекции, складывающихся отношений между детьми и взрослыми в отдельных семьях, индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах воспитания детей, по профилактике жестокого обращения с детьми, употребления ПАВ, безнадзорности и правонарушений, сохранению и укреплению здоровья.

Вся проделанная работа заслуживает удовлетворительной оценки. Но остаются вопросы, над которыми необходимо работать в следующем году – уровень посещения родительских собраний как классных, так и общешкольных, в некоторых классах остается по-прежнему низкий, что негативно влияет на поведение, успеваемость учащихся.

Социальным педагогом, классными руководителями, воспитателями налажена работа с сельскими и поселковыми администрациями, без помощи которых взаимодействие с родителями было бы затруднено.

В течение учебного года социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели неоднократно выезжали по месту жительства детей. Благодаря совместной работе с сельскими администрациями, КДН и ЗП, ОДН УВД среди учащихся школы-интерната практически нет пропусков уроков без уважительной причины, нет не аттестованных и не приступивших к занятиям воспитанников.

Проблемы:

1. непонимание некоторыми родителями значимости совместной работы с педколлективом;

2. низкий уровень посещения родительских собраний как классных, так и общешкольных, в некоторых классах;

3. не устранены пристрастие к вредным привычкам учащихся школы;

4. остаются отдельные факты нарушения учащимися требований школы;

Задачи:

1. усилить работу с проблемными семьями;

2. усилить профилактическую индивидуальную работу с учащимися на уровне класса, взаимодействуя активнее с родителями и родительским комитетом класса;

3. продолжить активное взаимодействие с субъектами профилактики.

Профилактика правонарушений

Работа с детьми, требующими особого внимания и состоящих на внутришкольном учете, в ОДН, КДН и ЗП велась в соответствии с планом. В 2010-2011 учебном году на учете в ОДН состояли 5 человек, на учете в КДН – 5, на ВШУ – 3 чел. (см. приложение №2). В сравнении с прошлым годом снизилось количество воспитанников, состоящих на учете в ОДН, КДН и ЗП, ВШУ.

Педагогическим коллективом школы совместно с инспекторами Ступинского ОДН, Малинского ОДН в течение года проводилась профилактическая работа, направленная на предупреждение правонарушений и общественно-опасных деяний среди воспитанников, давались рекомендации родителям по усилению контроля над детьми, и разъяснялась ответственность за совершение преступлений. В течение года администрация школы выходила с инициативой в работе с неблагополучными семьями, «трудными» учащимися: готовила материалы для принятия мер административного воздействия, проводились рейды по неблагополучным семьям.

На протяжении семи лет в школе работает Совет по профилактике. В 2010-2011 учебном году проводились заседания Совета с присутствием инспекторов ОДН, социального педагога, психолога, администрации школы. Каждым классным руководителем, воспитателем были определены конкретные задачи воспитания «трудных» учащихся, систематически велись «Карточки трудных», в которых отражались как отрицательные, так и положительные моменты в поведении воспитанников. С целью прослеживания динамики развития, поведения воспитанников, нуждающихся в стационарном лечении, заведен «Дневник сопровождения».

В течение года педагогами школы-интерната велась работа по привлечению «трудных» учащихся в практическую деятельность, в спортивные секции, кружки. Результат этой работы – 100% «трудных» воспитанников занимаются в кружках и секциях.

В целях предотвращения безнадзорности в летний период, администрация школы использует разнообразные формы занятости воспитанников, состоящих на разных учетах (см. приложение № 3)

Проблемы:

1. Не отработана система своевременного взаимодействия классного руководителя и воспитателя по принятию своевременных мер, направленных на профилактику;

  1. Не всегда просматривается в системе совместная ( кл руководитель– воспитатель – психолог – соц. педагог) индивидуальная работа с вновь прибывшими или проблемными учащимися;
  2. Из-за отсутствия эффективного взаимодействия в некоторых классах не выработаны единые требования к учащимся, родителям, к учебно-воспитательному процессу в целом;

Задачи:

1. Выработать то взаимодействие, которое направлено на интересы ребенка, его адаптацию;

2. Активнее привлекать учащихся с проблемами к общественной деятельности на любом уровне;

Формирование потребности здорового образа жизни. Создание условий для физического развития учащихся.

В 2010-2011 учебном году реализованы годовые планы мероприятий по профилактике правонарушений, по профилактике употребления ПАВ. План по профилактике безнадзорности и беспризорности, предупреждению правонарушений среди подростков включает два аспекта работы: правовое воспитание и профилактика безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ.

В соответствии с данной программой работа велась по следующим направлениям: организация массовых мероприятий, проведение профилактических дней с учащимися, индивидуальная профилактическая работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, работа с педагогическим коллективом, родительский правовой всеобуч. В школе проводились единые тематические классные часы, Дни профилактики, общешкольные мероприятия в рамках Всемирного Дня здоровья.

Систематически организовывались круглые столы, просмотр и обсуждение видеофильмов, совместные мероприятия по профилактике вредных привычек среди подростков с библиотекарем, психологом, социальным педагогом, встречи со специалистами КДН и ЗП, инспекторами.

В школе – интернате не было случая употребления алкоголя или наркотиков. Незначительные проступки совершаются, наверное, как и везде, но они тут же фиксируются. Проводится работа с самими учащимися, классными руководителями, воспитателями, по необходимости привлекаются родители.

В этом учебном году велась большая работа по формированию у детей потребности здорового образа жизни:

– Школьные соревнования по ОФП, настольному теннису;

– Участие в районных соревнованиях по футболу, настольному теннису, «Веселые старты»

– Участие в районных соревнованиях по шашкам;

– Школьные соревнования в рамках Дней Здоровья;

– Общешкольные утренние зарядки;

– Участие в Московских областных специальных олимпийских соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, баскетболу, лыжным гонкам, футболу.

Особая роль отводилась системе тематических классных часов, лекции, бесед, формирующих потребность в валеологических знаниях и умениях, создающих условия для организации здорового образа жизни.

В 6 и 9 классах реализовывалась программа «Разговор о правильном питании». Воспитатели 6, 7, 9 классов приняли участие в районном конкурсе по реализации программы « Разговор о правильном питании». Воспитатели 6,9 заняли 2 место в номинации «Внеклассное мероприятие», в номинации «Конкурс рисунков о правильном питании» было представлено 3 работы воспитанников 7 класса под руководством воспитателя Рыжовой В. А.

Воспитатель Попова Е. В. прошла обучение в «Школе общественного здоровья». Воспитатели Хохлова М. В. , Лебедева Е. Н. приняли участие в областном семинаре «Рациональное питание школьников».

Администрацией школы – интерната разработан «Комплексный план реализации программы охраны и укрепления здоровья МСОУ школа-интернат VIII вида», а так же «Программа организации питания воспитанников МСОУ школа-интернат VIII вида на 2011-2013 г. г. »

Выводы: Работа в этом направлении должна быть продолжена, т. к. проблемы здорового образа жизни на сегодня актуальна.

Дополнительное образование и развитие творческих способностей учащихся

Система дополнительного образования МСОУ школа-интернат VIII вида нацелена на расширение возможностей самореализации учащихся и развития их творческого потенциала.

В школе действует 7 объединений по интересам. Школьной системой образования было охвачено 52% обучающихся. С сентября 2010 года работал школьный кружок «Русские шашки» и новый кружок «Вязание крючком».

На основе договора о сотрудничестве 78 воспитанников посещали кружки и секции городских учреждений дополнительного образования – МОУ ДОД «Школа – искусств» – резьба по дереву, сказка своими руками, выжигание, Фок СИ – плавание, ОФП, футбол, легкая атлетика, лыжи, теннис, МУ ЦГПВМ «Армеец» – военно-патриотический кружок.

Широта спектра кружковой работы представляет собой продуманную систему формирования личности учащегося. Каждое объединение дополнительного образования работало по программе, на основе которой строилась система кружковых занятий. В рабочих программах сформулированы критерии эффективности деятельности кружков и секций. Работа строилась по принципу коллективной творческой деятельности, развития способности обучения, самовыражения и самореализации в среде сверстников.

Количество учащихся, охваченных дополнительным образованием видно из таблицы:

Кол-во чел.

%

Охват школьными кружками и секциями

47

47,5%

Охват кружками и секциями других учреждений и организаций

62

62%

Не охвачены кружками и секциями

21

21%

Полный охват учащихся дополнительным образованием

78

78%

Из таблицы видно, что более половины воспитанников школы-интерната охвачены дополнительным образованием как школьным, так и внешкольным. Не охвачены кружками и секциями 21 человек из них:

• 15 –учащиеся начальной школы

• 6– по состоянию здоровья

Количество «трудных» воспитанников, состоящих на ВШУ, в ОДН, КДН и ЗП, занятых в кружках и секциях следующее:

Вид учета

Количество учащихся

Занятость в кружках и секциях

% занятости от общего числа, состоящих на учете

ВШУ

-

-

-

ОДН

5

3

60%

КДН и ЗП

5

4

80%

Всего

7

5

71%

Двое «трудных» воспитанников не занимаются в кружках и секциях по состоянию здоровья (Глыбин А. , Косолапов И. ).

Сравнительный анализ занятости воспитанников в кружках и секциях за последние три года показывает, что количество учащихся, охваченных дополнительным образованием, ежегодно растет. Значительно увеличилось количество воспитанников 1-4 классов, занимающихся в кружках и секциях. (см. приложение №4)

Показателями эффективности работы системы дополнительного образования служит участие в районных, областных, российских, международных соревнованиях, конкурсах, выставках (см. приложение №5).

В сравнении с прошлым учебным годом значительно вырос интерес воспитанников, педагогов к участию в различных конкурсах рисунков. Так, во втором полугодии 11 воспитанников под руководством 5 педагогов приняли участие в 5 конкурсах рисунков (районных, областных, международных), посвященных 50-ти летию первого полета в космос.

Традиционным стало участие наших воспитанников в областном конкурсе художественной самодеятельности. В этом году под руководством учителя музыки Нефедовой Е. В. на конкурсе были представлены два музыкальных номера в исполнении учащихся 6, 8, 9 классов: Еврейский танец и игра на музыкальных инструментах.

Кроме общешкольных, районных, областных мероприятий каждый педагог нашей школы организует внеурочную деятельность как по предмету (в рамках предметных недель, факультативов), так и в воспитательной работе. Эта работа ведется по разным направлениям, в различных видах и формах.

Результатом этой работы являются ежегодные: выставка детского творчества и смотр-конкурс художественной самодеятельности.

В этом году в выставке приняли участие 1-9 классы, представлено 26 работ. На выставке были представлены работы, выполненные на воспитательных занятиях, уроках труда (рук. Прокофьва Ю. Н. ). представленные работы выполнены в различных жанрах и технике – аппликация, рисунок, вышивка, гипс, поделки из природного и бросового материала.

Традиционным стал смотр – конкурс художественной самодеятельности «Таланты и поклонники». В 2010-2011 учебном году в конкурсе приняли участие воспитанники 1-9 классов. На суд жюри были представлены различные жанры: художественное слово, игра на музыкальных инструментах, песня, сценки. В сравнении с прошлым годом значительно повысился уровень номеров, представленных на конкурс, воспитатели, учащиеся стали более ответственно готовится к конкурсу. Номера были отрепетированы, подобраны костюмы, одежда воспитанников, подготовлен необходимый инвентарь.

В течение учебного года прошли 9 общешкольных праздников – Праздник первого звонка, День учителя, Новогодний бал, День Защитника Отечества, Масленица, 8 Марта, День Победы, Праздник окончания начальной школы, Последний звонок. Анализируя это мероприятия, можно отметить, что за последние годы значительно повысился культурный и эстетический уровень проведения общешкольных мероприятий, в подготовке и проведении праздников все больше участвует воспитанников начальной школы, используются разнообразные жанры.

Ежегодно, в мае, проходит школьный смотр строя и песни, посвященный Дню Победы. В 2010-11 учебном году при организации и проведении смотра были отмечены положительные стороны – формирование у воспитанников гражданско-патриотического сознания, изучение истории и культуры Отечества и родного края, коррекция в пространстве, внимания, координации движения. Отличительной чертой данного мероприятия было то, что все классы подготовили отрядную форму, эмблему отряда.

Вывод: Условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации.

Связь с социумом.

В течение этого учебного года продолжалась работа нашей школы с учреждениями и организациями города и района.

Детская организация «Поколение будущего» из лицея №2 не только оказывала благотворительную помощь, но и представила вниманию наших воспитанников новогоднее представление.

Учащиеся 7– 9 классов приняли участие в областном конкурсе «Лучший по профессии». Один воспитанник вышел в финал, где занял 7 место.

10 воспитанников присутствовали на встрече с Главой Ступинского района с одаренными детьми. Перед весенними каникулами все классы посетили районную выставку детского творчества.

Восемь воспитанников приняли участие в областном конкурсе художественной самодеятельности среди детских домов и школ-интернатов в п. Хорлово

Члены футбольной команды (8 человек) принимали участие в ежегодном вечере футбола.

Две воспитанницы участвовали в областном празднике творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Голос сердца».

Очень важно, для развития коммуникабельности, социальных контактов, кругозора, когда наши воспитанники выходят или выезжают за пределы школы, и имеют возможность узнать что-то новое. Особенно важно это для детей-сирот (см. приложение № 6).

В результате проведенного анализа воспитательной работы было выявлено:

1. Воспитанники школы-интерната активно принимают участие в муниципальных, региональных, федеральных мероприятиях различной направленности и занимают призовые места.

2. В 2009-10 учебном году увеличилось количество детей, занятых во внеурочное время.

3. Рост мастерства, творческой активности учащихся.

4. Развитие и укрепление школьных традиций (проведение общешкольных праздников, выставок)

5. Слабая самостоятельность и инициативность учащихся.

6. Недостаточное использование классными руководителями, воспитателями различных методик диагностирования нравственного уровня учащихся и коррекции воспитательного воздействия на них в соответствии с полученными результатами.

В целом, можно сказать, что задачи, поставленные на 2010-2011 учебный год, выполнены:

– организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся, что обеспечивало реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий;

– все аспекты воспитательной работы позволяли учащимся ярко и неординарно проявлять свои творческие способности;

– воспитательная работа школы основывалась на принципах сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Исходя из вышесказанного, учитывая потребности учащихся и их родителей в необходимости развития воспитательной системы школы в 2011-2012 учебном году, необходимо решать следующие воспитательные задачи:

1. Сохранение контингента воспитанников.

2. Совершенствование оздоровительной работы с учащимися, через привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;

3. Поддерживать творческую активность учащихся во всех сферах деятельности, создавая условия для самореализации каждого ученика.

4. Продолжить работу по профилактике правонарушений.

Метки: Воспитательная работа