Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Статья "Роль методического комплекса в повышении профессионализма педагогов"

Статья "Роль методического комплекса в повышении профессионализма педагогов" Пятнадцатилетний опыт управленческой деятельности показал, что проблема эффективности учебно-воспитательного процесса может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого преподавателя.

Практика доказывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение педагогического уровня – это чёткая организация методической работы.

В связи с чем приоритетной задачей моей деятельности как заместителя директора по учебно-воспитательной работе является создание методического комплекса, имеющего диагностическую основу, ориентированное целеполагание, направленного на развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном счёте – на повышение качества и эффективности образовательного процесса.

Потребовалось несколько лет, чтобы придать разрозненным методическим мероприятиям целостный характер, понять значимость диагностических процедур и необходимость их применения, овладеть навыками проектирования деятельности всех направлений работы и прогнозирования последствий реализации проектов.

Основные цели создания методического комплекса определили содержание: совершенствование профессионализма, повышение педагогической культуры и техники, овладение новыми методиками. Структура представлена следующими направлениями: цикловые (межпредметные) методические объединения, ЦМО

работа по единой методической теме,

самообразование,

работа проблемных групп,

школа передового опыта.

Чтобы обеспечить практическую направленность деятельности всех звеньев, планирование осуществляю через диагностирование педагогических кадров. В конце учебного года каждый учитель заполняет анкету «Сильные и слабые стороны моей работы». Совместно с психологом, руководителем ЦМО анализирую анкеты, составляю карты затруднений, которые способствуют планированию, ориентированному на индивидуальные запросы учителей.

Работая над созданием методического комплекса, постепенно пришла к выводу, что эффективность всякой деятельности обеспечивается ясным осознанием её целей всеми участниками. Таким образом, необходимо показать каждому педагогу обязательность коррекции затруднений, повышения компетентности, мотивировать стремление, к профессиональному росту. Опираясь на методические рекомендации, разработала сценарий деловой игры «Современный учитель: каков он?».

Итог проведения игры – разработка модели современного учителя, согласно которой «современный педагог это педагог высокого мастерства, развитыми личностными качествами, высокой квалификации способный достигнуть результативности труда». Она ставила каждого члена коллектива в позицию самооценки: «Соответствует ли мой педагогический портрет современным требованиям?». Кроме того, разработанная модель стимулировала действия учителя по ликвидации затруднений, по приобретению новых психологических и педагогических знаний.

Кратко остановлюсь на описании деятельности структурных звеньев и их роли в реализации общих целей созданного методического комплекса.

Основная единица – цикловые методические объединения (ЦМО). В школе функционируют следующие ЦМО.

1. учителей математики, физики, информатики.

2. учителей русского языка, литературы, английского языка, истории.

3. учителей биологии, географии, химии.

4. учителей трудового обучения, технологии, черчения.

Межпредметные объединения учителей помогают педагогам повышать методический уровень, приобретать психологические знания, систематически знакомят с опытам коллег

Кроме того способствуют углублению знаний по специальным дисциплинам, обеспечивают выполнение учебных программ и планов, что «работает на ученика», так как повышает эффективность учебного процесса. Формы деятельности различные: методические семинары, семинары по психологии (проводит психолог), открытые уроки, взаимопосищение занятий, «круглые столы».

При этом с моей стороны методическое руководство и помощь оказывается в виде консультаций, совместного планирования, инструктажа по наиболее важным психолого-педагогическим проблемам, подбора соответствующей литературы.

Неотъемлемой частью методического комплекса считаю работу по единой методической проблеме: она придает целостность всем другим формам повышения мастерства педагогов. Единая методическая проблема проходит красной нитью через планирование всех структурных звеньев. Определяю тему на перспективу (обычно на пять лет), с разбивкой на подтемы по годам. На 2008-2010 годы определена проблема «Личностно ориентированный подход в учебно воспитательном процессе».

Большое внимание уделяю руководству самообразованием учителей, которое является связующим звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации и расширения кругозора педагога. Необходимость самообразования диктуется спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, реализацией и тенденциями непрерывного образования.

На протяжении ряда лет отработала следующий подход к организации самообразования:

1. Диагностирование педагогических кадров, выявление затруднений учителей. Определение тем самообразования.

2. Работа по темам в течение трех, пяти лет.

2. 1. Первый год. Подбор литературы, поиск адресов передового опыта, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других учителей. В конце года представляется доклад на педчтениях.

2. 2. Второй год. Отработка технологий, подбор дидактических и наглядных средств. По завершению года учитель участвует в выставке педтруда, предлагая накопленный по проблеме материал.

2. 3. Третий год. Анализ, оценка, самооценка эффективности выполняемой работы. По окончании года педагог выступает по проблеме на фестивале методических идей, проводит уроки – панорамы.

Работая по данной схеме в течение трех лет, учитель тщательно изучат теоретическую основу проблемы, отрабатывает технологию, накапливает хорошую базу данных по ее эффективности в виде результатов обучения учащихся.

Самообразование вписывается в общий педагогический процесс, гармонично взаимодействуя с другими его видами, в частности с аттестацией кадров. При серьёзном и ответственном отношении к самообразовательной проблеме учитель может выйти с наработанным материалом на категорийную аттестацию.

Как правило, в ходе работы по теме педагог приобретает положительный опыт. Поэтому руководство самообразованием тесно связываю с обобщением и распространением опыта учителей. Применяемый при этом алгоритм имеет следующий вид:

I. Изучение опыта по теме.

1. 1 Изучение проблемы (литература по проблеме, материалы, собранные учителем)

1. 2 Изучение системы работы учителя (планирование, посещение уроков)

1. 3 Изучение результативности работы (срезовые работы, анкетирование)

II. Обобщение.

2. 1 Методический анализ опыта.

2. 2 Справка, оформление материала.

III. Распространение опыта.

(формы согласуются с учителем)

Взаимосвязь самообразования аттестации обобщения опыта представляю в приложении №8.

Зачастую учителя разных предметов работают по одной самообразовательной теме. В таком случае формирую проблемные (творческие) микрогруппы, основная задача их деятельности – освоить такой-либо опыт, новую методику, идею. Каждый член микрогруппы сначала самостоятельно изучает проблему, излагает коллегам, которые дополняют её, после чего все члены группы приступают к апробированию идеи. Когда новое усвоено, делятся наработанным с другими педагогами: выступают на семинарах, педсоветах, педчтениях.

Деятельность микрогрупп играет большую роль в совершенствовании процесса обучения. Так, в 2008 году творческая микрогруппа, возглавляемая психологом, в ходе исследования проблемы «Диагностико – коррекционная работа как основа обучения» разработала программу наблюдения за поведением школьника в процессе обучения в коррекционном классе, предложила схему тематического планирования по предметам, учитывающую психологические особенности детей.

Данные разработки помогли учителям – предметникам привести в систему коррекционную деятельность: опираясь на данные психологического обследования, можно планировать специальные развивающие задания на перспективу, фиксируя динамику в карте наблюдений.

Работа в микрогруппах развивает творческий потенциал учителей, формирует атмосферу поиска, исследования.

Важной сферой внимания считаю работу с молодыми специалистами, так как начало профессиональной деятельности молодого педагога – решающий этап в становлении личности.

В этом периоде исключительное значение имеет адаптация. Хорошо сознаю, что профессиональная адаптация возможна только при правильном отношении руководителей школы, всего педколлектива к молодому учителю. Существенную роль в сокращении процесса профессиональной адаптации играет школа передового опыта, которая функционирует в нашей школе в течение 6 лет и является важным структурным звеном в методической системе. На основании диагностики выявляются запросы молодых учителей, составляется план, учитывающей данные запросы. К работе в школе передового опыта привлекаю квалифицированных педагогов, способных оказать действенную методическую помощь молодым специалистам в ликвидации затруднений, в освоении педагогической техники. Распространенными формами работы в школе передового опыта стали тренинги по определению целей урока, по оптимальному выбору МО, форм организации, уроки-соавторства, опережающее прохождение материала наставником, практикумы, теоретические семинары, аналитические совещания.

Совместными усилиями всего коллектива под моим руководством в школе создан методический кабинет, где систематизирован материал по следующим направлениям:

1. Планирование работы

(образцы всех видов планов)

2. Аналитическая деятельность учителя (схема анализа, самоанализа уроков)

3. Коррекционная работа

(образцы документации по отслеживанию результатов и коррекции знаний)

4. Обобщение опыта работы

(справки по описанию опыта, папки «Из опыта работы», альбомы

«Мой лучший урок»)

5. Методический поиск

(отчеты ЦМО, проблемных групп, материалы педсоветов, семинаров)

6. Программно– методическое сопровождение учебного процесса

(программы, методическая литература)

7. Самообразование

(картотека по изучаемым темам, материалы отчетов по темам)

8. Аттестация

(материалы на аттестуемых учителей)

9. Диагностика уровня обученности учащихся

(банк срезовых работ)

Роль методкабинета в профессиональной деятельности учителей переоценить трудно. Располагая достаточными материалом, метод кабинет облегчает подготовку педагогов к педсоветам, совещаниям, консилиумам, способствует распространению опыта работы членов коллектива, профессиональному росту молодых специалистов.

Функционирующая в школе структура методической работы активизирует познавательную деятельность учителей, развивает профессиональные навыки педагогической техники, становится благоприятным фактором, влияющим на уровень компетентности и квалификации педагогов. В коллективе отмечается стабильная динамика в повышении категорийности кадров.

Учителя нашей школы – активные участники районных методических мероприятий: семинаров, конференций, «круглых столов», конкурсов.

Метки: Воспитательная работа