Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа "Школа лидера"

Программа "Школа лидера"

Актуальность программы

Современный этап развития общества, с одной стороны, характеризуется значительными преобразованиями в социально – экономической жизни России, с другой – кризисными явлениями в системе воспитания, которые привели к снижению уровня нравственности, дегуманизации ценностей и норм поведения определенной части молодежи.

Одной из причин такого положения дел, безусловно, является сложная социальная ситуация. Однако, не менее важной причиной является отсутствие педагогически грамотно организованной работы по поддержке детской инициативы, поощрению участия в жизни сообщества.

Показателем проблемной ситуации является отношение современных школьников к общественной жизни – работая с подростками, педагоги наблюдают социальную апатию, равнодушие к общественной жизни, неумение организовать жизнь сообщества, безынициативность.

Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Основу гражданственности закладывает сфера свободного времени, являющееся важнейшим фактором социализации личности, формирование ее социальной, асоциальной или антисоциальной направленности.

Прежде всего, речь идёт о подготовке детей к выполнению роли будущих граждан общества. Очевидно, что система образования может внести в выполнение этой задачи значительно больший вклад, чем сейчас.

Важно осознать, что сегодняшние школьники – завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: "Лидерами не рождаются – лидерами становятся",– сегодня не менее верна, чем когда-либо. Если мы согласны с мыслью, что "лидерами становятся", то мы должны также согласиться, что подготовка к лидерству должна преподаваться еще в школе. Знания и навыки, приобретенные в эти годы, могут быть развиты и отточены в дальнейшем. Качественные программы лидерского курса приносят непосредственную пользу учащимся, поддерживая в каждом желание достичь более высоких результатов. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь учащимся в самосовершенствовании, улучшении жизни своей организации, жизни своей школы и города.

Ключевая задача воспитательной системы заключается в том, чтобы помочь растущему человеку войти в мир, найти в нем свое место, осуществить осознанный выбор социальной роли и реализовать ее в созидательной деятельности. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.

Нормативные основания для разработки программы.

– Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ;

– Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в ред. Федеральных законов от 21. 03. 2002 N 31-ФЗ, от 29. 06. 2004 N 58-ФЗ, от 22. 08. 2004 N 122-ФЗ)

– Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации»

– Постановление Верховного совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ»

– Распоряжение Правительства РФ от 18. 12. 2006 г. №1760-р «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации»

Предполагается, что через систему занятий, будет происходить обучение подростков навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику, критиковать, адекватно реагировать на похвалу и комплимент, а также на отрицательные высказывания в свой адрес, умению оказывать сопротивление, манипуляциям и групповому давлению, принимать решения, вооружать знаниями основных форм и методов организации досуга.

Главный принцип деятельности «Школы лидера» – личность развивается и формируется в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организована эта деятельность, тем больше создается возможностей для целенаправленного воздействия на подростка, самовоспитания его духовных потребностей, в том числе и в творчестве, и в социально-значимой детальности.

Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.

Цель программы:

Ø создание условий для успешной самореализации личности подростка и формирования активной жизненной позиции;

Ø содействие развитию детского и молодежного движения;

Ø активизация общественной творческой деятельности подростков

Задачи программы:

Ø формирование у детей коммуникативных умений и навыков эффективного взаимодействия, сотрудничества;

Ø формирование положительного отношения к активной общественной деятельности;

Ø подготовка и развитие лидерского потенциала подростков, готовых продолжить участие в социально-значимой деятельности детских общественных организаций;

Ø формирование начальных навыков социального проектирования и реализации социально-значимых проектов;

Ø развитие молодежной инициативы;

Ø формирование социально-нравственной позиции;

Ø развитие творческих способностей ребят в процессе коллективной деятельности.

Подростковый возраст является периодом активного формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей, поэтому данная программа построена таким образом, что каждый ребенок может попробовать себя в качестве лидера.

Краткое содержание программы «Школы лидера»

Школа осуществляет образовательную деятельность по четырем направлениям

Ø «Правовое и социальное взаимодействие» (в программу входит ознакомление с нормативно-правовой базой детских общественных объединений организаций, практикумы по делопроизводству и организационному планированию, тренинги по социальной толерантности подростков, консультации по правам ребенка);

Ø «Художественное моделирование» (изучение основ игротехники, методика и проведение КТД, изучение сценической речи, актерского мастерства, ораторского искусства, изучение методики организации культурно-досуговых программ, овладение навыками оформительского мастерства, навыками критического осмысления культурных феноменов и произведений искусства);

Ø «Информационные технологии» (методы получения информации через Интернет и другие источники, овладение формами изучения общественного мнения, овладение навыками использования информационных технологий для обеспечения реализации социально-образовательных проектов, обучение основам журналистского мастерства);

Ø «Социальное проектирование » (обучение основам проектирования ).

Перечень тем

Содержание

Правовое и социальное взаимодействие

Тема

1

История детского движения

Скаутское движение, пионерское движение в XX веке, современное пионерское движение, детские организации стран мира

3

Программы деятельности детских общественных организаций

Изучение программ деятельности общественных организаций, анализ целей и задач

4

Основы волонтерского движения

Принципы волонтерского движения, опыт деятельности волонтерских организаций

5

Нормативно-правовая база по обеспечению прав и свобод человека, прав детей

Изучение Конвенции ООН о правах ребенка, Федеральных законов, обеспечивающих реализацию прав детей

6

Нормативно-правовая основа деятельности образовательных учреждений и общественных объединений

Изучение технологий разработки положений, уставов и других нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений

7

Нормативно-правовая основа профессиональной трудовой деятельности

Изучение трудового законодательства, ознакомление с нормативными документами, регламентирующими трудовую деятельность (договоров, трудовых контрактов, должностных инструкций и т. д. )

8

Нормативно-правовая основа избирательного процесса в РФ

Изучение законодательства, регламентирующего избирательный процесс в РФ, ознакомление с технологиями ведения избирательной кампании, структурой и деятельностью избирательного штаба и т. д.

9

Тренинги толерантности

Воспитание толерантного отношения к любым проявлениям инакости, изучение коммуникативных техник, изучение особенностей различных культур

10

Тренинги и практика социального партнерства и взаимодействия

Овладение технологиями социального взаимодействия, изучение основ социального партнерства, делового этикета, практикумы по ведению деловых переговоров и презентационной деятельности

11

Делопроизводство

Изучение технологий делопроизводства, основы подготовки и порядок подачи документов в комиссии по оценке социально-коммерческих (грантовых) проектов

Социальное проектирование

1

Технология социального проектирования

Технология проектной деятельности, особенности социального проектирования , разработка и реализация социально значимых проектов

2

Технология образовательного программирования

Изучение основ образовательного программирования, разработка и реализация программ

3

Технология образовательного моделирования

Особенности процесса моделирования, основы модерации

4

Основы делового планирования

Овладение навыками делового планирования

Художественное моделирование

Методика и проведение коллективных творческих дел

Энциклопедия коллективных дел по И. Иванову (познавательные дела, трудовые дела, художественные дела, спортивные дела)

1

Основы игровой педагогики

Основные подходы к классификации игр. Основы модификации игры. Опыт конструирования игры по С. А. Афанасьеву. Оформление игрового пространства. Игры на взаимодействие. Ролевые игры. Интеллектуальные игры. Игры на знакомство. Игры-шутки.

2

Изучение основ сценической речи и ораторского искусства

Изучение основ риторики, проксемики, семиотики, овладение навыками проведения сценических программ

3

Изучение основ моделирования культурно-досуговых программ

Овладение технологией художественного моделирования, модификации культурно-досуговых программ, навыками режиссерской, звукооператорской, оформительской, постановочной деятельности и пр.

Информационные технологии

1

Освоение современных мультимедийных и Интернет-технологий

Овладение основами компьютерной грамоты, освоение навыков эффективной работы в сети Интернет, разработка и поддержка сайта ДОО

2

Теоретические и практические основы организации взаимодействия со СМИ

Овладение навыками уверенного поведения перед телекамерой, выступлений в качестве интервьюируемого, основ подготовки пресс-релизов и ведения телефонных переговоров с представителями СМИ

3

Технология презентационной деятельности

Основы позитивного самопозиционирования, взаимодействия с административными и коммерческими структурами

4

Основы журналистики

Изучение жанров журналистики, основ грамотной литературной речи, современных технологий печатных средств массовой информации, основ рекламной деятельности

Учебно-тематический план

Образовательный курс

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Правовое и социальное взаимодействие

20

8

12

2

Социальное проектирование

12

4

8

3

Художественное моделирование

22

8

14

4

Информационные технологии

14

6

8

Итого:

68

26

42

Правовое взаимодействие

Всего

теория

практика

1

История детского движения

2

1

1

2

Программы деятельности детских общественных организаций

2

1

1

3

Основы волонтерского движения

2

1

1

4

Нормативно-правовая база по обеспечению прав и свобод человека, прав детей

2

1

1

5

Нормативно-правовая основа деятельности образовательных учреждений и общественных объединений

2

1

1

6

Нормативно-правовая основа профессиональной трудовой деятельности

2

1

1

7

Нормативно-правовая основа избирательного процесса в РФ

2

1

1

8

Тренинги толерантности

2

-

2

9

Тренинги и практика социального партнерства и взаимодействия

2

-

2

10

Делопроизводство

2

1

1

Всего часов

20

8

12

Социальное проектирование

1

Технология социального проектирования

3

1

2

2

Технология образовательного программирования

3

1

2

3

Технология образовательного моделирования

3

1

2

4

Основы делового планирования

3

1

2

Всего часов

12

4

8

Художественное моделирование

Всего

теория

практика

1

Методика и проведение КТД

6

2

4

2

Основы игровой педагогики

6

2

4

3

Изучение основ сценической речи и ораторского искусства

4

2

2

4

Изучение основ моделирования культурно-досуговых программ

5

2

3

Всего часов

22

8

14

Информационные технологии

Всего

теория

практика

1

Освоение современных мультимедийных и Интернет-технологий

3

1

2

2

Теоретические и практические основы организации взаимодействия со СМИ

4

2

2

3

Технология презентационной деятельности

3

1

2

4

Основы журналистики

4

2

2

Всего часов

14

6

8

Принципы реализации программы:

  • гуманизация;
  • демократизация;
  • социализация;
  • дифференциация
  • индивидуализация,

Принципы, формы и режим занятий

Логика взаимодействия обучающихся и педагогов на занятиях Школы независимо от избранной формы занятия строится на принципах: диа– и полилогичности, предъявления разумных требований, свободы проявления личности.

По типу взаимодействия занятия делятся на:

  • коллективные (занятия проводятся по одному направлению одним педагогом со всем коллективом обучающихся);
  • групповые (занятия проводятся с отдельными группами обучающихся);
  • индивидуальные;
  • интегрированные (занятия проводятся двумя-тремя педагогами или одним, но по разным направлениям);
  • межуровневые (занятия для обучающихся, освоивших или осваивающих начальные уровни программы, проводят обучающиеся, освоившие более высокий уровень)
  • занятия межвозрастного взаимодействия (обучающиеся, освоившие необходимый квалификационный уровень, проводят занятия с обучающимися среднего школьного возраста).

По месту занятия в решении дидактических целей:

  • занятие – ознакомление с новым материалом;
  • занятие – закрепление изученного материала;
  • занятие применения знаний и умений;
  • занятие обобщающего повторения;
  • комбинированное занятие (достижение нескольких дидактических целей);
  • занятие проверки и коррекции знаний.

По виду деятельности обучающихся на занятии:

  • лекция;
  • практикум;
  • экскурсия;
  • деловая игра;
  • поисковое занятие;
  • проектное занятие;
  • занятие-семинар и т. д.

Из нетрадиционных форм занятий наиболее часто используются:

  • тренинг;
  • переговоры (воспроизведение реального события, обсуждение проблемной ситуации);
  • занятие-презентация;
  • спектакль (атрибуты, переодевания, костюмы);

Режим занятий основывается на санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах 2. 4. 4. 1251-03: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа с обязательными перерывами через каждые 45 минут.

Участники:

старшеклассники школы, члены детского общественного объединения (возраст от 14 до 18 лет)

Сроки реализации

В соответствии с целями и основными задачами Программы предусмотрен рабочий план реализации программы на один год.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

Ø повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала молодого поколения;

Ø укрепление гражданской позиции, чувства патриотизма в детской и молодежной среде, закрепление у молодых людей общечеловеческих ценностей;

Ø сплочение подростков в процессе организации совместных социально значимых дел;

Ø приобретение необходимых коммуникативных навыков и умений социального проектирования

Ø появление интереса к социально-значимой деятельности в рамках школы и в социуме.

Ø участие в работе общественных организаций и реализации проектов.

Ø самореализация участников проекта.

После участия в данной программе лидерского обучения подростки должны

§ уметь владеть собой, принимать и выполнять правовые и моральные обязательства;

§ уметь организовать КТД;

§ уметь работать в команде;

§ уметь вести дискуссию, публично выступать, улучшая навыки и приобретая уверенность.

Механизм оценки результатов:

Освоение обучающих программ оценивается посредством сдачи зачетов, в ходе игр-соревнований, при применении знаний на практике (например, изданная газета и т. д. ).

1. Освоение навыков взаимодействия и сотрудничества оценивается на основе оценки педагогов, специалистов и самооценки ребят (тестирование уровня социальной адаптации и сформированности ценностных ориентаций)

2. Уровень общественной активности ребят оценивается на основе оценки педагогов, специалистов, самооценки ребят, а также количества проведенных социально-значимых дел, их массовости и ценности. .

Критерии и показатели реализации программы

Итоги реализации программы подводятся по окончании каждого семестра 2 раза в год в форме экзамена.

Экзамен принимается преподавателями Школы в форме собеседования по основным вопросам части программы «Школы лидера», освоенной на момент сдачи экзамена.

Оценка результативности освоения обучающимися программы Школы на экзамене производится согласно установленной организаторами модели:

  • 1-й уровень – игротехник (обучающийся, прошедший этот уровень, должен обладать практико-ориентированными знаниями по игровой педагогике, владеть техникой проведения широкого спектра игр, навыками по организации и проведению игрового тренинга) – 50 баллов.
  • 2-й уровень – координатор (владеет знаниями предыдущего уровня, навыками организационной деятельности, навыками организации и координации группового взаимодействия, организационного планирования, организационного делопроизводства, приемами композиционного построения культурно-досуговых программ, ориентируется в правоведении) – от 51 до 75 баллов.
  • 3-й уровень – инструктор-модератор (в совершенстве владеет знаниями предыдущих уровней, навыками организации образовательного процесса, знает основы педагогического программирования, художественного моделирования, знает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, представленных в нормативных документах разного уровня, принимает участие в обучающих семинарах в качестве инструктора) – от 76 баллов и выше.

Баллы начисляются обучающимся в Школе по следующей схеме:

1 балл – за регулярное ведение конспектов занятий Школы;

1 балл – за регулярное посещение занятий Школы;

2 балла – за предоставление материалов по игровой педагогике из различных информационных источников, самостоятельно найденных и изученных обучающимися;

3 балла – за успешную демонстрацию полученных в Школе умений и навыков на занятиях Школы;

5 баллов – за самостоятельно разработанные игры, игровые программы и игровые модели;

5 баллов – за разработку и проведение культурно-досуговых программ;

10 баллов – за самостоятельную разработку и проведение тренингов всех типов и видов (для инструкторов-модераторов);

10 баллов – за проведение учебного занятия в Школе (для инструкторов-модераторов);

15 баллов – за работу в качестве куратора временного детского коллектива (для координаторов и инструкторов-модераторов);

15 баллов – за самостоятельную разработку краткосрочного социально-образовательного проекта;

20 баллов – за самостоятельную разработку и проведение семинаров (для инструкторов-модераторов).

Обучающийся, набравший соответствующее определенному уровню количество баллов, имеет право потребовать досрочного квалификационного экзамена.

Техническое и методическое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение программы осуществляет МОУ СОШ №3. В распоряжении Школы – постоянный учебный кабинет, мультимедийное и компьютерное оборудование, а также видео– и аудиоаппаратура.

Методическое обеспечение образовательной программы осуществляется специалистами МОУ СШ №3 и включает в себя:

Ø постоянно пополняемую и обновляемую нормативно-правовую базу;

Ø библиотечку методической литературы в печатном и электронном вариантах;

Ø папки методических материалов по различным темам программы Школы;

Ø набор мультимедийных презентационных разработок и пособий по различным темам образовательной программы Школы;

Ø за период освоения образовательной программы Школы каждый обучающийся получает пакет конспективно изложенных материалов занятий и приложений к ним.

Апробированные на занятиях Школы методики и технологии, а также содержательные материалы систематизируются, обобщаются, проходят внутреннюю и внешнюю экспертизу их значимости с точки зрения практического использования и публикуются в отдельных сборниках с обязательным научным обоснованием.

Список использованной литературы

  1. Конвенция Международной Организации Труда (МОТ) "О праве на организацию и заключение коллективных договоров" 01. 07. 49.
  2. Конвенция Международной Организации Труда (МОТ) № 100. "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности" 29. 06. 51.
  3. Конвенция Международной Организации Труда (МОТ) № 138 "О минимальном возрасте приема на работу" от 26. 06. 1973.
  4. Конвенция Международной Организации Труда (МОТ) № 79 "Об ограничениях ночного труда детей и подростков на непромышленных работах" от 09. 10. 1946.
  5. Конвенция Международной Организации Труда (МОТ) № 90 "О ночном труде подростков в промышленности" 10. 08. 49.
  6. Конвенция о правах ребенка. – М. , 1989.
  7. Конституция РФ. – М. , 1993.

  1. Андреева Г. М. Психология социального познания. М. : «Аспект Пресс», 2000.
  2. Антонюк Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. М. , 1986
  3. Антонюк Г. А. Социальное проектирование: Некоторые методологические аспекты. Минск, 1978;
  4. Вачугов Д. Д. , Кислякова Н. А. Менеджмент: Практические занятия и деловые игры. (Уч. пос. ). – М. : ТД «Элит-2000», 2000.
  5. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М. , 1999.
  6. Волохов А. В. Социализация ребенка в детских общественных организациях: вопросы теории и методики. Союз пионерских организаций – федерация детских организаций, Ярославль 1999.
  7. Гордин Л. Ю. Школа инициативы и самостоятельности. – М. , 1984.
  8. Зинченко А. П. Игровая педагогика (система педагогических работ Школы Г. П. Щедровицкого). – Тольятти, 2000.
  9. Караковский В. А. Воспитание гражданина: Записки директора школы. – М. , 1987.
  10. Коган Л. Н. , Панова С. Г. Социальное проектирование: Его специфика, функции, проблемы // Проблемы социального прогнозирования. Красноярск. 1980. Вып. VI;
  11. Коробкина З. В. , Попов В. А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. – М. : Академия, 2002.
  12. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М. , 1978.
  13. Мальковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников. – М. , 1988.
  14. Мальцева Э. А. , Костина Н. М. Педагогика детского движения: Учебное пособие.
  15. Прутченков А. С. , Калиш И. , Солодова О. «Коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества: типичные ошибки ученического самоуправления» (по материалам сети Интеренет).
  16. Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.
  17. Селевко Г. К. , Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. М. : Народное образование, 2002
  18. Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха. учебно – методическое пособие, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,1999.
  19. Таран Ю. Н. Как разработать программу детского объединения: методическое пособие в вопросах и ответах, Федерация детских организаций « Юная Россия», Липецк, 2000г.
  20. Фришман И. И. Мирошкина М. Р. Подготовка волонтеров (программы, рекомендации, модели опыта) // Приложение к Внешкольнику. 2004. №6.
  21. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) / Педагогика и логика. М. , 1993
  22. Социалогия молодежи: учебное пособие, Феникс, Ростов на Дону 2001.
  23. Социальное проектирование. М. , 1982;
  24. Материалы конференции «Завтра начинается сегодня». г. Анапа,1998. (Общественная молодежная организация Ассоциация юных лидеров, г. Москва)
  25. Организация работы детских общественных объединений в летнее время (программа, примерные положения, модели и концептуальные основы). Сост. Волохов А. В. М. : ГОУ ЦРСДОД, 2003.
  26. Сборник океанских игр, издание1 ВДЦ «Орленок», г. Владивосток, 2001.
  27. Сборник статей Детское движение: цели, ценности, проблемы становления. Издательский дом Удмуртский университет, Ижевск 2004.
  28. Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений. – Кострома, 1994.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

1. Закон Новосибирской области «О защите прав детей в Новосибирской области» – Новосибирск, 2003.

2. Конвенция о правах ребенка ( 1990 г . ).

3. Афанасьев С. П. Веселые каникулы. Настольная книга воспитателя. – М. , 2004.

4. Афанасьев С. П. Методика организации конкурсных программ. – Кострома, 1998.

5. Афанасьев С. П. , Коморин С. В. Чем занять детей в пришкольном лагере, или Сто отрядных дел. – Кострома, 2000.

6. Кудинов В. А. , Лейкин А. Я. Юная Россия. История детского и молодежного движения в России в XX веке. – СПб, 2000 г .

7. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М. , 1978.

8. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» / Ред. -сост. С. Г. Корконосенко. – СПб. , 2000.

9. Первые шаги: начальный курс обучения правам человека. – М. , 2003.

10. Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.

11. Прутченков А. С. «Шаг за шагом». Технология подготовки и реализации социального проекта. Пособие для менеджеров МООДиМ «Новая цивилизация». – М. , 2001.

12. Рабочая тетрадь участника профильного сбора ассоциации «Содружество». – Новосибирск, 2002–2005 (№№1-9).

13. Смолий Е. С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М. , 2003.

14. Титова Е. В. Если знать, как действовать. – М. , 1997.

Метки: Воспитательная работа