Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 6-11 лет. Ч. 2

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 6-11 лет. Ч. 2

Направления формирования здорового образа жизни

Ценностные установки

Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни.

Здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое,

нервно-психическое и социально-психологическое.

– у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

– учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека;

– учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

– учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

– учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Рациональная организация образовательного процесса.

Отношение к здоровью детей как главной ценности. Ценность рациональной организации учебной деятельности.

– соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках ) учащихся на всех этапах обучения.

Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния.

– полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры)

– рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования.

Реализация дополнительных образовательных программ.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

– эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.

Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания.

– эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.

Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания

Направления формирования здорового образа жизни

Задачи формирования здорового образа жизни

Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий

Формирование ценностного отно-шения к здоровью и

здоровому образу жизни.

Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью).

Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей.

Беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).

Туристические походы; встречи со спортсменами, тренерами (внеурочная, внешкольная).

Урок физической культуры (урочная).

Подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная).

Спортивные соревнования, игровые и тренинговые программы (внешкольная).

Создание здо-ровьесберегающей инфраструктуры школы

Организация качественного горячего питания учащихся.

Оснащение кабинетов (в т. ч. медицинского), физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем (медицинским, спортивным, игровым).

Укрепление материально-технической базы.

Комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической культуры, психолог, медицинский работник).

Рациональная организация образовательного процесса.

Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Обеспечение возможности обу-чающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельности в соответствии с возрастными и ин-дивидуальными возможностями.

Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию).

Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечение рациональной организации двигательного режи-ма обучающихся, нормального физического развития и двига-тельной подготовленности обуча-ющихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохра-нение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Организация занятий по лечебной физкультуре; динамических перемен, физкультминуток на уроках.

Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п. ).

Реализация дополнительных образовательных программ.

Включение каждого учащегося в здоровьесберегающую деятельность.

Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.

Создание общественного совета по здоровьесбережению.

Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы.

Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей.

Приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы.

Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл. ), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл. ).

Обучающиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл. ). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл. ).

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл. ) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Обучающиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл. ). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл. ).

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всех УМК в течение всего учебно-воспитательного процесса.

3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках ).

Урок осуществляется в условиях комфортности:

Санитарно-гигиенических:

  • свежий воздух,
  • соответствующее освещение,
  • подходящие по росту парты,
  • расположение слабовидящих учащихся в соответствии с рекомендациями медико-санитарной службы, а также по желанию детей и родителей.

Психологических:

  • Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении.
  • Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса.
  • Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.
  • Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.

Для повышения мотивации учения педагоги школы используют приемы следующих инновационных технологий:

  • технология сотрудничества;
  • технология проблемного обучения;
  • технология решения изобретательских задач;
  • технологии исследовательской деятельности;
  • игровые технологии и др.

Используемые в школе УМК содержат материалы для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников УМК «Школа 2100» имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью обучающихся, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемых в лицее учебниках: УМК «Школа 2100» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности обучающихся. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.

В целях изменения отношения к отметке и развитие навыков самооценки у учащихся:

– ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке с учетом развития обучающегося, особенностей учебной деятельности;

– оценка используется как обратная связь, позволяющая учителю увидеть свои и ученические проблемы и возможные шаги для успешной коррекции;

– учитель включает учащихся в оценочную деятельность, обучает их умению оценивать как свою работу, так и работу одноклассников. Оценке учителя предшествует оценка учащегося.

Для решения задач развития творческих способностей педагоги:

Дают возможность всем учащимся проявить свои таланты и свой потенциал, чтобы превратить информацию в знания, которыми можно будет пользоваться на практике.

Внедряют различные виды самообразования с учетом возрастных, индивидуальных, личностных предпочтений учащихся.

Обеспечивают творческую самореализацию каждого ученика на уроке и во внеурочной деятельности.

В папку творческих работ (портфолио) ученикам предлагаются:

Стихи (синквейны, диаманты, акростихи и др. )

Кластеры (ментальные карты)

Кроссворды

Схемы

Творческие задачи

Сказки

Лабораторные работы

Сочинения

Викторины

Мини-плакаты

Для воспитания культуры здоровья педагоги:

Вырабатывают у учащихся гигиенические навыки (беседы по правилам гигиены, «Как следует питаться»,»Как помочь себе сохранить здоровье»и т. д);

Проводят профилактику вредных привычек (классные часы: « Здоровый образ жизни», «Рабочие инструменты» человека», «Я выбираю движение» и др. );

Вырабатывают устойчивую мотивацию на ЗОЖ через различные виды деятельности (КТД «Расти здоровым», «Доставь родителям радость».

Акции: «Спеши делать добро», «День приветствий», «Будем делать хорошо и не будем плохо». Игра «Светофор здоровья», КВН «Наше здоровье»; регулярно на уроках проводят оздоровительные минутки.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. (СанПиН 2. 2. 2. /2. 4. 1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы»)

В начальной школе есть оснащение проектором и экраном.

4 . Организация физкультурно-оздоровительной работы

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры);
  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий

5 . Реализация дополнительных образовательных программ

Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

  • внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс (оздоровительные программы каникулярного отдыха на базе школы);

  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п. (в школе 2 раза в учебный год проводятся Дни здоровья», спортивные соревнования, например «Весёлые старты» «Снайпер», «Мини-футбол», конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» соревнования по пионерболу, осенний легкоатлетический кросс;

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

  • интеграцию в базовые образовательные дисциплины (систематическое проведение физминуток, организация подвижных игр на переменах);

  • проведение часов здоровья ;

  • тренинги ( «Я умею выбирать», «Наркотик – враг» – тренинги безопасного поведения);

  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п. ;

  • организацию дней здоровья.

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

В сентябре и мае по традиции, проводится день здоровья. Традицией школы является и общешкольный праздник «День защиты детей» Данный праздник проходит в конце мая виде военизированной эстафеты. Традиционно школа участвует в президентских тестах ( районных и городских).

6 . Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. д. ;
  • приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно—методической литературы;
  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

В школе стало традицией проводить общешкольные родительские собрания. Регулярными являются беседы с родителями по темам: «Факторы риска курения у детей младшего школьного возраста»

«Рациональное питание школьников и их родителей»

Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т. п.

В школе проводится мониторинг заболеваемости обучающихся с декабря по март. Психолог проводит анкетирование обучающихся с целью определения утомляемости, тревожности. По результатам тестирования составляются графики по которым классный руководитель отслеживает динамику, проводит профилактику утомляемости.

Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности. Например, разучивание и проведение подвижных игр на переменах; классные часы «Огонёк здоровья», «Путешествие в страну здоровья», «Откуда берутся грязнули», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!».

Для того, чтобы оценить знания и действия обучающихся в области охраны и укрепления здоровья, педагоги школы используют:

  • тренинги-погружения в реальную ситуацию: «Я умею выбирать», «Злой волшебник – наркотик», «Скажем табаку и алкоголю – нет!» и др. ;
  • проектно-исследовательскую деятельность обучающихся («Доктор Природа», «Умеем ли мы правильно питаться»);
  • практические занятия: «Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте», «Правила безопасного поведения на воде» и др.

Комплексный план мероприятий, направленных на реализацию программы формирования здорового и безопасного образа жизни

Направление деятельности

Содержание деятельности, мероприятия

Сроки

Ответственные

Здоровьесберегающая инфраструктура

Выявление категорий детей, нуждающихся в бесплатном питании

Сентябрь

Социальный педагог Сурина Н. А. , классные руководители 1-4 классов

Витаминизация блюд.

Наличие в штате психолога, ,учителей физкультуры, медицинского работника

В течение года

август

Директор школы Якушина Е. В. , зав. столовой Лушкина Н. Н.

Организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

Проведение тематического педсовета по вопросам нормирования домашней работы обучающихся

Проведение психологических тренингов для учителей по вопросам индивидуального подхода к обучающимся

Октябрь

Ноябрь, март

Заместитель директора по УВР Иванцова Л. А.

Психолог Штеле К. М.

Физкультурно-оздоровительная работа

Спортивный праздник здоровья

Акции:

«Здоровая перемена»

«Нет вредным привычкам»

«Думай до, а не после «

«Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»

«Протест против курения»

КТД

«Маскарад вредных привычек»

«Быть здоровым – это здорово"

«Говорим здоровью – да!»

«Книжка»

«Игрушка»

Трудовой десант

Сентябрь

1 раз в четверть

1 раз в год

Заместитель директора по ВР Зернюк О. А. , зам. директора по БЖ Рябченко Н. С. ,

классные руководители 1-4 классов,

учителя физического воспитания ИсаковаС. Б. , Суетина Р. Д. , Матысон В. Ф.

Реализация дополнительных образовательных программ

Работа кружков:

– клуб «Здравотанцы»

– клуб «Здравоигры»

– Клуб «Здравовед»

Кружок «Разговор о правильном питании»

Проектно-исследовательская деятельность учащихся по вопросам

Метки: Воспитательная работа