Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Программа «Первичная профилактика аддиктивного (зависимого) поведения среди подростков»

Программа «Первичная профилактика аддиктивного (зависимого) поведения среди подростков» Пояснительная записка

Анализ обстановки в области профилактики вредных привычек в России показывает, что первичной профилактикой преимущественно занимается система образования.

Программа первичной профилактики аддиктивного (зависимого) поведения среди подростков является начальным этапом в общей системе социально-педагогической деятельности по профилактике вредных привычек среди подростков и ориентирована на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных веществ, формирование стрессоустойчивых установок, позитивно-когнитивных оценок.

Целью программы «Первичная профилактика аддиктивного (зависимого) поведения среди подростков» является формирование целостного представления о зависимости как негативном явлении.

Задачи программы:

– формирование ценностных ориентаций на ЗОЖ;

– формирование отрицательного отношения к вредным привычкам;

– развитие социальной резистенции (устойчивости).

Программа построена на принципах аксиологичности, многоаспектности, диференцированности, последовательности, систематичности.

Программа предназначена для учащихся 6 – 7-х классов и предусмотрена в рамках воспитательной работы.

Программа позволит выяснить актуальность темы зависимости от вредных привычек для подростков, оценить их базовый уровень информированности, овладеть навыками уверенного поведения, аргументированного отказа в ситуации выбора.

Практическая значимость программы состоит в реализации методического курса групповых занятий, направленных на профилактику аддиктивного (зависимого) поведения и формирование здорового образа жизни.

Методологической основой программы являются общенаучные положения философии гуманизма о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира; идеи социальной обусловленности развития человека как личности, о соотношении стихийного и управляемого в процессе общественного развития, о многофакторном характере развития личности.

Являясь одним из основополагающих международных нормативно-правовых документов высокого политического и нравственно-педагогического значения, “Конвенция о правах ребенка” призывает к максимальной защите интересов детей, к созданию условий, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в общественно-политической жизни, в реализации комплекса гражданских, экономических, культурных и других прав человека.

Программа выстраивается в следующей логике:

Первый раздел «Наркомания, алкоголизм, табакокурение, игромания: мифы и действительность» посвящен вопросам общей характеристики проблемы зависимости, раскрываются основные понятия, причины и последствия употребления психоактивных веществ и игровой зависимости.

Второй раздел «Правовые аспекты проблемы аддиктивного поведения» посвящен анализу юридических аспектов.

Третий раздел «Формирование навыков ответственного поведения» включает в себя тренинговые занятия, направленные на формирование навыков отказа от первой пробы и навыка безопасного поведения.

Существуют различные методы социально-педагогической деятельности по профилактике аддиктивного (зависимого) поведения. Одни из них являются традиционными, другие предполагают менее привычное для российской школы активное взаимодействие и помощь учащихся друг другу. Наиболее часто используются:

– мозговой штурм;

– анализ конкретных историй жизни (случаев);

– классная дискуссия;

– драматические представления;

– индивидуальные и групповые исследования;

– индивидуальные и групповые выступления;

– применение проектора с демонстрационными материалами;

– просмотр видеоматериалов;

– панельные дискуссии;

– ролевое моделирование;

– лекции учителя;

– рабочие листки.

Мозговой штурм применяется для стимуляции дискуссии по конкретной теме или опросу. Подростков просят свободно высказывать свои идеи и мнения без каких-либо комментариев со стороны педагога или товарищей. Идеи фокусируются в письменном виде, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не кончится отведенное на него время или не истощатся идеи.

Рассмотрение конкретных случаев – это чтение и анализ (в ходе дискуссии) учениками записанных текстов, представляющих истории или ситуации, относящиеся к данной проблеме. Случаи представляются таким образом, чтобы ученики почувствовали свою включенность в ситуацию и сконцентрировались на решении практических вопросов.

Классная дискуссия, руководимая педагогом, является одним из наиболее ценных методов обучения. Она может быть использована для начала, усиления интенсивности или подведения итогов занятия. Большинство уроков, содержащихся в любых методических пособиях по профилактики наркомании, включают какую-либо форму классной дискуссии.

Драматические представления могут быть в форме ролевых игр, радиопередач, телевизионных шоу и т. п. Это деятельность, которая мотивирует учеников за счет активного включения в ее процесс, для тренировки поведения или изучения предмета, вызывающего наибольший интерес.

Исследования предполагают обеспечение учеников материалами, над которыми они затем работают, обрабатывая, оценивая их и т. д. Подростки могут также искать материалы и собирать информацию самостоятельно.

Иногда ученики выступают перед классом. Такие выступления могут осуществляться индивидуально или группой учеников (панельные выступления части класса).

При изучении проблемы, в отношении существует несколько точек зрения, панельная дискуссия позволяет ученикам проводить самостоятельное исследование, подбирать аргументы в пользу защищаемой позиции. Понимание существа проблемы резко возрастает, когда ученики хорошо знают различные точки зрения по поводу ее решения.

Ролевое моделирование мотивирует учеников, так как требует от них активности и тренировки поведения. Ученики действуют так, как в реальной жизни, или, по крайней мере, так, как они хотели бы действовать в реальной ситуации. Иногда педагог раздает роли, а иногда – только подает идею и просит учеников импровизировать.

Традиционная лекция – передача информации от педагога прямо к ученикам. В некоторых случаях – это наилучший путь сообщения информации. Обычно этот метод используется в комбинации с другими для обеспечения высокой мотивации и необходимого уровня научения.

Большинство уроков согласно любому методическому пособию по первичной профилактики включает рабочие листки. Учеников просят заполнить листки индивидуально или в группе в процессе кооперативного обучения. Некоторые листки заполняются во внеклассное время. Листки требуют обсуждения всем классом и обязательной своевременной обратной связи.

Тематический план:

Темы

Количество часов

1.

1. 1

1. 2

1. 3

1. 4

1. 5

1. 6

1. 7

Раздел 1. Наркомания, алкоголизм, табакокурение, игромания: мифы и действительность.

Наркотики и наркомания.

Развитие алкоголизма на фоне «пивного алкоголизма».

Зависимость от сигарет.

Медико-социальные последствия заболеваний, связанных с зависимостью от психоактивных веществ.

Признаки человека, больного наркоманией.

Зависимость от азартных игр, в том числе компьютерных.

Медико-социальные последствия заболеваний, связанных с зависимостью от компьютерных игр.

7

1

1

1

1

1

1

1

2.

2. 1

2. 2

Раздел 2. Правовые аспекты проблемы аддиктивного (зависимого) поведения.

Российское законодательство в отношении наркотиков, алкоголя и табака.

Российское законодательство в отношении азартных игр.

2

1

1

3.

3. 1

3. 2

Раздел 3. Формирование навыков ответственного поведения.

Формирование навыка отказа от первой пробы.

Формирование навыка безопасного поведения.

8

4

4

Всего:

17

Содержание.

Содержание программы «Первичная профилактика аддиктивного (зависимого) поведения среди подростков» носит комплексный характер. Она включает в себя различные аспекты рассмотрения проблемы, такие как общее представление о проблеме, медико-социальные последствия употребления психоактивных веществ; правовые аспекты проблемы, а также методы формирования навыков отказа от первой пробы и навыков безопасного поведения. Таким образом, программа позволяет создать у учащихся представление о вредных привычкам, в том числе и игромании, как негативном явлении и сформировать навыки ответственного поведения.

Основная форма работы – групповые занятия. Продолжительность одного занятия 1 – 2 академических часа. При проведении групповых занятий рекомендуется использовать следующие методы: групповая дискуссия, игры, упражнения, творческие задания, ролевые ситуации, мозговой штурм, беседа. В ходе занятия необходимо также использовать технические и наглядные средства, канцелярские принадлежности.

В зависимости от целей занятия, необходимо применять различные технологии и формы их реализации.

Раздел 1. Наркомания, алкоголизм, табакокурение, игромания: мифы и действительность.

Тема 1. 1. Наркотики и наркомания.

Понятия «наркотик», «наркотизация», «наркомания». Виды наркотиков. Причины употребления психоактивных веществ. Мифы о наркотиках и реальность. Мода на наркотики и молодежная субкультура.

Тема 1. 2. Развитие алкоголизма на фоне «пивного алкоголизма».

Понятия «алкоголь», «алкоголизм», «пивной алкоголизм». Виды лкоголизма. Причины употребления алкоголя. Мифы об употреблении пива и реальность. Мода на пиво и молодежь.

Тема 1. 3. Зависимость от сигарет.

Понятие «табакокурение». Причины пристрастия к табакокурению. Мифы о сигарете и реальность. Мода на сигареты и молодежная субкультура.

Тема 1. 4. Медико-социальные последствия заболеваний, связанных с зависимостью от психоактивных веществ.

Синдром зависимости от наркотиков. Наркотический абстинентный синдром. Патологическое влечение к наркотикам. Факторы, способствующие возникновению зависимости. Общие клинические проявления заболеваний наркологического профиля. Физиологические, психологические, социальные последствия употребления наркотиков.

Тема 1. 5. Признаки человека, больного наркоманией.

Общие признаки. Физические признаки. Особенности поведения человека, употребляющего наркотики. Особенности одежды и внешности. Приемы, к которым прибегают наркоманы для вовлечения в наркотизацию.

Тема 1. 6. Зависимость от азартных игр, в том числе компьютерных.

Общие признаки зависимости от компьютерных игр. Особенности поведения человека, зависимого от компьютерных игр.

Тема 1. 7. Медико-социальные последствия заболеваний, связанных с зависимостью от компьютерных игр.

Синдром зависимости от азартных игр. Компьютерная игромания. Патологическое влечение к азартным играм. Факторы, способствующие возникновению зависимости. Общие клинические проявления заболеваний, связанных с зависимостью от азартных игр. Физиологические, психологические, социальные последствия игроманов.

Раздел 2. Правовые аспекты проблемы аддиктивного (зависимого) поведения.

Тема 2. 1. Российское законодательство в отношении наркотиков, алкоголя и табака.

Закон и наркотики. Уголовная ответственность за незаконное приобретение, хранение и употребление наркотиков. Хищение или вымогательство наркотических средств. Склонение к потреблению наркотических средств. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств. Закон и алкоголь. Закон и сигарета.

Тема 2. 2. Российское законодательство в отношении азартных игр.

Азартные игры «вне закона». Запрет на азартные игры в России. Борьба с компьютерными «монстрами».

Раздел 3. Формирование навыков ответственного поведения.

Тема 3. 1 Формирование навыка отказа от первой пробы.

Провокационные тезисы. Давление группы. Десять вариантов отказа от принятия наркотика, алкоголя, табака. Предотвращение употребления наркотиков, алкоголя, табака. Как не «подсесть на игру».

Тема 3. 2 Формирование навыка безопасного поведения.

Провоцирующие ситуации. Обсуждение историй. Степень риска.

Ниже приводится несколько примеров по проведению занятий.

Занятие «Наркотики и наркомания» ставит целью выявление и активизацию знаний учащихся по теме наркомания, выяснить актуальность темы наркомании для подростков и разъяснить понятия «наркотик», «наркомания», «наркотизация», выяснить и обсудить мотивы начала употребления наркотиков.

Форма занятия: лекция, беседа, игровые упражнения.

Цель занятия «Медико-социальные последствия заболеваний, связанных с зависимостью от психоактивных веществ» – разъяснить понятия «злоупотребление», «зависимость», «наркотический абстинентный синдром», рассмотреть физиологические, психологические и социальные последствия употребления наркотиков; сформировать убеждение в том, что любой эксперимент с наркотиком может иметь негативные последствия, разъяснить опасность возможного приобщения к наркотикам.

Форма занятия: лекция, просмотр и обсуждение видеофильма «Игла» (1988).

На занятии «Признаки человека, больного наркоманией» рассматриваются основные признаки, по которым можно определить человека, употребляющего наркотики; приемы, к которым прибегают наркоманы для вовлечения в наркотизацию; выбирается стратегия поведения, дающая возможность сохранять личную безопасность.

Форма занятия: лекция, беседа, ролевая игра.

Занятие «Российское законодательство в отношении наркотиков» ставит целью проанализировать законы РФ, касающиеся проблемы наркомании и рассмотреть какую уголовную ответственность несут лица, приобретающие, хранящие, употребляющие наркотики или способствуют их распространению.

Форма занятия: лекция, встреча с юристом.

На занятиях «Формирование навыка отказа от первой пробы» и «Формирование навыка безопасного поведения» ставиться цель обучить навыкам противостояния наркотикам, сигаретам, алкоголю, а также азартным играм; отработать методы противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых; сформировать навыки уверенного поведения, аргументированного отказа в ситуации выбора.

Форма занятий: социально-психологический тренинг.

Каждое занятие должно включать в себя следующие структурные компоненты:

1. Адаптационный компонент – предполагает проведение в начале каждого занятия упражнения разминки, направленные на снятие эмоциональной напряженности и способствующие физическому раскрепощению учащихся.

2. Целеполагающий компонент – предназначен для формирования и формулирования целей и задач занятия. Следует особое внимание обращать на формулировку целей и задач самими подростками, даже если они не всегда получаются удачными и содержательными. Это помогает активизировать мотивацию учащихся, создает ощущение личностной причастности ко всему тому, что происходит на занятиях.

3. Конструктивно – практический компонент – содержит собственно обсуждение вопросов, ситуаций; используются игровые технологии, отрабатываются поведенческие навыки, происходит формирование личностной позиции учащихся по теме занятия через высказывания, формулирование собственных мнений.

4. Рефлексивный компонент – включает работу по оцениванию занятия, обсуждение, высказывание мнений.

5. Эмоционально – завершающий компонент – предполагает окончание каждого занятия упражнением, которое выбирают учащиеся. Данный компонент придает завершенность конкретному занятию и предполагает дальнейшую встречу учащихся.

Содержание программы и методы ее реализации подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся.

Таким образом, данная программа построена с учетом всех основных положений по организации социально-педагогической деятельности и способствует воспитанию у подростков негативного отношения к вредным привычкам.

Библиография:

1. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. – М. , 1988.

2. Афанасьев В. , Тилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях российского общества. – СПб. , 1995.

3. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М. , 1978.

4. Гавриленко Е. Н. Психологические основы профилактики наркомании у подростков. – Ставрополь, 1999.

5. Гуров В. Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Учебное пособие. – Ставрополь, 1993.

6. Дубровина И. В. Формирование личности старшеклассника. – М. , 1989.

7. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. – М. , 1999.

8. Ениколопов С. Н. Психология девиантного поведения. – М. , 2000.

9. Загвязинский В. И. , Зайцев М. П. , Кудашов Г. Н. , Селиванова О. А. , Строков Ю. П. Основы социальной педагогики. Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей. – М. , 2002.

10. Захаров Ю. А. Признаки надвигающейся беды // Воспитание школьников, 2000г. , №2.

11. Захаров Ю. А. Признаки употребления наркотиков подростком // Воспитание школьников, 2000, №3.

12. Реабилитации детей и подростков в современных условиях. – М. , 1994.

13. Каширский Д. В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическим проблемами // Вопросы психологии. – 2002, №1.

14. Кобякова Т. Г. , Смердов О. А. Теория и практика добровольной службы по первичной профилактике наркозависимости. – Кемерово, 1998.

15. Котляков В. Ю. Подросток и наркотики: Пособие для родителей. – Люберцы, 1999.

16. Котляков В. Ю. Профилактика наркозависимости в школе. – Кемерово, 1997.

17. Кузнецова Г. И, Харченко В. Д. Психологические особенности недисциплинированных подростков. // Вопросы психологии. 1981, №6.

18. Ларионов В. Н. Социально – гигиенические аспекты распространенности наркоманий, токсикоманий среди подростков: Автореферат канд. дисс. – М. , 1997.

19. Не допустить беды! В помощь работе по профилактике наркомании и СПИДа / Под ред. Л. Н. Бузиловой. – Пермь, 1999.

20. Профилактика девиантного поведения молодежи: Учебное пособие / Под ред. В. Т. Лисовского. – М. , 1998.

21. Ягодицкий В. Н. Школьнику о вреде наркотика и алкоголя. – М. , 1995.

Метки: Воспитательная работа