Классный час в 4 классе «Добру откроются сердца…»
Классный час в 4 классе «Добру откроются сердца…»
Цель:
1) формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;
2) воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка;
3) развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Задачи:
– формировать знания о категориях добра и зла;
– выявить представления детей о том, что такое добро и какими должны быть добрые поступки;
– содействовать формированию дружного коллектива.
Оборудование: презентация, притча, клубочек ниток, карточки с ситуациями, пословицы о добре, «золотые» ключики, цветы, кирпичики для дома, солнышко,листочки
Здравствуйте, ребята!
- Предлагаю всем встать в круг.
Нарисуйте в своем воображении цветок хорошего настроения. (Слайд 1)
Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. . .
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
- Спасибо. А теперь я предлагаю выбрать любой цветок и я приглашаю вас занять свои места за столами с вашим цветком. Вот мы и разделились на группы.
- Ребята, послушайте такую историю.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Вы, наверное, уже догадались, о чём будет наш классный час? Да, правильно, о доброте. «Добру откроются сердца» Слайд № 2
Народная мудрость гласит: «Доброта – что солнце» Слайд (3)
Как вы понимаете это выражение?
-– Да, солнце всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем?( Теплота, внимание, забота, любовь, понимание…)
В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Передавая друг другу это солнышко, продолжите фразу: «Добрый человек тот, кто…»
Только попробуйте не повторяться.
Спасибо, ребята, за добрые слова.
- А как много слов образовалось от слова «добро»! Попробуйте и вы их образовать, и наше солнышко засияет ещё ярче. (Слайд 4)
Доброта сердце добросердечный
сосед добрососедский
совесть добросовестный
нрав добронравный
душа добродушный
воля добровольный
порядок добропорядочный
желание доброжелательный
Проверим наши добрые слова (Слайд 5)
– А какие вы совершали добрые дела?
– Какие чувства вы испытывали, когда делали что-то доброе?
Значит, добрые поступки делают нас и других счастливее, приносят радость и удовольствие.
- Один философ сказал: «Недостаточно делать добро; надо делать его правильно. (Слайд 6)
Недавно я была свидетелем такой ситуации.
Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.
– Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень.
– А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.
– Садись уж, раз едешь.
– Спасибо, милок.
– И чего вам, пенсионерам, дома на сидится? А?
И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой, как живой укор совести.
Какой поступок совершил молодой человек?
(Хороший, он уступил место пожилому человеку. )
А почему он это сделал?
(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)
А как он это сделал?
(Плохо, обидел старушку. )
Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Какой вывод можно сделать из данной ситуации?
Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.
- А теперь я предлагаю вам рассмотреть ещё несколько ситуаций, они лежат у вас на столах. Прочитайте их, обсудите с товарищами, а потом мы все вместе дадим оценку этих ситуаций.
- Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: « Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
- Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл в лес и на дереве увидел свою шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе мальчика пищали птенцы. Илья не тронул птичье жильё. Он посыпал на траву хлеб и тихонько отошёл.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
- Старенькая бабушка попросила соседского мальчика помогать приносить ей продукты. Мальчик согласился. На следующий день он принёс старушке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся деньги, мальчик ответил, что это – плата за проделанную работу.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь. Что вы не только говорите, но и поступаете правильно.
- Упражнение «Клубочек плохих поступков»
Ребята, но не всегда мы бываем добры.
Попрошу выйти ……. .
У меня в руках клубочек плохих поступков. И сейчас мы будем их совершать по отношению к ……. Каждый называет плохой поступок, который когда-то совершил. ( При этом опутываю ученика, постепенно) Ребята, как вы думаете , а как …… себя чувствует? А как вы чувствуете себя? А ведь на его месте может быть каждый из нас. Что надо сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка? (Сказать доброе слово)
Дети говорят, я – разрезаю нити.
- Предлагаю всем встать, и сказать что-либо доброжелательное своему соседу, пожимая руки, и так всем своим товарищам (а также гостям)
- А сейчас хочу предложить побыть вам художниками. Попробуем создать картину, несущую добро – милый сердцу дом, чудесный сад и цветы доброты.
У всех на столах лежат кирпичики – элементы нашей картины. На каждом кирпичике написана часть пословицы.
Начинаем строить дом из кирпичиков мудрости и понимания.
Соедините половинки пословиц о доброте, и каждый свою пословицу укрепите на доске.
– Добрыми делами славен человек.
– Злой не верит, что есть добрый.
– Доброе слово и кошке приятно.
– Добрая слава лежит, а худая бежит.
– Доброго чтут, а злого жалуют.
– Доброе слово лечит, злое калечит.
– Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
– Доброта без разума пуста.
– Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
– Делай другим добро – будешь сам без беды.
– Доброе дело питает и душу и тело.
– Добрый человек в добре живет век.
– Худо тому, кто добра не творит никому.
– Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
– За доброго человека сто рук.
– Добрые умирают, да дела их живут.
– Вместе с постройкой дома обычно закладывается и сад.
Я вам предлагаю набор различных слов,которые вы напишите на листочках.
Выберите те качества, которые необходимы доброму человеку. Это будет крона деревьев из нашего сада. И прикрепите рядом с домом. (Работа в группах)
– аккуратный
– доброжелательный
– вежливый
– грубый
– умеет прощать обиды
– чуткий
– отзывчивый
– помогает в беде
– часто ссорится
– вспыльчивый
– скромный
– общительный
– ласковый
– веселый
– счастливый
– наглый
– внимательный
– жадный
– крикливый
– злой
(Выполняют задание. )
– Какие качества вы выбрали? (Слайд 7)
Как же наш дом и сад без цветов? Давайте посадим цветы доброты. Возьмите свой цветок, напишите на нём имя самого доброго человека класса.
-– Назовите, чьё имя вы записали? Почему?
Наша картина готова: есть дом, сад, цветы.
Помните: (Слайд 8)
- Добрые слова – корни
- Добрые мысли – цветы
- Добрые дела – плоды
- Добрые сердца – сады.
(Слайд 9) Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Возьмёмся за руки и подойдём все вместе к нашей картине. Какая она у нас получилась?( светлая, добрая, тёплая…) Такая, как ваши тёплые руки. Мне кажется, что такие руки не могут совершать зла.
– Как вы думаете, где находится сад и дом Доброты у каждого человека?
– В сердце! Слайд10
– Правильно! Вот мы и пришли к выводу : Добру откроются сердца!
А для ваших добрых сердец я хочу подарить каждому золотой ключик.
Слайд 11. А в заключении я предлагаю вам, ребята, послушать и спеть песенку про доброту(слова песни лежат на столах у детей) Песенка Фунтика про доброту
Слайд 12
Ребята! Будьте добры с теми,
кто вас окружает.
Делайте людям добро
и будьте уверены,
они отблагодарят вас тем же.
Помните, что без добрых дел
нет доброго имени.
Не стесняйтесь своей доброты
и поделись ею со всеми.
Открывайте свои сердца чаще для добрых дел!
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Мне очень понравилось сегодня работать с вами. А вам со мной было интересно? Кому понравилось – поднимите большой палец вверх, а кому – нет – опустите его вниз.
Слайд 13. Крутится, вертится шарик земной,
Годы, как птицы, летят чередой.
На классный час сегодня к вам пришла,
С собою в подарок шары принесла.
В красных шарах выраженье добра,
Я их с собою сейчас принесла.
Дружбы, любви это пламенный знак,
Чтоб вы пронесли его в ваших сердцах.
В синих шарах – голубые мечты,
Чтобы мечтали по-прежнему вы.
Чтобы сбывались мечты все у вас-
Этого я вам желаем сейчас!
В шаре зелёном надежда живёт
В то, что счастливым окажется год,
В то, что на свете не будет войны,
Будут леса и сады зелены!
Чёрный же шар я с собой не несла
Не потому, что его не нашла,
А потому, что в сердцах у детей
Лишь пожелания добрых и солнечных дней!
Вручаю детям шарики. Благодарю за сотрудничество!
Песенка Фунтика про доброту
Хорошо бродить по свету
С карамелькой за щекой.
А еще одну для друга
Взять в кармашке про запас.
Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта.
В этом мире доброта.
Хорошо бродить по улице
С теплым кроликом за пазухой,
Принимая как награду
Сердца маленького стук.
Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта.
В этом мире доброта.
Хорошо бродить по городу
С белым голубем в цилиндре,
С красным шариком на ниточке,
И с улыбкой до ушей.
Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта.
В этом мире доброта.
Правила доброты:
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
Помни:
*Попробуй не наступить, а уступить.
*Не захватить, а отдать.
*Не кулак показать, а протянуть ладонь.
*Не спрятать, а поделиться.
*Не кричать, а выслушать.
*Не разорвать, а склеить.
В. Е. Беспамятнова, МОУ Большекарайская СОШ, с. Большой Карай, Романовский район, Саратовская область
Метки: Воспитательная работа