Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Внеклассная работа. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у учащихся 15-17 лет

Внеклассная работа. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у учащихся 15-17 лет Формирование и сохранение здоровья учащихся, воспитание потребности в ЗОЖ – задачи, которые должны помогать решать учащимся учебные заведения.

Возникает вопрос: как?

Можно заставить выполнять определенные правила в учебном заведении, но невозможно заставить быть здоровым. Если мы искренне хотим улучшить здоровье наших воспитанников, необходимо вести системную работу, которая будет востребована нашими учащимися.

Как этого добиться?

Что побуждает нас с вами к каким либо действиям? Мы начинаем что-то делать, если это нам нужно, необходимо, т. е. возникает потребность в чем-либо.

Потребность в здоровье должна воспитываться с детства, для наших учащихся, в большинстве своем, здоровье не является такой необходимостью. То есть теоретически все хотят быть здоровыми, но при этом потребность в практических действиях, обеспечивающих здоровый образ жизни, отсутствует.

Значит надо пытаться воспитывать потребность в ЗОЖ.

К. п. н. Зайцев Г. К. в своей концепции утверждает: что «валеологическая система образования должна быть построена с учетом базовых потребностей занимающихся».

Так, в младшем школьном возрасте доминируют потребности в игре и подражании, в подростковом (переходном) возрасте это потребность в свободе, в самопознании и поиске смысла. В 9-11 классах – это социальные потребности в самосовершенствовании, самоутверждении, самовыражении и самоопределении.

Определяя ЗОЖ как одно из условий реализации ведущих потребностей, можно добиться некоторых результатов в воспитании потребности в ЗОЖ.

Так как наших учащихся условно можно отнести к старшеклассникам, то приоритетными задачами работы могут быть следующие:

самостоятельная выработка индивидуального способа здорового образа жизни (пищевого поведения, психосаморегуляции, половых отношений), умения анализировать собственное здоровье, научиться управлять собственным здоровьем.

Помочь добиться хороших результатов может обучение, ставящее перед учащимися проблему, но не дающее готового решения. Именно поисковая деятельность дает самый высокий показатель усвоения материала.

Очень хорошие результаты дало использование таких активных форм как метод анализа конкретных ситуаций, участие в тестировании, привлечение к просветительской работе учащихся (подготовка выступления на классном часе, родительском собрании) и т. д.

Начинать работу необходимо с формирования мотивации. Зачем все это мне надо? Мы начинаем разговор с планов на будущее, хороший прием – рассказ «Я через 5 лет». Отталкиваясь от заявленных планов на будущее, определяем условия, которые помогут (помешают) реализации данной перспективы. В том числе обсуждается и роль здоровья для будущего. Необходимо осознание ведущей роли здоровья в достижении любой цели.

В ходе дальнейшей работы мы проводим:

  • Самоанализ ценностных ориентаций (используется модифицированная методика М. Рокича) – учащиеся самостоятельно определяют, насколько значимо для них здоровье, здоровый образ жизни. Свои мысли предлагается оформить в виде сочинения – рассуждения «здоровье не все, но все без здоровья – ничто».
  • Учащимся предлагается определить факторы, влияющие на здоровье человека и подобрать примеры, подтверждающие их влияние на человека. Основной вывод – решающее влияние на наше здоровье оказывает наш образ жизни и выбор здорового образа жизни.
  • Ведение “Дневника здоровья” учащегося, куда он заносит данные о себе, о состоянии своего здоровья, анализирует их и составляет для себя рекомендации, полученные данные сравниваются, обсуждаются, (данные могут предъявляться анонимно).
  • Предлагается сделать запись собственной диеты за 3-5 дней, оценить ее в соответствии с современными законами питания и составить рекомендации по улучшению.
  • Предлагаются тесты для оценки собственного физического состояния, которые студенты выполняют самостоятельно, и на основе полученных данных составляется индивидуальная система занятий .
  • Большая проблема сегодня – вредные привычки у молодежи. Для формирования навыка принятия правильного решения (отказа) на занятиях совместно с учащимися создается «древо принятия решения». Проведение ролевых игр, когда подросток попадает в искусственно созданную ситуацию и упражняется в использовании принятого решения с одной стороны, с другой – он получает опыт работы по профилактике вредных привычек с позиции педагога.
  • Конкурс «самая некурящая группа». Анонимно опрашиваются учащиеся всех групп (используется помощь волонтеров), результаты подсчитываются и предъявляются публично. Лучшая группа награждается, например, бесплатной экскурсией. Конкурс антирекламы табачных изделий, конкурс плакатов, посвященных борьбе с наркоманией, СПИДом.
  • Эмоциональный отклик вызывает прием – «Письмо другу (знакомому)», который употребляет наркотики.
  • Для формирования собственного стиля полового поведения необходимо делать упор в работе на знакомство с человеческими чувствами, такими как дружба, влюбленность, любовь. Это могут быть подборки стихотворений (часто пишут сами учащиеся), отрывки из художественных произведений, коллажи. Обсуждение, оценка ситуаций в группе.
  • Просмотр фильмов, посвященные сохранению здоровья человека, например, «Под угрозой СПИДа», «Раковая клетка» с последующим обсуждением, поиском ответов на заранее поставленные вопросы, предлагается составить свой сценарий фильма о здоровье.
  • Конкурс созданных учащимися презентаций на тему « Здоровье», «Здоровый образ жизни», «Мое здоровье», «Я выбираю ЗОЖ».
  • Размещение учащимися материалов на сайтах, в блогах, посвященных проблемам здоровьесбережения.
  • Невозможно осуществлять работу с учащимися без взаимодействия с семьей. Необходимо использовать выступления на родительском собрании, это могут делать не только педагоги, но и сами учащиеся.

Список оставлен открытым, так как нет предела творческому поиску. Надеемся, что наш опыт окажет помощь всем заинтересованным лицам: педагогам, студентам, родителям – в поиске путей сохранения и преумножения здоровья.

Источники материалов.

Литература.

1. Динейка К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. – 3-е изд. , перераб. и доп. – М. : ФиС,1986.

2. Займись собой. : пособие по саморегуляции. М. 1995

3. Зайцев Г. К. , Зайцев А. Г. Твое здоровье: Укрепление организма. СПб Детство-Пресс, 2000

4. КолесниковаМ. Г. Практикум по валеологии. СПБГУПМ. 2000г.

5. КолесниковаМ. Г. Практикум. Учебно-методическое пособие. СПБАППО. 2006

6. Татарникова Л. Г. «Технологии валеологического развития ребенка в ДОУ» СПБГУПМ, 2000г

Метки: Воспитательная работа