Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 6-11 лет. Ч. 2
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 6-11 лет. Ч. 2
Направления формирования здорового образа жизни | Ценностные установки | Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни | ||
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
Здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое. |
– у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; – учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека; – учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; – учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; – учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. |
||
Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. | Ценность здоровья и здорового образа жизни. | соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. | ||
Рациональная организация образовательного процесса. | Отношение к здоровью детей как главной ценности. Ценность рациональной организации учебной деятельности. | – соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках ) учащихся на всех этапах обучения.
|
||
Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния. | – полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры) – рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования. |
|||
Реализация дополнительных образовательных программ. | Ценность здоровья и здорового образа жизни. | – эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс. | ||
Просветительская работа с родителями (законными представителями). | Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания. | – эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек. | ||
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Направления формирования здорового образа жизни | Задачи формирования здорового образа жизни | Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий | ||
Формирование ценностного отно-шения к здоровью и здоровому образу жизни. |
Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью). Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей. |
Беседа (урочная, внеурочная, внешкольная). Туристические походы; встречи со спортсменами, тренерами (внеурочная, внешкольная). Урок физической культуры (урочная). Подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная). Спортивные соревнования, игровые и тренинговые программы (внешкольная). |
||
Создание здо-ровьесберегающей инфраструктуры школы | Организация качественного горячего питания учащихся. Оснащение кабинетов (в т. ч. медицинского), физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем (медицинским, спортивным, игровым). |
Укрепление материально-технической базы. Комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической культуры, психолог, медицинский работник). |
||
Рациональная организация образовательного процесса. | Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Обеспечение возможности обу-чающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельности в соответствии с возрастными и ин-дивидуальными возможностями. |
Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию).
Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования. |
||
Организация физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечение рациональной организации двигательного режи-ма обучающихся, нормального физического развития и двига-тельной подготовленности обуча-ющихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохра-нение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. | Организация занятий по лечебной физкультуре; динамических перемен, физкультминуток на уроках. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п. ). |
||
Реализация дополнительных образовательных программ. | Включение каждого учащегося в здоровьесберегающую деятельность. | Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п. Создание общественного совета по здоровьесбережению. |
||
Просветительская работа с родителями (законными представителями). | Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы. | Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей. Приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы. |
||
Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:
При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.
Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл. ), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл. ).
Обучающиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл. ). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл. ).
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл. ) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Обучающиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл. ). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл. ).
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков.
Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.
Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всех УМК в течение всего учебно-воспитательного процесса.
3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках ).
Урок осуществляется в условиях комфортности:
Санитарно-гигиенических:
- свежий воздух,
- соответствующее освещение,
- подходящие по росту парты,
- расположение слабовидящих учащихся в соответствии с рекомендациями медико-санитарной службы, а также по желанию детей и родителей.
Психологических:
- Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении.
- Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса.
- Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.
- Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.
Для повышения мотивации учения педагоги школы используют приемы следующих инновационных технологий:
- технология сотрудничества;
- технология проблемного обучения;
- технология решения изобретательских задач;
- технологии исследовательской деятельности;
- игровые технологии и др.
Используемые в школе УМК содержат материалы для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников УМК «Школа 2100» имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью обучающихся, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемых в лицее учебниках: УМК «Школа 2100» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности обучающихся. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
В целях изменения отношения к отметке и развитие навыков самооценки у учащихся:
– ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке с учетом развития обучающегося, особенностей учебной деятельности;
– оценка используется как обратная связь, позволяющая учителю увидеть свои и ученические проблемы и возможные шаги для успешной коррекции;
– учитель включает учащихся в оценочную деятельность, обучает их умению оценивать как свою работу, так и работу одноклассников. Оценке учителя предшествует оценка учащегося.
Для решения задач развития творческих способностей педагоги:
Дают возможность всем учащимся проявить свои таланты и свой потенциал, чтобы превратить информацию в знания, которыми можно будет пользоваться на практике.
Внедряют различные виды самообразования с учетом возрастных, индивидуальных, личностных предпочтений учащихся.
Обеспечивают творческую самореализацию каждого ученика на уроке и во внеурочной деятельности.
В папку творческих работ (портфолио) ученикам предлагаются:
Стихи (синквейны, диаманты, акростихи и др. )
Кластеры (ментальные карты)
Кроссворды
Схемы
Творческие задачи
Сказки
Лабораторные работы
Сочинения
Викторины
Мини-плакаты
Для воспитания культуры здоровья педагоги:
Вырабатывают у учащихся гигиенические навыки (беседы по правилам гигиены, «Как следует питаться»,»Как помочь себе сохранить здоровье»и т. д);
Проводят профилактику вредных привычек (классные часы: « Здоровый образ жизни», «Рабочие инструменты» человека», «Я выбираю движение» и др. );
Вырабатывают устойчивую мотивацию на ЗОЖ через различные виды деятельности (КТД «Расти здоровым», «Доставь родителям радость».
Акции: «Спеши делать добро», «День приветствий», «Будем делать хорошо и не будем плохо». Игра «Светофор здоровья», КВН «Наше здоровье»; регулярно на уроках проводят оздоровительные минутки.
В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. (СанПиН 2. 2. 2. /2. 4. 1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы»)
В начальной школе есть оснащение проектором и экраном.
4 . Организация физкультурно-оздоровительной работы
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры);
- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий
5 . Реализация дополнительных образовательных программ
Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
- внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс (оздоровительные программы каникулярного отдыха на базе школы);
- проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п. (в школе 2 раза в учебный год проводятся Дни здоровья», спортивные соревнования, например «Весёлые старты» «Снайпер», «Мини-футбол», конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» соревнования по пионерболу, осенний легкоатлетический кросс;
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
- интеграцию в базовые образовательные дисциплины (систематическое проведение физминуток, организация подвижных игр на переменах);
- проведение часов здоровья ;
- тренинги ( «Я умею выбирать», «Наркотик – враг» – тренинги безопасного поведения);
- проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п. ;
- организацию дней здоровья.
В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
В сентябре и мае по традиции, проводится день здоровья. Традицией школы является и общешкольный праздник «День защиты детей» Данный праздник проходит в конце мая виде военизированной эстафеты. Традиционно школа участвует в президентских тестах ( районных и городских).
6 . Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся направлена на повышение их уровня знаний и включает:
- лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. д. ;
- приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно—методической литературы;
- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
В школе стало традицией проводить общешкольные родительские собрания. Регулярными являются беседы с родителями по темам: «Факторы риска курения у детей младшего школьного возраста»
«Рациональное питание школьников и их родителей»
Оценка эффективности реализации программы
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т. п.
В школе проводится мониторинг заболеваемости обучающихся с декабря по март. Психолог проводит анкетирование обучающихся с целью определения утомляемости, тревожности. По результатам тестирования составляются графики по которым классный руководитель отслеживает динамику, проводит профилактику утомляемости.
Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности. Например, разучивание и проведение подвижных игр на переменах; классные часы «Огонёк здоровья», «Путешествие в страну здоровья», «Откуда берутся грязнули», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!».
Для того, чтобы оценить знания и действия обучающихся в области охраны и укрепления здоровья, педагоги школы используют:
- тренинги-погружения в реальную ситуацию: «Я умею выбирать», «Злой волшебник – наркотик», «Скажем табаку и алкоголю – нет!» и др. ;
- проектно-исследовательскую деятельность обучающихся («Доктор Природа», «Умеем ли мы правильно питаться»);
- практические занятия: «Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте», «Правила безопасного поведения на воде» и др.
Комплексный план мероприятий, направленных на реализацию программы формирования здорового и безопасного образа жизни
Направление деятельности | Содержание деятельности, мероприятия | Сроки | Ответственные |
Здоровьесберегающая инфраструктура | Выявление категорий детей, нуждающихся в бесплатном питании | Сентябрь | Социальный педагог Сурина Н. А. , классные руководители 1-4 классов |
Витаминизация блюд. Наличие в штате психолога, ,учителей физкультуры, медицинского работника
|
В течение года август |
Директор школы Якушина Е. В. , зав. столовой Лушкина Н. Н. |
Организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся | Проведение тематического педсовета по вопросам нормирования домашней работы обучающихся Проведение психологических тренингов для учителей по вопросам индивидуального подхода к обучающимся |
Октябрь Ноябрь, март |
Заместитель директора по УВР Иванцова Л. А. Психолог Штеле К. М. |
Физкультурно-оздоровительная работа | Спортивный праздник здоровья Акции: «Здоровая перемена» «Нет вредным привычкам» «Думай до, а не после « «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам» «Протест против курения» КТД «Маскарад вредных привычек» «Быть здоровым – это здорово" «Говорим здоровью – да!» «Книжка» «Игрушка» Трудовой десант |
Сентябрь 1 раз в четверть 1 раз в год |
Заместитель директора по ВР Зернюк О. А. , зам. директора по БЖ Рябченко Н. С. , классные руководители 1-4 классов, учителя физического воспитания ИсаковаС. Б. , Суетина Р. Д. , Матысон В. Ф. |
Реализация дополнительных образовательных программ | Работа кружков: – клуб «Здравотанцы» – клуб «Здравоигры» – Клуб «Здравовед» Кружок «Разговор о правильном питании» Проектно-исследовательская деятельность учащихся по вопросам |
Метки: Воспитательная работа