Программа развивающих занятий – развитие познавательной сферы младших школьников (1-4 классы). Ч. 2
Программа развивающих занятий – развитие познавательной сферы младших школьников (1-4 классы). Ч. 2
Содержание программы.
1. Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 1-х классов по развитию познавательных процессов.
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.
№ п / п |
Задачи. | Содержание | Дата проведения |
1 | Знакомство. Пояснение целей и задач занятий. Установление контакта.
|
– Вводная беседа. – Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания. (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает» – Рисование. Графический диктант. |
|
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации Развитие навыков саморегуляции. |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Саймон сказал», «Веселый счет») – Графический диктант. Штриховка. |
|
3 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Животные – растения», «Право – лево») – Графический диктант. Штриховка. |
|
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Незнайки», «лево – право») – Графический диктант. Штриховка. |
|
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Зайки-барабанщики», «Саймон сказал») – Графический диктант. Штриховка. |
|
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Лево – право», «Веселый счет») – Графический диктант. Штриховка. |
|
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») – Решение ребусов. – Графический диктант. Штриховка. |
|
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Работа в тетради. – Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») – Графический диктант. Штриховка. |
|
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») – Графический диктант. Штриховка. |
|
10 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Веселый счет») – Графический диктант. Штриховка. |
|
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Тень», «Будь внимателен») – Графический диктант. Штриховка. |
|
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Четыре стихии», «Веселый счет») – Графический диктант. Штриховка. |
|
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да – нет») – Графический диктант. Штриховка. |
|
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») – Решение ребусов. – Графический диктант. Штриховка. |
|
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Работа в тетради. – Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные – растения») – Графический диктант. Штриховка. |
|
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Саймон сказал») – Графический диктант. Штриховка. |
|
17
|
Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») – Графический диктант. Штриховка. |
|
18 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего») – Графический диктант. Штриховка. |
|
19 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да – нет») – Графический диктант. Штриховка. |
|
20 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение») – Решение ребусов. – Графический диктант. Штриховка. |
|
21 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Работа в тетради. – Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») – Графический диктант. Штриховка. |
|
22 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») – Графический диктант. Штриховка. |
|
23 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…») – Графический диктант. Штриховка. |
|
24 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Лево – право», «Будь внимателен») – Графический диктант. Штриховка. |
|
25 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да – нет») – Графический диктант. Штриховка. |
|
26 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да – нет») – Графический диктант. Штриховка. |
|
27 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») – Решение ребусов. – Графический диктант. Штриховка. |
|
28 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Работа в тетради. – Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») – Графический диктант. Штриховка. |
|
29 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») – Графический диктант. Штриховка. |
|
30 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал») – Графический диктант. Штриховка. |
|
31 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Лево – право», «Будь внимателен») – Графический диктант. Штриховка. |
|
32 | Подведение итогов. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. |
– Психогимнастика. – Психодиагностика. – Подведение итогов, планы на будущее |
Примечание. Количество занятий в 1-х классах по учебному плану составляет 32ч в связи с дополнительными каникулами.
Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 2-х классов по развитию познавательных процессов.
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок,
обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
№ п / п |
Задачи. | Содержание | Дата проведения |
1 | Обсуждение планов на будущее. Постановка целей и задач на учебный год.
|
– Вводная беседа. – Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает» – Рисование. |
|
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Саймон сказал», «Да – нет») |
|
3 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Животные – растения», «Сосед справа») |
|
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка») |
|
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Саймон сказал» «Футбол») |
|
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний») |
|
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») – Решение ребусов. |
|
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Работа в тетради. – Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй») |
|
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») |
|
10 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово») |
|
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен») |
|
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Я знаю пять . . . », «Муха») |
|
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перекличка») |
|
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Саймон сказал», «Что можно сделать из…») – Решение ребусов. |
|
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Работа в тетради. – Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные – растения») |
|
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справ») |
|
17
|
Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») |
|
18 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего») |
|
19 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да – нет») |
|
20 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол») – Решение ребусов. |
|
21 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Работа в тетради. – Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») |
|
22 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») |
|
23 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…») |
|
24 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Лево – право», «Будь внимателен») |
|
25 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор») |
|
26 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Футбол», «Да – нет») |
|
27 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») – Решение ребусов. |
|
28 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Работа в тетради. – Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») |
|
29 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») |
|
30 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал») |
|
31 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен») |
|
32 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
|
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да-нет») |
|
33 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать |
– Психогимнастика. – Разминка (вопросы – ответы) – Выполнение упражнений и заданий в тетради. – Динамическая пауза («Футбол», «Что будет, если. . . ») |
|
34 | Подведение итогов. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. |
– Психогимнастика. – Психодиагностика. – Подведение итогов, планы на будущее
|
Метки: Воспитательная работа